План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
материал (младшая группа)

Донскова Анна Николаевна

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019_-_2020_uch.g.docx108.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска  

детский сад № 61 « Соловушка»

C:\Users\ЮниАрт\Pictures\СОЛОВЕЙ2-ЛОГО.jpg

План работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год.

воспитателя Донсковой Анны Николаевны

Тема: «Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактические игры»

Нижневартовск 2019 г.

Цель:

  • Формирование сенсорного  развития  у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Задачи: 

  • Создать условия для сенсорного развития детей  младшего дошкольного возраста через  дидактические  игры.
  • Расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
  • Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
  • Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед)

Проблема. 

  • Недостаточные условия для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей в группе.
  • Низкий уровень сенсорного развития детей, вновь поступивших в детский сад.
  • Низкий уровень  родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.

Тема самообразования.

Период работы

над темой.

Результат, диагностическое исследование, тестирование, мониторинг.

 Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактические игры.

2018 -2021г.

Мониторинг уровня сенсорного развития детей  2 - 3 лет на октябрь 2019 уч. года.

На первом, диагностическом, этапе  я  выяснила исходный уровень развития зрительного восприятия (способность различать цвет, форму, величину). Проанализировав сенсорное развитие воспитанников в начале учебного года, я получила следующие результаты: 

Высокий

Средний

Низкий

Различает и называет основные цвета.

20%

35%

45%

Различает плоскостные геом. фигуры.

30%

25%

45%

Различает предметы по величине и фактуре предметов.

20%

27%

53%

Группирует предметы  по форме, цвету, величине.

17%

34%

49%

Обирает пирамидку в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

20%

30%

50%

 

Основываясь на результатах диагностики показавшей небольшое количество детей с высоким уровнем развития, и большое количество детей с низким уровнем развития, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний.

Для выявления эффективности влияния дидактической игры на обучение детей раннего возраста сенсорным эталонам был проведена итоговая диагностика на конец года. При анализе результатов повторного диагностирования были выявлены положительная динамика, высокий уровень повысился примерно  на 15%

Мониторинг уровня сенсорного развития детей 2  - 3 лет на май  2020 уч.года.

Высокий

Средний

Низкий

Различает и называет основные цвета.

35%

50%

15%

Различает плоскостные геом. фигуры.

50%

30%

20%

Различает предметы по величине и фактуре предметов.

35%

45%

20%

Группирует предметы  по форме, цвету, величине.

25%

50%

25%

Собирает пирамидку в возрастающем и убывающем порядке по величине колец.

40%

45%

15%

Проанализировав итоговые результаты, я  пришла к следующему выводу: систематическое использование дидактических игр, положительно влияет на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Дидактическая игра позволяет детям учиться, играя, развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

План на 2019 – 2020  учебный  год.

Учебный год.

Проблема.

Методическая тема.

Содержание работы.

Форма

отчетности.

Планируемый

результат.

2019 – 2020 уч.г.

1. Недостаточные условия для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей в группе.

 2.Низкий уровень сенсорного развития детей, вновь поступивших в детский сад.

3.Низкий уровень  родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка 1,6 -3 лет через дидактические игры

1.Подбор литературы.2.  Диагностика детей: выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. 

3. Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

4.  Привлечение родителей к изготовлению игр по сенсорному развитию детей.

5.Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

6. Оформление стендов, папок передвижек, буклетов.

.                                                                                                                                                  

Обмен опытом в ДОУ.

 В дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Формы представления результатов самообразования. 

  • Презентация работы.
  • Проведение семинара.
  • Мастер – класс.
  • Аттестация.

Проблема: Недостаточно у детей знаний в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

Задачи на следующий год:

  • Научить детей различать основные цвета; 
  • Познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность.

Список методической литературы.

  • Башаева Т. С. Форма, цвет, величина, - М.  Просвещение, 1995.
  • Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.  Просвещение, 1985.
  • Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: кн. для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Венгер Л. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной. – М.: Просвещение, 1973.
  • Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
  • Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
  • Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, рекомендации. Детство-Пресс, СПб.: 2005.
  • Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1978;
  • Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. -  М.: Мозаика-Синтез, 2003
  • Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"

Цель самообразования: формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в простра...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" за 2020- 2021уч.г.

Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через дидактические игры...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" 2021-2022уч.год.

План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 3-го года жизни через дидактические игры"...