Педагогическая технология «Река времени». Автор технологии: Короткова Надежда Александровна
консультация

Мордухович Наталья Сергеевна

Педагогическая технология «Река времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_vremeni.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология

«Река времени»

Автор технологии: Короткова Надежда Александровна

          Уважаемые коллеги, посмотрите, пожалуйста на спинку Вашего стула, тех у кого сзади обнаружится желтый кружок, я попрошу выйти и присесть за этот стол. Для Вас у меня отдельное задание. Оно находится в конверте.

       А теперь, позвольте начать свое выступление с рассказа о том, что вот уже 2 года я работаю по теме самообразования «Приобщение детей к русской народной культуре и традициям». И я никогда не задумывалась, о том какую педагогическую технологию я реализую. Я просто занималась с детьми тем, что интересно мне и, как оказалось, детям, потому что они ждут вторника, когда мы проводим кружковую деятельность «Карусель», где непосредственно реализуем задачи темы моего самообразования. И когда, Марина Анатольевна поставила перед нами задачу «подготовить мастер-класс, где мы поделимся педагогической технологией, которую используем», я задумалась…

       Я начала анализировать, что мы чаще всего делаем и для чего мы это делаем. И я пришла к понимаю того, что чаще всего мы отправляемся в историю вещей и событий. Мы узнаем, «как это было», «как это развивалось», «как это происходит сейчас» и «как это будет происходить в будущем». Я начала искать в интернете информацию о сравнении предметов во времени, путешествие во времени. И что Вы думаете? Оказывается, сама того не ведая, я два года реализовала педагогическую технологию Надежда Александровна Короткова «Река времени».

     Теория:

 Технология «Река времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира.

       Для реализации своей технологии Надежда Александровна предложила дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. «Будущее» я предложила сделать отдельной «остановкой».

       Каждая остановка во времени — обозначена «меткой». У нас такими «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде.

       Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Возможно использовать следующие методы:

   1.Словесный метод.

  • Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

  • а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
  • б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
  • в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

  • Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

  • Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

  • Обсуждение реального или вымышленного события.
  • Постановка цели исследования (узнать).
  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения.
  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Практика:

А теперь, коллеги предлагаю вам выбрать в меня в руке палочку. У кого короткие палочки приглашаю выйти ко мне. Мы с Вами попутешествуем по «Реке времени». Обратите внимание здесь представлены 4 временных промежутка «древность», «старина», «современность», «будущее».

Загадка:

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море!

                  (Утюг)

Для чего нам нужен утюг? А всегда ли утюги были такими, какими мы привыкли видеть их сейчас? А вы хотите узнать какие утюги были в разные времена? У меня есть картинки. Прошу Вас разместить их соответственно временному пространству. Спасибо. Коллеги на местах вы согласны. Как нам узнать верно ли мы разместили картинки по «Реке времени»? У меня есть небольшие характеристики утюгов, прочитав, которые мы точно сможем разместить изображения утюгов во времени. Предлагается текс. И так можно дополнять «Реку времени» не только текстом, картинками, но и реальными предметами.

А теперь предоставляю слово «фокус»-группе. Каким было Ваше задание? Приглашаю Вас представить нам утюг будущего!

Вывод:

Опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать, придумывать. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов. Всё это в целом может влиять на их интеллектуальное развитие.

Рубель и валик

Рубель (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем» .

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники.

В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения формы, близкой к современной. Утюги нагревались в печи или углем

Так вот и гладили.

Вместе с самоваром

«Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги устроил в царицыной палате утюг железный» — таково первое упоминание на Руси об утюге, зафиксированное в книге расходов царского двора Михаила Федоровича Романова.

Запись была сделана 10 февраля 1636 года, а уже к XVIII веку в стране было налажено производство утюгов с горячими углями внутри. По бокам этих представителей бытовой техники делались дырочки. Хозяйки дули в дырочки — и угли разгорались. Интересно, что вес дальних родственников современных утюгов мог доходить до 12 кг.

Впрочем, некоторые литейные заводы производили и небольшие утюги — для глажки кружев, манжет и воротников.

Стоит отметить, что поначалу позволить себе утюги могли лишь обеспеченные семьи. Хозяйки XVIII века перед приходом гостей часто выставляли утварь напоказ наряду с самоваром. Нередко утюги украшались причудливыми орнаментами.

Электрический утюг

6 июня 1882 года по праву считается днем рождения электрического утюга, патент на который получил американец Генри Сили. Первые электрические утюги не были безопасны: их владельцев часто било током. Кроме того, поначалу изобретение Генри Сили не могло регулировать температуру, вследствие чего одежда часто или прожигалась, или оставалась непроглаженной.

Лишь в 1920 году появились утюги с термостатическим управлением.

В России XIX века помимо утюгов из чугуна были популярны газовые утюги. Они разогревались от горящего газа, утечка которого, кстати, часто приводила к пожарам и взрывам. А в деревнях хозяйки активно пользовались водяными утюгами, к платформе которых сверху приваривался чайник. Так женщины одновременно и грели воду, и гладили белье.

Виды современных утюгов

На сегодняшний день в магазинах бытовой техники можно увидеть разные виды утюгов. Невозможно представить быт каждой семьи без этой малогабаритной электрической техники. Глажка одежды из разных материалов требует особого подхода. Поэтому выбирая утюг, следует определиться с тем, какой вид лучше приобрести для повседневного использования в быту.

Классификация

На данный момент выпускаются следующие виды:

  1. Классические, или обыкновенные.
  2. С терморегулятором и распрыскивателем.
  3. Паровые.
  4. Дорожные.

Технические характеристики

При выборе утюга нужно обратить внимание на следующие технические характеристики:

  1. Мощность.
  2. Подошва.
  3. Система подачи пара.

Подошва утюга

Покрытие подошвы тоже важный фактор, на который нужно обращать внимание при приобретении утюга. Различают следующие виды покрытий:

  • алюминиевое;
  • стальное;
  • керамическое;
  • металлокерамическое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная педагогическая технология "Река времени" Консультация для педагогов

Консультация для педагогов. Современная педагогическая технология "Река времени"...

Познавательно-исследовательская деятельность. Современная педагогическая технология «Река времени».

В данном докладе будет идти речь о технологии "Путешествие по реке времени", как о поисково - исследовательской деятельности....

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии " Путешествие по реке времени Н.А.Коротковой"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Традиционные формы ...

Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста

Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...

Современная педагогическая технология "Река времени"

Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в ста...

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытыва...