Главные вкладки

    «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС» Доклад Тема: «Формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий в работе педагога (из опыта работы)»
    методическая разработка (средняя группа)

      Цель  здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.                                           

    Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2021.docx44.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Октябрьский»

    Научно-практическая конференция

    «Инновационная  деятельность  педагога  в  современных  условиях»


    «Использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС»

    Доклад
    Тема: «Формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий  в работе педагога (из опыта работы)»

    Выполнила: воспитатель

    Нигметова Р.Р.

    Введение

    «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

      В.А. Сухомлинский

    Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155).                                                                                

     Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. 

    Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача:

    • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    а также:

    • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья.
    • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
    • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
    • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
    • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим,  здоровьесберегающим.

    Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. 

    Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

    Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

    Глава 1. Здоровьесберегающие технологии

    1. Понятие, цель и задачи применения  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?    

    Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.                                                                                              

      Цель  здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.                                            

    Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.

    1.2. Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в ДОУ:

    1. Медико-профилактические технологии

    - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

    Формы и методы реализации технологии:

    •углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

    • коррекция возникающих функциональных отклонений,

    •отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

    •реабилитация соматического состояния здоровья,

    •противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

    •витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

    •санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

    2.Физкультурно-оздоровительные технологии  -направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников

    Формы  и методы реализации технологии:

    • Закаливающие процедуры;
    • беседы по валеологии;
    • спортивные праздники, развлечения и досуги;
    • дни и недели здоровья и т.д

    3.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

     -направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Формы и методы реализации технологии:

    • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
    • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
    • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
    • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

    4.Технологии валеологического просвещения родителей

    -направлены на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

    Формы и методы реализации  технологии (взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей)

    • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе - рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
    • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
    • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.);
    • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

    5. Здоровьесберегающие образовательные технологии

     -предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений  оберегать его.
    Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
    Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 

    Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

    1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг-это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела; ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая после сна, ортопедическая и т.д.

    2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»), коммуникативные игры, самомассаж, утренняя гимнастика, спортивные развлечения, праздники, недели и дни здоровья, совместные мероприятия с родителями

    3.Коррекционные технологии: артерапия; цвето-терапия; технологии музыкального воздействия; сказкотерапия, психогимнастика , артикуляционная гимнастика и т.д

       Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

    Глава 2. Формы и методы реализации здоровьесберегающих технологий  в работе педагога (из опыта работы)

         В наш модернизированный и автоматизированный век, человек все меньше двигается. Автомобиль, телевизор, компьютер, – все это обуславливает малоподвижный образ жизни. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника. Считаю, что на сегодняшний день активнее нужно использовать технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии обучения здоровому образу жизни. В физкультурно-оздоровительной работе с детьми я использую следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

    Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика (с предметами или без).
    Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
    При  проведении НОД  постоянно провожу  физкультминуткиИх цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
    Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
      Неотъемлемым компонентом  лечения любых заболеваний дыхательных путей дошкольника, укрепления его здоровья и надёжной профилактики  ОРВИ является –дыхательная гимнастика. В режиме дня старших дошкольников дыхательная гимнастика занимает одно из первых мест. Регулярное занятие дыхательной гимнастикой  укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет детей.

    В целях профилактики зрительных нарушений, предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий регулярно использую различные формы зрительной гимнастики.

    Для того, чтобы снять у  детей состояние напряжения или усталости, которое возникает в течение дня в  результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы провожу  «минутки шалости», релаксационные паузы или упражнения. Не оставляю без внимания и использование таких форм  коррегирующих технологий как  артикуляционная гимнастика.

    3 раза в неделю проводятся физкультурные занятия (два-в помещении, одно-на свежем воздухе). В целях создания положительного эмоционального настроя, создания оптимального двигательного режима, повышения работоспособности и спортивной закалки детей раз в месяц проводятся спортивные праздники или развлечения (в помещении и на открытом воздухе). Каждый день после сна  проводится  бодрящая гимнастика, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года используются различные варианты гимнастики: разминка в постели (5-6 упражнений общеразвивающего воздействия) и гимнастика игрового характера (3-6 имитационных упражнений).

    Особое внимание в режиме дня старших дошкольников  я  уделяю  проведению закаливающих процедурспособствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни..
    При работе с детьми мною  обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
    -
    Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

    -Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
    -
    Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
    -
    Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
    -
    Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

    Виды закаливания, используемые в оздоровительной работе:

    В  старшей и подготовительной группе  мною  широко используются  такие виды закаливания детского организма, как ходьба по массажным коврикам, воздушные и солнечные ванны (летом), самомассаж, умывание, мытьё рук прохладной водой, хождение босиком (в группе и летом по траве).

    Прогулка  является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детей. Для того, чтобы прогулка давала эффект, необходима смена последовательности видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
    Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения  на улице.
    Проводимые на свежем воздухе физические упражнения  и п/игры способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

    Оздоровительная работа в нашей группе усиленно проводится  и  в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. 
    Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции.

    Безусловно, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций на тему здоровья также  имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.

    Заключение

    Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы воспитателей является снижение заболеваемости детей. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.  Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует  для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

    Список используемой литературы

    1.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка.  – М., 1993

    2.Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. – М.: Аркти, 2000

    3.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28

    4.Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 -6 лет. - ИздательствоВладос, 2001 г.

    5. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2005

    6.Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003

    7.Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109

    8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999

    9. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

    10.Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009

    11. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003

    12. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012

    13. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры с воздушными шарами с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Шарики воздушные, легкие летучие».

    Проект для детей раннего возраста содержит игры для развития сенсорного восприятия окружающего мира ребенком. Недельный проект, в котором каждый день проводится 6 различных игровых занятия. Среди них ...

    Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

    Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....

    Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

    В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

    «Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.

    Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...

    "Использование инновационных технологии в работе с детьми по изучению ПДД в условия реализации ФГОС"

    Описание опыта работы ДОУ"Использование инновационных технологии вработе с детьми по изучению ПДДв условия реализации ФГОС"...

    «Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

    quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...