Главные вкладки

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Три кита в музыке»
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Туркина Ирина Ивановна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Койгородок.

    Технологическая карта

    организованной  образовательной деятельности с детьми.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Тема: «Три кита в музыке»

    в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

    Автор – составитель:

    Музыкальный руководитель:

    Туркина И.И.

    с.Койгородок

    2020 года

    Дата и время проведения: Май  2020 г.

    Место проведения: Музыкальный зал.

    Количество детей: 15 человек.

    Тип деятельности ООД: Тематическое.

    Форма организации ООД: Групповая.

    Средства организации детей: Игровая деятельность, двигательная, коммуникативная.

    Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающие технологии, технологии ИКТ, личностно – ориентированное взаимодействие, игровые  технологии, технология сотрудничества с детьми.

    Цель: Научить детей определять жанры в музыке: песня, танец, марш.

    Задачи:

    1. Формировать  знания, умения и навыки о 3-х жанрах музыки: песня, танец, марш и различать их в музыке.
    2. Закрепит умение различать  музыкальные жанры с помощью прослушивания произведений П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пения песни «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина, танца «Озорная полька» муз. Н. Вересокина и игры «Какой «кит» звучит?».
    3. Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять, что можно сделать под эту музыку.
    4. Развивать творчество, расширять кругозор, воспитывать эстетический вкус.
    5. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

    В ходе ООД:

    - Дети закрепляют определение жанры и его виды: песня, танец, марш.

    - Дети рассуждают и высказывают  своё мнение в течение всей музыкальной деятельности.

    - Учатся различать жанры в музыке с помощью слушания  произведений «Марш деревянных солдатиков», «Полька» П.И. Чайковского, пения песни «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина, танца «Озорная полька»  муз. Н. Вересокина и игры «Какой «кит» звучит?».

    - Практически показывают марш с помощью своих пальчиков, танцуют «Озорную польку» муз. Н. Вересокина, поют песню «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина, играют в музыкальную игру «Какой «кит» звучит?».

    Планируемый результат к концу данного занятия:

    • Закрепить 3 жанра музыки: песня, танец и марш с помощью слушания  произведений «Марш деревянных солдатиков», «Полька» П.И. Чайковского, пения песни «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина, танца «Озорная полька»  муз. Н. Вересокина и игры «Какой «кит» звучит?».
    • Дети имеют представление,  что такое жанр, о её разнообразии, особенностях,  которые могут  выразить их в музыке.
    • Формируются  умения различать жанры в музыке.  
    • Развиваются  умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности.
    • Воспитывать чувство дружеского отношения детей друг к другу.

    Предварительная работа: Разучивание  песни «Песенка - чудесенка» муз. А. Берлина, танец «Озорная полька»  муз. Н. Вересокина, слушания  произведений «Марш деревянных солдатиков», «Полька» П.И. Чайковского;  подготовить для детей карточки для игры «Какой «кит» звучит?» (марширующие солдаты, поющие дети, танцующие дети). Разучивание  распевки «Море волнуется, кит плывёт», изготовление подарков для поощрения детей – распечатанные киты на синей ксероксной бумаге.

    Используемый  материал:  Дидактический материал – карточки для игры «Какой «кит» звучит?» (картинки: марширующих солдат, поющих детей и танцующих детей), использование мультимедийной презентации (видеопроектор и ноутбук) – показ слайдов для мотивации детей, коврики по количеству детей, для поощрения вырезанные киты из бумаги.

    Музыкальный репертуар: Слушания  произведений «Марш деревянных солдатиков», «Полька» П.И. Чайковского, пения песни «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина, танца «Озорная полька»  муз. Н. Вересокина и игры «Какой «кит» звучит?».

    Этап и его продолжительность.

    Задачи этапа.

    Формы организации совместной деятельности педагога и детей.

    Содержание совместной деятельности на каждом этапе.

    Деятельность педагога.

    Деятельность воспитанни

    ков.

    Методы, приёмы средства, которые использует педагог.

    Результат.

    Вводно -организационный.

    Мотивационно – побудительный.

    Актуали

    зация знаний

    Организовать внима

    ние детей, подго

    товить их к музы

    кальной деятельности.

    Закрепить знание детей о жанрах.

    Звучит  музыка «Шаг и подскоки». Педагог здоровается с детьми и даёт установку на вход в зал: На 1 ч. Музыки идём шагом, на 2 ч. музыки делаем подскоки.

    Звучит  музыка «Шаг и поскоки».

    Дети заходят под музыку и выстраиваются в круг.

    М.Р.: Здравствуйте, ребята! (Музыкальное приветствие).

    - Скажите, что вы сейчас услышали, когда зашли в зал?

    Дети: музыку.

    М.Р.: Правильно. Ребята, а как вы думаете,  из чего состоит музыка?

    Дети: Из звуков, нот, песен, танцев….

    М.Р.: Молодцы! Я теперь предлагаю вам послушать одну маленькую легенду.

     Установка: Давайте мы все возьмём коврики и сядем на них по  «турецки», прямо перед волшебным экраном, который вам кое – что покажет.

    Легенда.

    В далёкие времена считали, что земля не круглая, а плоская и стоит на спинах трех китов (Слайд 2).  Только потом люди доказали, что земля круглая, и вращается вокруг солнца (Слайд 3). Точно также и сейчас в наше время  люди считают, что музыка тоже держится на трёх китах. Видите, ребята, оказывается  и в музыке у нас есть свои «киты» и  у каждого  есть своё имя - «Песня», «Танец» и «Марш». (Слайд 4). (Слайд 5). По другому,  их называют жанры.

    М.Р.: Вы слышали когда – нибудь это слово «жанры»?

    Дети: Да.

    М.Р.: Ну-ка, Мирослава скажи,  что же такое жанры?  (Ребёнок отвечает).

    - Ребята, давайте вместе скажем что такое «жанры». Жанры – это различные виды музыки. 

    М.Р.: Сегодня ребята я вам предлагаю попутешествовать на этих китах по музыке? Ребята, кто хочет отправиться на китах в путешествие? Но у нас будет не простое путешествие, нам придётся угадывать эти жанры в музыке, определять их. Как вы думаете,  мы справимся с этим заданием? Попробуем.

    Дети (отвечают).

    М.Р.: Музыка бывает разная маршевая, песенная, танцевальная, музыка для прослушивания…. Видите,  как много различных видов  (жанров) музыки бывает. Давайте мы вспомним каждого кита…

    М.Р.: Посмотрите ребята, Кит по имени «Песня», он какой? (Слайд 6)

    Дети: очень добрый и душевный кит.

    М.Р.: Верно, ведь Кит «Песня» это всегда мелодия, а мелодия-это «душа музыки».

    - А Кит по имени «Танец», он какой? (Слайд 7).  

    Дети: Весёлый, задорный, озорной.

    М.Р.: Правильно.

    Кит «Танец» - натура очень эмоциональная, подвижная - любит танцевать.

    М.Р.: А вот кит по имени «Марш»? (Слайд 8)

    Дети: Бодрый, чёткий, ритмичный.

    М.Р.: Молодцы, всё правильно! Кит «Марш» энергичный товарищ, любит маршировать.

    М.Р.: Тогда убираем коврики вот сюда в сторону (показывает детям,  куда складывать коврики) садимся на спину одного из китов, мы пока с вами не знаем на каком ките мы с вами сидим,  и не знаем имя этого кита. Это нам предстоит узнать.

    Дети садятся на стульчики, представляя, что садятся на спину кита.

    Приветству

    ет детей. Задаёт вопросы об услышанной музыке.

    Просит обратить внимание детей на экран.

    Закрепляет с детьми  знания о жанрах музыки (песня, танец и марш).

    Спрашивает у детей, что такое жанры.

    Приветству

    ют музыкально

    го руководите

    ля.

    Обращают внимание на экран.

    Закрепляют знания о жанрах.

    Говорят об особеннос

    тях и характернос

    ти каждого жанра.

    Дети выстраиваются в круг.

    Садятся на коврики по – турецки во время прослушивания легенды о трёх китах и во время просмотра слайдов на картинке о трёх китах музыки.

    Радост

    ное приветст

    вие, установление зрительного контакта. Эмоциональный настрой.

    Дети закрепляют характеристику каждого жанра.

    Организационно – поиско

    вый.

    Актуали

    зация.

    Актуализация имею

    щихся знаний и представлений.

    Педагог задаёт вопросы детям, дети отвечают.

    М.Р.: Ребята, на протяжении всего года мы с вами знакомились с творчеством одного композитора. Вспомните,  с произведениями,  какого композитора мы с вами знакомились больше?

    Дети: П.И. Чайковский.

    М.Р.: Верно.  (Слайд 9).

    - Ребята, из какого альбома мы слушали его произведения?

    Дети: Из «Детского альбома».

    (Слайд 9).

    М.Р.: Правильно и на примере его произведений, мы с вами и вспомним все эти жанры. Я вам предлагаю сейчас послушать фрагмент произведения из «Детского альбома» Чайковского и определить,  какой Кит жанр сейчас прозвучит. Если вы определите, то отгадаете имя первого кита, на котором мы сидим.

    Педагог задаёт вопросы детям о композиторе, о его произведениях.

    Дети отвечают на вопросы педагога.

    Приём разъяснения и объяснения.

    Дети должны вспомнить композитора, с которым знакомились в течение года, с его произведениями (П.И.Чайковский).

    Пробуж

    дение у детей желания узнать больше о трёх китах в музыке.

    Расшире

    ние имеющихся представ

    лений.

    Открытие детьми новых способов действий.

    Закре

    пить знания о

    2 жанрах музыки, при прослушивания произведений П.И.Чайковско

    го «Марш деревянных солдатиков» и «Полька».

    Закрепить танец «Озор

    ная полька».

    Прослушивание произведений П. Чайковского.

    Рассматривание слайдов картин  на экране

    .

    Звучит музыка «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.

    Дети: Это марш.

    М.Р.: Правильно. Это «Марш деревянных солдатиков».

    (Слайд 10). Как называется музыка?

    Дети: Марш деревянных солдатиков.

    М.Р.: Молодцы!  Что удобно делать под эту музыку?

    Дети: Маршировать.

    М.Р.: Что такое марш?

    М.Р.: Это музыка,  под которую шагают, маршируют.

    Дети: Он бодрый, громкий, под него можно шагать, даже на барабане сыграть…

    М.Р.: Ну, конечно, значит это Кит марш - наш первый кит (Слайд 11).

    - Ребята, раз это у нас марш для маленьких деревянных солдатиков, я вам предлагаю сейчас немного поиграть,  поставьте свои левые ладошки, а правыми промаршируйте указательными и средними пальцами на них. Посмотрите как…

    М.Р. показывает, как маршировать пальчиками на ладошке.

    М.Р.: А теперь под музыку.

    Дети слушают фрагмент произведения еще раз и играют пальчиками.

    М.Р.: Молодцы! Так хорошо и чётко под музыку шагали наши пальчики, маленькие солдатики.

    - А теперь ребята, нам пора отправляться в путешествие на следующем ките и отгадать его имя.

    Слушание фрагмента «Полька»

    П. И. Чайковского.

    Дети: Это полька.

    М.Р.: Верно.  (Слайд 12).

    - А что же такое полька?

    Дети: Это чешский народный танец.

    М.Р.: Ребята, эта музыка отличается от предыдущей, которую мы слушали?

    Дети: Да.

    М.Р.: Чем же она отличается?

    Дети: Она звучит быстро, весело, задорно…...

    М.Р.: Верно. А что удобно делать под такую музыку: петь, маршировать или танцевать?

    Дети: Танцевать.

    М.Р.: Какие ещё вы знаете танцы? Дети: Вальс, полька, хоровод, плясовая…

    М.Р.: Правильно, ребята, значит это какой Кит?

    Дети: Танец.

    М.Р.: Правильно. Это второй Кит жанр «Танец» (Слайд 13). Ребята, Кит приглашает  нас потанцевать свою польку, хотите ребята?

    Дети: Да.

    М.Р.: Тогда мальчики пригласите девочек и встаньте в пары. Мы с вами сейчас будем танцевать «Озорную польку».

    Танец в парах «Озорная полька» муз. Н. Вересокина.

    М.Р.: Молодцы,  как здорово,   мы с вами поплясали.

    Педагог задаёт вопросы детям, спрашивает о характере произведе

    ний.

    Педагог просит детей встать в круг парами и станцевать танец «Озорная полька».

    Дети отвечают на вопросы педагога.

    Ребята встают в круг парами и танцуют танец «Озорная полька».

    Наглядный и словесный метод.

    Практический метод.

    Дети закрепляют марш и танец (2 музыкальных жанра).

    Дети закрепляют танец.

    Динамическая пауза.

    Организовать

    взаимо

    дейст

    вие детей друг с другом в достижении результа

    та.

    Закрепление песни «Песен

    ка - чудесенка.

    Пение песни «Песенка – чудесенка» муз. А. Берлина.

    М.Р.: Ребята, посмотрите на волшебный экран. С каким Китом мы ещё с вами не путешествовали по музыке? Какой Кит к нам пришёл?

    (Слайд 14).

    Дети: Кит «Песня».

    М.Р.: Правильно. Ребята, чем же песня отличается от других китов?

    Дети: В ней есть не только музыка, но и слова.

    М.Р.: Верно сказали.

    Установка: Ребята, садитесь на стульчики. Послушайте мелодию одной песенки и скажите, какую песенку я вам сыграла?

    М.Р. исполняет мелодию песенки.

    Дети: Это «Песенка – чудесенка».

    М.Р.: Верно. Ребята  расскажите, как прозвучала мелодия.

    Дети: Весело, красиво, задорно….

    М.Р.: Правильно и именно так песенку и нужно петь. Но перед тем как мы споём приготовим к пению наши голосочки.

    М.Р.: Ребята, а где же живут киты?

    Дети: В море.

    М.Р.: Верно, в море, (Слайд 15)

    давайте мы с вами споём распевку 

    (Слайд 16).

    «Море волнуется, кит плывёт».

    Дети распеваются.

    М.Р.: Ну вот ребята, наши ротики готовы к пению. Теперь пора нам спеть «Песенку – чудесенку».

    «Песенка – чудесенка»

    муз. А. Берлина.

    М.Р.: Ну, ребята, с каким китом мы сейчас с вами путешествовали по музыке?

    Дети: Кит – песня.

    М.Р.: Молодцы ребята, верно.

    Педагог показывает картинки на экране.

    Играет детям мелодию песни.

    Педагог играет детям распевку.

    Дети угадывают мелодию песни, рассматривают картинки на экране.

    Поют песню.

    Дети распеваются.

    Метод практический и наглядно – слуховой.

    Приём показа.

    Дети закрепляют жанр «Песня».

    Выполнениераспевки правильно.  

    Практическая работа.

    Организовать практическую работу с детьми.

    Игровая деятельность.

    Закрепить 3 кита в музыке («Песня», «Танец», «Марш») в игровой форме.

    М.Р.: Вот мы с вами  ребята сегодня путешествовали с тремя китами в музыке и смогли отгадать их. Все эти киты - братья и очень дружат между собой, поэтому любят поиграть вместе (Слайд 17).

    - Ребята, а вы любите играть?

    Дети: Да.

    М.Р.: Тогда я вам раздам карточки их 3 шт. (первая картинка – поющие дети, вторая картинка – танцующие дети, третья картинка – марширующие солдаты) и предлагаю поиграть в игру «Какой «кит» звучит?

    Установка: М.Р.: Я вам буду включать фрагменты произведений, а когда музыка закончиться поднимаем ту картинку, которая совпадает с музыкой. Слушаем внимательно, приготовились,  начали…

    Педагог включает фрагменты вальсов, полек, маршев, песен а дети угадывают «кита» и поднимают соответствующую карточку.

    М.Р.: Молодцы!  Справились с этой игрой и правильно определили жанры в музыке.

    Педагог раздаёт карточки с картинками: марширующие солдаты, поющие дети, танцующие дети.  Объясняет правила игры.

    Включает музыку различных видов жанров (марш, песня, танец).

    Дети слушают правила игры, поднимают карточки с картинками: марширующие солдаты, поющие дети, танцующие дети. Угадывают жанр музыки во время прослушивания фрагментов различных произведений.

    Метод практический, наглядно – слуховой.

    Дети закрепляют 3 кита в музыке («Песня», «Танец», «Марш»).

    Рефлексия.

    Подведение итогов ООД, обобще

    ние детьми знаний, умений и навыков.

    Фронтальный и индиви

    дуальный опрос.

    М.Р.: Ребята скажите…

    1. А чем мы сегодня с вами отправлялись в путешествие?

    Дети: Чтобы научиться определять различные жанры в музыке.

    2. С какими тремя китами (жанрами) мы с вами сегодня путешествовали по музыке?

    Дети: Песня, танец, марш.

    3. Кто запомнил ребята, что такое жанры?

    Дети (индивидуально): Это различные виды музыки.

    4. Чему мы сегодня научились?

    Дети: угадывать жанры, различать их…

    5. М.Р. (Задаёт детям вопросы индивидуально).

    - Какой жанр (кит) тебе больше всего понравился: марш, песня или танец и почему?

    - Что для тебя было интересным сегодня?

    Проверка полученных результатов.

    Подведение итогов ООД с точки зрения: качества выполненной работы, эмоциональ

    ного состоя

    ния, обсужде

    ние особеннос

    тей индивидуальной и совместной работы.

    Самопроверка

    Что понравилось, что запомнилось. (Возможно с помощью взрослого).

    Высказываются по поводу полученной информации, качества выполнен

    ной работы,   оценивают своё эмоциональ

    ное состояние.

    Метод объясне

    ния, пояснения, разъясне

    ния.

    Беседа с детьми.

    Обсужде

    ние детской деятель

    ности.

    Осознание себя, как участника познаватель

    ного, творческого процесса.

    Дети учатся сомооценке и самоанализу.

    Сформиро

    ванность элементар

    ных знаний, умений, навыков.

    Заключительный этап.

    Направ

    ление внима

    ния детей.

    Форми

    рова

    ние интере

    са к содержанию ООД и его полученным результатам.

    Поощрение.

    М.Р.: Ребята, сегодня мне с вами было интересно путешествовать на 3- х китах музыки и вместе с вами угадывать их и различать. Поэтому я вам хочу подарить вот таких китов, которые будут вам напоминать о том, что в музыке существует 3 кита (жанра) в музыке.

    Поощрение детей с помощью картинок «кит» (вырезанных из картона).

    Получение эмоциональ

    но – позитивного настроения.

    Поощре

    ние детей.

    Сформиро

    ванность  представления о 3-х жанрах музыки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка» Тема «Зимушка - зима»

    Форма НОД – групповаяТип ООД – интегрированное (Музыка + изобразительное искусство)Возраст  детей -  6-7 лет (подготовительная группа)Цель: Создание условий для обобщения знания детей о сезо...

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка" Тема "На весенней полянке"

    Технологическая карта организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», направления «Музыка»Составлен музыкальным руководителем Каз...

    Технологическая карта сценария музыкального развлечения по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», музыкальная деятельность Тема: «Вместе с мамой всё смогу!»

    Технологическая карта сценария музыкального развлечения            по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие&ra...