КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация

Кудинова Елена Александровна

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в поддержке и помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisnye_situatsii.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ В ЖИЗНИ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Кудинова Елена Александровна

(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем – теремок» город Новокуйбышевск)

Кризисные ситуации и их преодоление в жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     В современном мире детей с особенностями развития, с ограниченными возможностями здоровья очень много и с каждым годом их количество увеличивается. В семье, имеющей такого ребенка, возникает много кризисных ситуаций и преодолевать сложности бывает непросто, а иногда и невозможно без помощи специалистов.

     Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, можно разделить на две группы:

- Семьи, для которых проблемы ребенка принимаются адекватно, отношение к особенностям ребенка носят конструктивный характер. Такие семьи не «опускают руки», не углубляются в длительные переживания, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме.

- Семьи, для которых проблемы ребенка принимаются неадекватно, отношение к особенностям ребенка носят диструктивный характер, который часто выражается в виде игнорирования проблемы, а также жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка.

     Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья становится проблемной как для ребенка, так и для общества, в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

     Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

  1. Родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, а также его индивидуальные особенности. Такая семья объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.
  2. Родителями отрицается тот факт, что у ребенка имеются особенности, что ребенок аномальный, что его проблемы оказывают воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. Ребенок зачастую не выдерживает высоких требований и у него происходит истощение компенсаторных ресурсов и как следствие адаптация в полном объеме не происходит.
  3. Реакция семьи в форме чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей, проявляют чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость, как следствие уровень адаптации снижается.
  4. Родители скрыто отрицают особенности ребенка. Проблемы считаются позором. Внешне родители заботливы, внимательны, но эмоционально родители холодны, это снижает самооценку ребенка, травмирует.
  5. Родители открыто отвергают ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья принимается с отвращением, и это не скрывается. Отношения в семье разрушаются.

Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья вырос социализированным, уравновешенным, адекватным, воспитательная тактика семьи по отношению к нему должна быть такой же, как и при воспитании здорового ребенка. А для этого семьям необходима психологическая помощь, потребность обсудить, поделиться своими трудностями, сомнениями.  

     Особенности социально - педагогической поддержки детей - инвалидов и их родителей.

     Существуют специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

     Формы реабилитации:

- Медицинская. Направлена на восстановление, компенсацию утраченной функции.

- Психологическая. Воздействие на психическую сферу как ребенка, так и семьи. Развитие и коррекция индивидуально-психологических особенностей.

- Педагогическая. Целый комплекс мероприятий воспитательного характера по отношению к ребенку, для того, чтобы он овладел навыками самообслуживания, получил образование.

- Социально-экономическая. Комплекс мероприятий по обеспечению ребенка с ограниченными возможностями здоровья комфортными условиями проживания, денежному обеспечению.

- Профессиональная. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья доступным видам труда, предоставление индивидуальных приспособлений, для удобства в быту.

- Спортивная и творческая. С помощью спортивных мероприятий, участия в художественной деятельности всей семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья укрепляется физическое и психическое здоровье.

     Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей, воспитывающих их, сегодня официально признается одним из важнейших компонентов социальной деятельности общества. Она заключается в определении педагогического прогноза при разработке тех или иных законопроектов, программ, мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществляет всю социальную работу с ними и с их родителями на основе принципов проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных, педагогических закономерностях и способствующих личностному развитию, самовоспитанию, самореализации, созданию комфортной среды обитания в социуме; предполагает целесообразную систему общественной помощи подрастающему поколению в его социальной жизни.

     Проблема семей детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, надо воспитывать и социализировать своего ребенка таким, какой он есть. Специализированные службы помогут психологически, а также в реабилитации, социализации, обеспечении.


Список литературы

  1. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
  3. Брускова Е.С. Семья без родителей. М, 2003.
  4. Куфтяк Е. Кризис родителей // Социономия (социальная работа). 2005. № 2. С. 29-31.
  5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  6. Солнцева Л. И., Денискина В. 3. «Психология воспитания детей с нарушениями зрения» (2004)
  7. Ткачёва В. В. «Семья ребёнка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование». (2008)
  8. Фирсова В.Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Психологическое сопровождение и реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффе...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Консультация для родителей "Если в Вашей семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья"

В консультации предоставлен материал в помощь родителям воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья....

Практико – ориентированный проект «Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (средней продолжительности)

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во мно...