Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)
материал (младшая группа)

Королева Марина Александровна

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ

(автор Роньжина А.С.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_adaptatsiya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ

(автор Роньжина А.С.)

  1. Теоретические основы

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [2, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [2, с. 6].

Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения:

  • Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
  • Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
  • Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [1, с. 23-25].

На процесс адаптации ребенка влияют:

  • достигнутый уровень психического и физического развития,
  • состояние здоровья,
  • степень закаленности,
  • сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
  • личностные особенности самого малыша,
  • уровень тревожности и личностные особенности родителей [2, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

  1. Реализация технологии:

Цель применения технологии: создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи применения технологии:

  • обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОО;
  • установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
  • создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
  • снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
  • помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и семье.

Описание этапов применения технологии:

  • I этап – аналитический. Цель: анализ проблем, возникающих в период адаптации у детей младшего дошкольного возраста.

Формы и методы работы:

  • анализ литературы (изучение особенностей адаптации, программ и диагностиках, которые можно применить),
  • беседы с воспитателями (для выявления тяжелоадаптируемых детей и проблем взаимодействия воспитателя с детьми),
  • анкетирование родителей до посещения ребенком детского сада (узнать особенности каждого ребенка и подобрать условия для лучшей адаптации).
  • II этап –проектировочный. Цель этого этапа: создание программы занятий по адаптации для младшего дошкольного возраста. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
  • III этап – практический. Этап непосредственного применения программы Роньжиной А.С. Цель: реализация технологии.

Содержание этапа:

  • Организация своевременного психологического просвещения родителей в вопросах подготовки детей к детскому саду. Сюда входят родительские собрания, папки-передвижки в группах с информацией об адаптации, буклеты.
  • Организация и осуществление психологической диагностики уровня адаптированности детей младшего дошкольного возраста. Для того, чтобы оценить качество проводимой работы нужно знать, с чем ребенок пришел и что стало. В начале посещения детей дошкольным учреждением проводится диагностика, которая включает метод наблюдения и методика, представленная А.С. Роньжиной.
  • Организация занятий по адаптации с детьми в целях профилактики эмоционального напряжения по программе А.С. Роньжиной. Это цикл занятий по адаптации детей.
  • IV этап – заключительный. Цель этого этапа: анализ результативности реализации технологии, т.е. проводится повторная диагностика методом наблюдения и методикой Роньжиной А.С. В период проведения занятий в середине цикла устраивать диагностику, для наблюдения динамики.
  1. Трансляция опыта:

https://nsportal.ru/koroleva-marina

  1. Выводы по реализации технологии

Технология позволяет дошкольникам успешно адаптироваться к условиям ДОО, сформировать багаж социальных компетенций, который позволит дошкольникам успешно социализироваться. Ведение «Листа адаптации» на каждого ребенка и учет посещаемости занятий позволяет проследить прямую зависимость благополучной адаптации от проводимых мероприятий. Результативность реализации технологии отражена в ежегодном отчете об адаптации детей групп раннего возраста.

Список литературы:

  1. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
  2. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду. - Минск: Зорны верасень, 2006. — 68 с.
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003 - 72 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...

профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...

Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс.  Длительное пребывание  в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и д...

Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.

     При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения.  В этот период дет...

Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.

Всем известно, что при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, и многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дети стан...