НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НА ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Вопрос воспитания одаренных детей, а так же методов и форм данного воспитания всегда стоял на повестке дня, поскольку задачей образовательной системы в рамках ФГОС ДО является не просто процесс воспитания и обучения определенным навыкам и социализации личности ребенка, а именно раскрытия в нем индивидуальности, талантов и одаренности.  всегда в данной статье  рассмотрены возможности инновационных подходов в теории обучения одаренных детей.

Вовремя работы над данной статьей, нами были собраны и проанализированы труды авторов ранее раскрывающие этот аспект воспитательного процесса, а так же рассмотрены разнообразные источники электронных ресурсов которые отражают или как-то касаются данной темы.. Методом анализа и синтеза были сделаны выводы, что несмотря на существенные изменения в образовательных стандартах, учебные заведения делают акцент в сторону синкретического подхода при организации учебно-образовательного  процесса. Однако расширяя и углубляя определение «одаренности» приходит понимание того, что такой подход не может быть максимально эффективным для решения задач по раскрытию и развитию одаренности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_odarennyh_detey_roshchupkina.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.01

НОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ НА ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Рощупкина Т.Ю/Уколова О.Н.

МАДОУ Детский сад №2 "Ромашка" Россия, Белгородская область,

Г.Губкин ул. Раевского д 12б

Аннотация: выбранная тема является очень актуальной, поскольку вопрос воспитания одаренных детей, а так же методов и форм данного воспитания всегда стоял на повестке дня, поскольку задачей образовательной системы в рамках ФГОС ДО является не просто процесс воспитания и обучения определенным навыкам и социализации личности ребенка, а именно раскрытия в нем индивидуальности, талантов и одаренности.  всегда в данной статье  рассмотрены возможности инновационных подходов в теории обучения одаренных детей.

Вовремя работы над данной статьей, нами были собраны и проанализированы труды авторов ранее раскрывающие этот аспект воспитательного процесса, а так же рассмотрены разнообразные источники электронных ресурсов которые отражают или как-то касаются данной темы.. Методом анализа и синтеза были сделаны выводы, что несмотря на существенные изменения в образовательных стандартах, учебные заведения делают акцент в сторону синкретического подхода при организации учебно-образовательного  процесса. Однако расширяя и углубляя определение «одаренности» приходит понимание того, что такой подход не может быть максимально эффективным для решения задач по раскрытию и развитию одаренности.

Ключевые слова: образовательный процесс, одаренность, талант, педагогический подход, инновации, творчество, саморазвитие.

Современные требования ФГОС, а так же общественный социальный заказ вынуждают рассматривать вопросы развития и обучения одаренных детей  более тщательно и скурпулезно, как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики [2].

Для того, чтобы одаренный ребенок мог не только поставить цель, решить задачу и проявить самостоятельность в использовании  приобретенных знаний в различных житейских  ситуациях, необходимо  инновационное образовательное поле «оснастить»  соответствующей организационной структурой, которая будет  включать  в себя  многоэтапную программу, концентрирующую  весь свой потенциал на том, чтобы достичь  обозначенные цели.

Однако, именно с точки зрения  организационно-педагогического аспекта именно это и есть  самое слабое, неразработанное звено программы, а именно разрозненность  элементов деятельности используемых в  диагностике одаренности, обучения, развития и поддержке одаренных детей. Другими словами налицо бессистемный характер. Проблемы возникают еще на этапе определения одаренности ребенка [3].

Практика показывает, что чаще всего к одаренным детям относят детей которые  быстрее других усваивают информацию, способны глубже вникать  в суть вопроса, иными словами проводят оценку конечного результата [8].

Если обобщить мнения педагогов по поводу одаренности и ее понимания, то их мнения сходятся к тому, что одаренный ребенок проявляет больше способностей  в умении системно мыслить, а так же в том, что одаренные дети - это особенные дети которым не всегда может подходить общеобразовательный стандарт [4]. Такие дети испытывают высокую потребность в том, чтобы творчески реализовываться, познавать новое, они энергичны, ярки и независимы. Учебный процесс должен доставлять им радость, они всегда имеют свое мнение и умеют его выражать. Им крайне сложно быть «зажатыми» в общепринятых рамках и стандартах, их способ мышления требует креативности и неординарности. Решение этих задач ложиться на плечи учителя, который должен суметь совместить требования общеобразовательных программ, учебного процесса и суметь в этих рамках выстроить работу с одаренным ребенком так, чтобы развить его потенциал и способствовать дальнейшему  развитию одаренности. Поэтому, чтобы работа педагога была продуктивной, необходимо отбросить стереотипы которые направлены на рассмотрение ученика, как объекта  педагогического воздействия. Ученик должен рассматриваться как субъект в совместном образовательном процессе. Педагог должен сделать акцент на том,  как нужно изучать, а не что именно изучается [5].

Несмотря на то, что образовательная система постоянно преобразуется и совершенствуется, в технологиях обучения прослеживается синкретический подход. По нашему мнению инновационные пути в обучении и развитии одаренных детей следует искать в синергетической системной парадигме, потому что в основе  синергетического подхода лежит доминирование в образовательной деятельности, самоуправление, самообразование, самоорганизация [1].

Ранее такой подход рассматривали в своих работах Коровкина А.В., Новикова Л.И., Редюхина В.И., и др. Суть его в том, что педагог должен по-иному посмотреть на учебный процесс. По-другому понять психологию ребенка и процесс взаимодействия с ним. По-иному выстраивать учебный процесс, дифференцируя психические и учебные нагрузки [6].

Таким образом, не менее важно выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы одаренные ученики не были отделены от других учеников в определенные группы. Это позволит  одаренным детям социально адаптироваться и проявить свою одаренность, которая до определенного периода времени может быть не раскрыта [7].

И тем не менее, использовать  системно-синергетический подход максимально эффективно возможно учитывая возможности определенного учебного заведения или  муниципального учреждения, задача которых  проконтролировать и  определить  оптимальную стратегию развития одарённости детей.

Литература:

1. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, А.А. Малинецкий. М.: Наука, 2016.- 285 с.

2. Камалова, О. Н. Актуальные вопросы исследования феномена одаренности в современных условиях / О. Н. Камалова, И. К. Жолобова // Педагогический опыт: от теории к практике : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : Интерактив плюс. – 2017. – С. 28–31.

3. Коровкина, А. В. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в условиях современной школы / А. В. Коровкина // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики: материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей, 19 апреля 2016 г. – Спб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. – 2016. – С.80–82.

4. Латыпова, Е. Р. Организация системы работы педагога с одаренными учащимися / Е. Р. Латыпова // Современные аспекты модернизации технологий и содержания общего образования : Сборник материалов. Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – С. 79–85

5. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образовани / Г. А. Майорова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : Материалы Всероссийской научно-методической конференции? 29-31 января 2014 года. – Оренбург: Издателсько-полиграфический комплекс  «Университет». – 2014. – С. 3602-3609.

6. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии / Л. В. Судоргина и [др.]. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2 (12). – С. 14–23.

7. Ушатикова, И. И. Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы / И. И. Ушатикова // Вестник челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – №1. – С.159–169. 

8. Фаустова, Е. В. Одаренный ребенок в школе / Е. В. Фаустов, З. А. Ханаева // Альманах мировой науки.  – М., : «АР–Консал», 2016.  – №2(5)– С. 97–99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам исследовательской деятельности «Психолого-педагогические подходы обучения одаренных детей»

.В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных дете...

Обучение одаренных детей с выраженными спортивными способностями.

В  статье раскрыто основное понятие одаренности детей, виды одаренности и план работы по обучению одаренных детей с выраженными спортивными способностими....

Консультация "Современные подходы к вопросу одарённости у детей"

консультация по вопросам одаренности детей...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Детская одарённость. Трудности описания и практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей

Стало ясно, что одаренность — это не только дар, но и испытание для ученика, но также и то, что одаренный ученик — это тоже дар и испытание для учителя т.е. тот краеугольный камень, споткн...

Раскройте современные подходы к обучению одаренных детей и детей, имеющих трудности в обучении

«Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. это годы с рождения до трех лет. В детском саду в...