Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста в режимных моментах" (из опыта работы).
консультация

Консультация для педагогов "Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста в режимных моментах" (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста в режимных моментах».

(из опыта работы)

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они  не всегда способны   понять чужие эмоции  и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Первое  место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального  благополучия.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей.  Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции  во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами, от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка  - зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении,  самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые  и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и  все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Важным   условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Дети впервые  приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно  уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть  своего  времени. Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности.  Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Исходя из всего вышеперечисленного целью работы воспитателя группы раннего возраста является создание эмоционального благополучия для детей раннего возраста. Перед педагогом стоят следующие задачи:

  • обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
  • забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
  • формировать у ребенка позитивный образ своего «я»;
  • содействие личностному развитию детей раннего возраста;
  • взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

Комфортное психологическое состояние ребёнка определяет его поведение, которое характеризуется следующими признаками: он спокоен, весел, жизнерадостен, активно и охотно включается в детскую деятельность и общение, с удовольствием посещает детский сад. Когда окружающие с пониманием относятся к ребёнку, признают и не нарушают его прав, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Чтобы малышам жилось комфортно в нашей группе, чтобы их эмоциональное состояние было благополучным, мы создаем для этого все условия. Работа по эмоциональному благополучию ребёнка в группе начинается с подготовки его к поступлению в детский сад и благополучной адаптации. Проводим совместную работу с родителями по подготовке детей к поступлению в детский сад и их спокойной адаптации. С этой целью ещё задолго до прихода ребёнка в группу, проводим первое родительское собрание, где рассказываем об особенностях адаптации и обращаем внимание на факторы успешной адаптации. Предлагаем экскурс по группе, знакомим с условиями жизни детей в группе. Рекомендуем родителям формировать у ребёнка положительное отношение к предстоящему событию.

В первые дни адаптации, окружаем малыша заботой, теплом, любовью. Присутствие мамы вместе с ребёнком в группе – залог успешной адаптации. Для того, чтобы детям нравилось в группе, было интересно и с удовольствием шли, мы создаем все условия. Работаем над привлекательной предметно – развивающей средой, где учитываем все потребности малышей. Мини – двигательная среда необходима для развития биологических потребностях в движениях детей. Мы стараемся, чтобы дети двигались весь день: утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, физкультурные и музыкальные занятия, гимнастика пробуждения, пальчиковая и дыхательная гимнастика, физкультурные минутки. Движения приносят детям радость, улучшают их эмоциональное состояние, положительно влияет на физическое и психическое состояние.

Дидактические игры способствуют развитию сенсорных способностей, логического мышления и развития мелкой моторики руки. В Уголке «Ряжения» дети преображаются, что способствует развитию у детей артистических способностей, фантазии и воображения. «Жилая комната» – уголок с игрушками, которые максимально приближают малышей к предметам в быту. Во время игры направляем действия детей, не нарушая детской инициативы. Поощряем самостоятельность, воспитываем доброжелательное и внимательное отношение друг к другу.  Игры в Домике способствуют сближению детей между собой, это и уголок уединения, где ребёнок может побыть один, «почитать» или поиграть. С целью укрепления здоровья ребёнка выполняю различные упражнения для формирования ЗОЖ. Для профилактики простудных заболеваний проводим гимнастику с элементами массажа рук, стопы ног, ушных раковин. Также проводим закаливающие процедуры: умывание прохладной водой, воздушные ванны. Для профилактики плоскостопия, прямохождения провожу различные упражнения – босохождение по массажному коврику, катание скалки, хождение на пяточках, носочках и др.

Для улучшения эмоционального настроения детей проводим различные игры на повышение эмоционального состояния и снятия напряжённости у детей – «Мы захлопали в ладошки», «Давай порадуемся». Прослушивание детских песенок положительно влияет на настроение детей. Успокаивает малышей наблюдение за водой, слушания журчания ручейка. Улучшает эмоциональное состояние детей метод «песочная терапия» - прекрасная среда для установления положительного контакта детей друг с другом. Учим детей правильному поведению в различных ситуациях. Учитывая индивидуальное развитие детей, показываем правильные приёмы во время кормления, одевания, при привитии навыков личной гигиены и самостоятельности, а также во время игр. В общения с детьми исключаются все факторы негативного поведения – всё то, что обижает, унижает, лишает инициативу и подавляет волю. Стремимся, чтобы в группе была атмосфера спокойствия, открытости, добра. Ласково обращаемся с ребёнком - лёгкое прикосновение, подбадривание – словом всё то, что вызывает желание действовать, играть, общаться. В группе создана атмосфера доброжелательности, спокойствия, уважения друг к другу, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, не был зажат, мог спокойно проявлять свои интересы и желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...

Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

"Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста в режимных моментах"

Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют боль...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»

В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...