Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.
статья

Котолевская Марина Юрьевна

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет   от души, а душа добра и красива народная.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

                                                                          Выполнила: Котолевская Марина Юрьевна.

                                                                                                                 

                                                                                               Музыкальный руководитель                

                                                                                                           ГБОУСОШ № 26 г. Сызрани.

                                                           2021 год.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет   от души, а душа добра и красива народная.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами   духовно-нравственного воспитания дошкольников в музыкальной деятельности на мой взгляд, должны стать:

                                Задачи:

1. Посредствам песни, игры, пословицы знакомить детей с русскими традициями. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать трудолюбие и уважение к человеку труда.

2. Дать понятие «народная музыка». Воспитывать интерес к народной музыке. Познакомить с  народными костюмами. 

3. Ввести детей в круг основных народных праздников, показать их тесную и органическую связь, познакомить с народными  традициями.

4.Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Развивать эмоционально- чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь.

5.Развивать желание активно  участвовать  в инсценировке сказок,    
  праздников, развлечений, стимулировать совместную музыкальную игровую  

   деятельность, эмоциональную отзывчивость детей.

 Так же обязательно должен присутствовать компонент творческого развития:

Компонент творческого развития включает в себя  виды детской деятельности: игровую, познавательно исследовательскую, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов  музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивается

представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа.

Работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру.

Свою работу по приобщению детей к народной культуре я построила на основе ознакомления детей с русскими праздниками и традициями

Одной из ярких формы приобщения детей к культурному наследию являются предпраздничные посиделки. На них дети узнают о культурных ценностях народных праздников. У них формируются навыки общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками. Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка - хозяйка горницы) вместе с детьми определяют, для чего они собрались. Основная цель - это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы предметами старины.

Особое внимание  уделяется совместной деятельности детей, воспитателей, музыкального руководителя,  родителей. Так, например, родители помогают изготавливать элементы праздничного оформления помещения, дети с музыкальным руководителем разучивают песенки, хороводы, танцы; с инструктором по физкультуре разучивают русские народные игры.

Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников. Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствует сближению всех членов семьи.

Таким образом, приобщая детей к народной культуре, народным праздникам и традициям, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, умения, знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера. Ведь народные праздники являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу, оставляя в их памяти глубокий след.

Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев.

          Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления +мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

          Обязательно должен присутствовать компонент творческого развития: игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность.

          Свою работу по приобщению детей к народной культуре я построила на основе ознакомления детей с русскими праздниками и традициями.

Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы детство без праздников.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении коллектив ДОУ, который преследует цель приобщения воспитанников к истокам русской народной культуры.

Одной из задач стало знакомство дошкольников с традициями народного праздника. При организации детских праздников как особой формы проведения свободного времени, соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Из всего разнообразия праздников были выбраны наиболее любимые детьми, такие как Осенины, Проводы зимы(Масленица), Праздник «Березки».

ОСЕНИНЫ - основная цель этого праздника – расширение социально-коммуникативных умений, осмысление дошкольниками истоков народных праздников. Перед праздником с дошкольниками проводится предварительная работа. Так, например, специально для выставки «Дары природы» или «Осень урожайная» дети вместе с родителями изготавливают поделки из овощей, фруктов, семян и других даров природы. Каждая группа оформляет осеннюю композицию, придумывает свой девиз. О своеобразии земледельческого календаря дети узнают во время интегрированных занятий познавательного цикла.

Проводы Зимы (Масленица)Народный праздник веками отработанный способ единства людей в коллективном сопереживании события. Один из самых радостных и светлых праздников. Праздник Масленица имеет давнюю народную традицию, восходящую к древним славянским верованиям. Масленица - это праздник прощания с зимой и встречи весны, проводится с особенным размахом. Целую неделю народ печёт блины и ходит друг у другу в гости.

Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитывать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух до глубокой старости. Проведение народных  праздников стало традицией в нашем детском саду. В нашем дошкольном учреждении мы с детьми проводим  праздник «Березка» Цель его проведения продолжить приобщение к духовным ценностям природной культуры. Создать радостное весеннее настроение. Воспитывать бережное, заботливое  отношение  к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Ознакомление с фольклором отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки,игры

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Работая музыкальным руководителем провожу все эти виды деятельности : исполнение народных песен, слушание народной музыки,  подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; гимнастика под музыку; развлечения (народные праздники) с использованием всех видов музыкального искусства; театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.  Работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно- нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Особое внимание уделяется совместной деятельности детей, воспитателей, музыкального руководителя, родителей. Так, например, родители помогают изготавливать костюмы, элементы праздничного оформления помещения,  разучивают с детьми песенки, хороводы, танцы, народные игры, принимают  участие в проведении праздников. Ведь народные праздники являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми  любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу, оставляя в их памяти глубокий след

Таким образом, приобщая детей к народной культуре, народным праздникам и традициям, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, умения, знания, развиваем личность каждого ребенка, формируя черты русского характера

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....

Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....

Презентация. Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Русские  народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Русская народная сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольника

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни...