Статья. Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
статья (старшая, подготовительная группа)

Громова Наталья Викторовна

Статья

Тема: «Формирование пространственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»

*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14

Статья

Тема: «Формирование пространственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Составила воспитатель:

 Громова Наталья Викторовна

г. Санкт-Петербург

2021 год

Перед дошкольными образовательными организациями стоит задача формирования всесторонне-развитой личности ребенка, способной хорошо ориентироваться в окружающем мире. Современные дети дошкольного возраста живут в информационном пространстве. Предпосылки овладения средствами восприятия разнообразной информации, ее переработки закладываются в процессе развития пространственных представлений. Умение ориентироваться в окружающей действительности, выделять и осваивать наиболее существенные ее моменты, является необходимым условием овладения разными видами деятельности.

Одним из важнейших показателей интеллектуального  развития
ребенка является уровень овладения пространственными представлениями,
умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных
пространственных понятий.  

Многие психологи и педагоги уделяли внимание важности сформированности пространственных представлений у детей. В работах
А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, А.М. Леушиной, А.А Люблинской, М.В. Вовчик-Блакитной, Т.А. Мусейибовой, Н.Я. Семаго и др.был раскрыт ряд закономерностей совершенствования пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.В частности, было установлено, что качество этой ориентировки в большой мере зависит от усвоения детьми пространственных представлений.
Работы таких исследователей  имеют огромное  значение для понимания и развития теории восприятия пространства и пространственной ориентировки. В них сформулированы основные положения, раскрывающие природу и происхождение чувственных и логических знаний человека о пространстве.

 В Большом психологическом словаре под пространственными представлениями понимается «представления о пространственных и пространственно-временных  свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д.» ( Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 672 с.)

По мнению А.Р. Лурия, пространственные представления — это «деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов» .

По Н.Я. Семаго, пространственные представления неоднородны по 
своему строению, и, являясь, психическими образованиями, отражающими
различные характеристики объекта, подразделяются на координатные,
метрические, структурно-типологические и проекционные.

А.М. Леушиной были разработаны методы и содержание формирования у детей пространственных представлений, которые применялись на практике. Предложенная ею концепция формирования элементарных математических представлений послужила источником для большинства современных исследований.

А.А. Люблинская, изучая возрастные особенности восприятия
пространства, выделила три категории усваиваемых ребенком знаний о
пространстве:
1) понимание удаленности предмета и его местоположения;
2) определение направлений

3) отражение пространственных отношений.

Т. А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста: ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.

    В  дошкольном образовании  пространственные представления
развиваются в различных видах деятельности: в процессе образовательной
деятельности по формированию математических представлений, на физкультурных и музыкальных  занятиях, в изобразительной деятельности, дидактических и подвижных играх и т.д.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом видами деятельности детей дошкольного возраста являются:
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

-игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игр);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице);

-изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- двигательная (овладение основными  движениями)

   Во все  виды деятельности можно включать элементы, направленные на формирование пространственных представлений у детей.

  Работа по формированию пространственных представлений входит в раздел формирование элементарных математических представлений, что  включено в содержание образовательной  области «Познавательное развитие».

  В образовательной деятельности по формированию математических представлений детям даются знания  о различных пространственных связях и отношениях.

   В коммуникативной и речевой деятельности дети  овладевают грамматическими формами выражения пространственных отношений.

  Ведется работа по развитию умения словесно обозначать положение частей своего тела и предметов в пространстве, используя соответствующие наречия, прилагательные, предлоги, а также указывать в речи основные направления пространства, проговаривать действия при расположении предметов в реальном пространстве или на схеме.

   Особое внимание необходимо уделять продуктивной деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия. Одним из видов такой деятельности является  изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности старшие дошкольники учатся передавать пространственные отношения между предметами и их частями, учатся ориентироваться на листе бумаге, выполнять изобразительные действия по предложенному плану-схеме и т.д.

  Следующим видом продуктивной деятельности, в котором формируются
пространственные представления, является конструирование. Под детским
конструированием понимают различные постройки из строительного
материала, изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и других
материалов. При конструировании для развития пространственных представлений могут применяться игры с использованием развивающего

дидактического материала: палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша,

геометрические игры-головоломки «Танграм», «Дары  Фрёбеля» .

Данный дидактический материал направлен на развитие как творческого

конструирования, мелкой моторики, пространственного воображения, логики, так и пространственных представлений и навыков практической ориентировки на плоскости.

    В развитии  пространственных представлений  применяются моделирование. Наглядное моделирование выступает не только как метод, но может быть использован как средство ориентировки детей в действительности, обобщения, планирования и контроля действий и составляет одну из форм опосредования, которыми овладевают дошкольники.

   Двигательная деятельность ребенка предоставляет широкие возможности для развития  ориентировки в пространстве как важной составляющей пространственных представлений .Во время  занятий используются специальные игровые упражнения и игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. Также  ориентировке в пространстве способствуют упражнения в построении и перестроении .

   У детей старшего дошкольного возраста большое значение необходимо

уделять закреплению и совершенствованию умения двигаться в указанном

направлении, менять направление движения во время ходьбы или бега. На занятиях по физическому развитию для более точного обозначения направления педагог должен употреблять в своей речи предлоги и наречия, такие как вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и другие. Учитывая умение детей ориентироваться на себе, он учит их двигаться в нужном направлении.

    Выполнение различных трудовых операций, опирающихся на

пространственные представления, также влияет на развитие умений выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно

словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях.

Нет ни одного вида деятельности детей, в котором  пространственная ориентировка не являлась бы важным условием развития и усвоения знаний, умений и способностей.

Вопрос формирования ориентации дошкольников в пространстве важен и достаточно объемен. Деятельность ребенка, сориентированная на инициативное познание существующей действительности, обеспечивает полноценное овладение знаниями о пространстве, формированию способности пространственного ориентирования. Подходя к этапу начального школьного обучения, дошкольникам необходимо научиться свободно, ориентироваться в направлениях движения, в пространственных отношениях между ними и окружающими объектами.

  Формирование пространственных представлений имеет огромное значение: благодаря этому активизируется речь, пополняется словарный запас; формируются навыки ориентировки на улице и проезжей части; ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как отдельные анатомические единицы; ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе; развивается логическое мышление, воображение, кругозор. Чем успешнее дети освоят задачи ориентировки в пространстве в дошкольном детстве, тем менее проблемным станет их обучение в первом классе.

Литература

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у
детей. - М. : Просвещение, 1964г.

2.Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1998г.

3.Основная   общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы»  ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой.  МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва 2016г.

4.Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей.
Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. - М.: Айрис-пресс, 2005г.

5.  Леушина, Л. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  – М.: Просвещение, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

Реализация личностно-ориентированного подхода с целью успешной самореализации детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Со вступлением в силу ФГОС ДО педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми и уделить особое внимание такой современ...

Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....

Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»

Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...