Сказкотерапиия в работе с дошкольниками
материал

Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых ребенок боится сказать своим родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапиия в работе с дошкольниками

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

  • раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • развитие фантазии и образного мировосприятия;
  • знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
  • регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
  • формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
  • оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
  • развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
  • театрализация — роль исполняется самостоятельно или с помощью игрушек;
  • изотерапия: марания, техника каракуль, рисование листьями, песком и манкой, другими сыпучими материалами, монотипия (рисование с помощью уникального отпечатка);

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
  • «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
  •  «Русские народные сказки» — совершенствует внимание, память, речь; поощряет инициативность и самостоятельность в игре с символическими изображениями персонажей. Последовательность действий:
  • Педагог показывает малышам иллюстрацию к сказке, просит рассмотреть и сказать, как называется сказка, кто её главные герои, каковы их взаимоотношения
  • Совместно с детьми воспитатель рассказывает сказку, обращает внимание на картинки, изображающие персонажей, затем предлагает детям самостоятельно разыграть сюжет в ролевом исполнении, использую карточки-модули и проговаривая слова героев.
  •  «Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание. Последовательность действий:
  1. Малыши самостоятельно или с помощью педагога собирают карточку-изображение какого-либо сказочного героя.
  2. Собрав образ героя на картинке, ребёнок называет его имя, вспоминает сказки, в которых он принимает участие.
  •  «Поможем Колобкам!» — пополняет словарный запас, развивает внимание и память. Последовательность действий:

   Отвечая на вопросы педагога, дети вспоминают сюжет сказки о Колобке.

   Воспитатель обращает внимание детей на карточки с Колобками и объясняет, что они необычные, потому что в них спрятаны предметы (картинки). Чтобы лиса не съела Колобков, нужно отгадать предмет и правильно его назвать.

Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.

Художественные сказки — традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы, а также на волшебстве «оживотворения». Художественные сказки бывают следующих видов:

  • народные;
  • сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;
  • сказки на бытовую тематику;
  • страшные сказки;
  • фантастические сказки, наполненные волшебством.

Пример: сказка «Приключения Буратино» поможет доверчивому и непослушному малышу, «Принцесса на горошине» — избалованному и капризному, «Сказка о рыбаке и рыбке» — себялюбивому и жадному.

Виды сказок.

Дидактическая — самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка. Например:

  • как правильно и безопасно переходить проезжую часть;
  • как самостоятельно умываться, одеваться, заваривать чай;
  • как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;
  • как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.

Самое обыденное и скучное занятие можно сделать ярким и интересным с помощью удивительного волшебства превращений и перевоплощений. Сказочная история рассказывает о смысле и значимости конкретного умения, в финале ребёнка ожидает небольшое задание, в процессе выполнения которого он приобретёт реальный опыт и закрепит теоретическое знание.

Психологическая сказка — вымышленная история, плод фантазии автора, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребёнка. Сложность авторской сказки в том, что она передаёт важнейшую информацию в зашифрованном символическом виде, скрывая её за метафорическими образами. Психологическая сказка не будет рассказывать, как порадовать друга свежезаваренным чаем или вежливо попросить о чём-то взрослых, но зато она попытается объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.

Психокоррекционная сказка — своеобразный «мягкий намёк», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребёнка. В соответствии с нравоучительным замыслом рассказчик выстраивает сюжет определённым образом: в дебюте истории демонстрируется неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность), а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие), делаются выводы. Смысл событий сказочной истории может лежать на поверхности и легко улавливаться слушателем.

Психотерапевтическая сказка — самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утончённую красоту. Часто педагоги и психологи, ищущие сказки, способные принести эмоциональное облегчение, помочь в сложной жизненной ситуации, используют богатство религиозных притч, басен Эзопа, И. Крылова, легенд, былин и мифов.

Возрастные особенности сказкотерапии

В три–четыре года можно отметить следующие отличительные черты сказкотерапии:

  • Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.
  • Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.
  • Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.
  • Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.

Пять лет:

  • Совместное с ребёнком моделирование сюжетов, прорабатывающих его реальные жизненные ситуации, проблемы, страхи. Такая история может начинаться, например, такими словами: «Жил-был мальчик (девочка), который был очень похож на тебя».
  • Вся работа происходит на глубинном, подсознательном уровне, обсуждение и анализ в этом возрасте малоэффективны.
  • Задания, связанные с продолжением сказки, круговая методика совместного развития сюжетной линии, когда каждый ребёнок по очереди придумывает свой небольшой фрагмент, вплетая его в сюжет, создаваемый общими усилиями.
  • Пятилетние дети отдают предпочтение волшебным сказкам, видят себя в образе благородного принца, очаровательной принцессы, храброго солдата и т. д

Шесть–семь лет:

  • Сказкотерапия начинается с обсуждения и постановки проблемных вопросов.
  • Снять психологическое напряжение помогут сказки-страшилки, финал которых будет смешным и непредсказуемым.
  • Активно применяются дидактические сказки, например, математические задания, вплетённые в сказочный сюжет о преодолении испытания или сказка «Две лягушки», символически иллюстрирующая истину о том, что бороться нужно до конца.
  • Детям этого возраста интересны философские и бытовые сказки.
  • обку вернуться домой».
  • Арттерапия — работа над сферой воображения, эстетическое развитие восприятия прекрасного, совершенствование мелкой моторики.

Практические рекомендации проведения сказкотерапии

  • Проведению сказкотерапии предшествует встреча детей с самой сказкой, её сюжетом, образами главных и второстепенных героев. Ребята должны познакомиться с характером сказочных персонажей, чувствовать и понимать мотивы их действий, продумать и подобрать слова для диалогов.
  • Распределение ролей стоит проводить с учётом индивидуальных психологических особенностей малышей. Например, робкому, застенчивому ребёнку имеет смысл поручить роль смелого и доброго героя (отважного принца или рыцаря-защитника), а капризному, избалованному ребёнку целесообразнее поработать над аналогичными чертами характера героя, в которого ему придётся перевоплотиться — это поможет ему взглянуть на себя со стороны.
  • Дети участвуют в сказкотерапии исключительно на добровольной основе. Задача педагога — заинтересовать малышей, подобрать эффективные приёмы мотивирующего характера: отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворения, увлекательное игровое задание, рассматривание картинок.
  • Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами, оптимальное количество детей составляет восемь-десять человек. В группе должно быть не более одного ребёнка, склонного к повышенной эмоциональной и двигательной активности. В то же время введение в подгруппу ребёнка, владеющего связной, грамотной, логически выстроенной речью, а также природным артистизмом, позволяющим передать образ сказочного героя в жестах, мимике, выразительной интонации, ритмике движений, безусловно, поможет педагогу в работе.
  • Наиболее удачное место для проведения сказкотерапии — светлая комната с мягким ковровым покрытием (комната для релаксации), свободная от лишней мебели и атрибутики, мешающей сконцентрировать внимание ребят.
  • Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают, поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид деятельности, например, заняться лепкой фигурок сказочных героев, рисованием наиболее интересных эпизодов сказочной истории, провести игровую дыхательную, пальчиковую гимнастики или физкультминутку.
  • Итоговую часть сказкоторапии обычно посвящают обсуждению, вопросы к которому необходимо подготовиться заранее и не пускать процесс на самотёк. Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные изменения на перспективу. Пример итоговой беседы:
  • Что было самым трудным в нашем путешествии в сказку?
  • Что помогло нам преодолеть все преграды?
  • Кому мы помогли в сказке, кого выручили из беды?
  • Чему научило нас наше путешествие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...

"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....

Сказкотерапия при работе с дошкольниками

Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Влияние сказок на детей-дошкольников....