Опыт изучения шкал ECERS – R в подготовительной работе к оценке качества дошкольного образования в режиме работы группы
статья

Мухамедшина Руфина Гайсеевна

Опыт изучения шкал ECERS – R в подготовительной работе к оценке качества дошкольного образования в режиме работы группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ  ШКАЛ  ECERS – R В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕЖИМЕ РАБОТЫ ГРУППЫ

Р.Г.Мухамедшина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №31 «Алёнушка»,  г. Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы педагогов по изучению шкал ECERS-R в процессе подготовительной работы к оценке качества дошкольного образования.

Ключевые слова: шкалы ECERS-R, ФГОС, качество образования, инструменты для оценки качества образования.

The article analyzes the experience of teachers in studying the ECERS-R scales in the process of preparatory work for assessing the quality of preschool education.

Keywords: ECERS-R scales, FSES, quality of education, tools for assessing the quality of education.

Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.

Ключевые слова в определении «качество образования» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 2 п. 29) – это комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОС ДО, достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).

В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели.

Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Основные проблемы современной оценки качества определяются двумя моментами: во-первых, надо оценивать развитие, а не усвоение знаний, во-вторых, оценка должна быть максимально объективной.

За всю историю дошкольного образования  существовало множество инструментов для оценки качества образования. Одним из   них  является  широко используемый в мировой практике инструмент оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R . Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США, впоследствии он был модифицирован в 2005 году, а позже совместно с британскими специалистами была создана дополнительная шкала, делающая акцент на подготовке детей к освоению учебных умений ECERS- Е (2010 г.). Для дошкольного образования- это шкалы ECERS – R.

ECERS - R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.

ECERS - R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет, включают ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. Шкалы ECERS-R  содержат семь подшкал,  подшкалы включают в себя 43 показателя. Балл по каждому показателю оценивается индикатором от 1 до 7 баллов.

Можно сказать, что идея ECERS, их ценностная направленность соответствует требованиям ФГОС ДО: в обоих случаях речь идет о создании условий для воспитания активного и компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Исследования показывают, что ECERS достаточно гибкий инструмент для того, чтобы оценивать разные образовательные условия. Поскольку в основании шкал ECERS лежит именно идея активного обучения в дошкольном возрасте, шкалы оказались востребованными в разных странах как инструмент оценки качества образования.

В целом можно сказать, что подобные исследования позволяют сравнить страны по качеству дошкольного образования, а также выявить национальные особенности и приоритеты в этой сфере. Для реализации подобных исследований проводится апробация шкал, а также совместная подготовка экспертов, гарантирующая согласованность экспертных оценок.

На сегодняшний день шкалы переведены и используются более чем в двадцати странах и считаются международным инструментом оценки качества.

 В России апробация шкал началась в 2014- 2015 годах.

В    2017 году наша группа  начала участвовать  в работе городской методической площадки «Проектирование единой системы оценки качества ДОУ» (шкалы ECERS) в качестве пилотной площадки.

     При первоначальном ознакомлении с шкалами у нас создалось впечатление. что критериев для оценивания очень много, что в нашей группе практические ничего не соответствует требованиям. Но в процессе изучения шкал, посещение заседаний городской методической площадки и групп коллег других детских садов, участвующих в данном проекте мы окунулись в работу, постепенно приводили в соответствие среду группы. Так как на первом этапе  нашей работы мы отрабатывали  критерии, касающиеся РППС, самые большие изменения произошли именно в среде нашей группы. Видоизменяли мебель в группе, убрали все дверцы со шкафов на доступном для детей уровне, часто передвигали предметы детской мебели, учитывая пожелания детей.

     Большинство пособий и материалов разместили в передвижных контейнерах, обозначенных для удобства использования различными рисунками-метками.

      Место уединения детей несколько раз переносили и, наконец, вместе дети нашли самое удобное и функциональное - в центре сюжетно-ролевой игры, отделив уютный уголок при помощи штор, разместив там диван, стол и книги . Также произошли изменения в подкритерии «Связанное с детьми оформление пространства». Изначально детские работы вывешивались на двери группы при помощи прищепок, что было достаточно неудобно. Поэтому при переоборудовании центра творчества  закрепили на доступном для детей уровне железные пластины, на которых дети сами при помощи магнитов размещали свои работы. Работая над критерием «Оборудование для развития крупной моторики» стали активнее использовать пространство музыкального зала, находящегося рядом с группой для хранения и использования различного крупногабаритного оборудования (мягкие модули, тренажеры и т.д.), что оказалось очень удобным и практичным  для педагогов и очень понравилось нашим воспитанникам. Изучая подшкалу «Виды активности», пришли к выводу, что закрепленную в группе многофункциональную доску для творчества из оргстекла, где помещались картинки по теме недели, создавались детьми коллажи при помощи воды и пульверизатора и т.п., необходимо сделать переносной. Что позволило более разнообразить детскую деятельность, перенося ее в разные центры группы.

     Самое большое пополнение произошло в центре творчества:  приобрели современные фигурные дыроколы, подобрали большое количество самого разнообразного материала для творчества. Таким образом этот уголок стал самым любимым для наших воспитанников. После работы дети самостоятельно убирали со столов при помощи маленьких совочков и щеток.

      Пополнили центр воды и песка большим контейнером для воды, разнообразным оборудованием для игр и наблюдений.

      Видоизменили и пополнили центр семьи, обратив внимание на многонациональность нашей группы, разместили семейные фотоальбомы, коллекцию кукол в национальной одежде и т.д.

     Таким образом, изучение шкал ECERS-R позволило преобразовать РППС нашей группы, обогатить представление об оценке качества дошкольного образования и наметить дальнейшие пути усовершенствования педагогической деятельности.

Список литературы:

1.Хармс Т., Клиффорд  Р. М,  Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R: переработанное издание / Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер. – Москва: Национальное образование, 2017. – 136 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.- – [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=330197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном совещание руководителей Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования

Шкалы ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales)- эффективный инструмент, для комплексной оценки качества дошкольного образования...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как  инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"

выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...

Доклад на тему: «Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS - R)

 «Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта...

Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»

Выступление на педагогическом совете: Доклад «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...

Опыт использования шкал ECERS–R для оценки качества дошкольного образования в режиме работы группы

Опыт использования шкал ECERS–R для оценки качества дошкольного  образования в режиме работы группы...