Развитие познавательной сферы детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Межекова Людмила Владимировна

Данная программа разработана для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов. Группа детей сформирована по результатам психодиагностики. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учетом психологических особенностей детей. При работе с этими детьми учитывается высокая утомляемость и низкая работоспособность, недостаточность сформированности функций внимания, запоминания, пространственного восприятия, логического мышления.

Программа психологического сопровождения детей с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов представляет собой комплекс специальных психологических игр и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирования произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций. Программа рассчитана на 10 встреч по 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_podgotovitelnaya_gruppa.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Развитие познавательной сферы детей подготовительной группы»

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов. Группа детей сформирована по результатам психодиагностики. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учетом психологических особенностей детей. При работе с этими детьми учитывается высокая утомляемость и низкая работоспособность, недостаточность сформированности функций внимания, запоминания, пространственного восприятия, логического мышления.

Программа психологического сопровождения детей с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов представляет собой комплекс специальных психологических игр и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирования произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания, развитие мыслительных операций. Программа рассчитана на 10 встреч по 25 минут.

Цель – развитие произвольных познавательных процессов.

Задачи:

  • развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка;
  • совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, воображение;
  • развивать память, мышление и внимание.

Методы и приемы:

  • психогимнастика;
  • игры;
  • упражнения;
  • рисование.

Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности, формирование эмоционально-позитивного настроения, активизация познавательного развития, формирование навыков произвольности, самоконтроля и самооценки.

Содержание занятий

Цели занятия

Задачи занятия

Содержание занятия

1

Развитие произвольности и основных свойств внимания, образного и пространственного воображения, мелкой моторики.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

«Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психологи начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся локтями;

3 хлопка – здороваемся пяточками.

Игра «Театр стихов».

Гном намусорил, и вот –

Кто всё это уберёт?                   Пожать плечами.

Ножки топчутся на месте.        Потопать.

Пухленькие ручки – в тесте.    Имитировать замешивание теста.

Ладно, к чаю с пирогом            Погладить живот.

Наведёт порядок гном.              Махнуть рукой.

Психомышечная релаксация. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук).

Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить игру с песком 2-3 раза.

Игра «Переход через пропасть».

Психолог сообщает, что путешественникам необходимо перебраться через пропасть (через реку, яму и т.д.) по бревну (по дощечке и т.д.). он обозначает границы воображаемой пропасти и предлагает играющим внимательно следить за тем, как он первым переберется на противоположную сторону. После того как психолог покажет путь, дети по одному совершают поход.

Рефлексия занятия.

2

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

Ритуал приветствия «Доброе животное».

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное, и так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Этюд «Передай движение».

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдёт очередь до последнего.

Игра «Театр стихов».

1, 2, 3, 4, 5,

Выщли гномы погулять!   Ходьба на месте.

Этот гном гриб нашёл,     Изобразить удивление.

Этот гном чистил стол,    Имитировать движение вытирания стола.

Этот резал,  Ребром ладоней изобразить режущие движения.

Этот ел,       Изобразить, как гном есть ложкой.

Ну а этот лишь глядел!  Развести руки в стороны.

Психомышечная тренировка.

Психолог показывает и передаёт движение, которые дети повторяют:

  1. Давайте попьем колодезную водичку.
  2. Давайте понюхаем цветок.
  3. Давайте погладим котёнка.
  4. Давайте передадим друг другу бабочку.

Рефлексия занятия.

3

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

Ритуал приветствия «Клубочек».

Дети сидят по кругу. Психолог предает клубочек ниток ребенку и желает доброго дня, хорошего настроения и называет его имя, тот передает другому, желает доброго дня и называет имя рядом сидящего ребенка.

Затем клубок передается дальше по кругу, пока не окажется в руках психолога.

Игра «Тень».

Сначала психолог показывает какие-либо движения (наклоны в сторону, машет руками и т.д.), а дети должны повторять. Затем дети делятся на пары (взяли фигурв одного цвета). По сигналу психолога один ребенок выполняет различные движения, второй пытается всё повторить за ним.

Игра «Театр стихов».

Тише, тише, гном читает.    Приложить указательный палец к губам.

Каждый звук ему мешает.    Приложить ладонь к уху.

Скрипнет где-то половица,    Покачать головой.

И потеряна страница.

Игра «След в след».

В этой игре психолог выступает в роли координатора и наблюдателя. Все дети выстраиваются в колонну. По сигналу психолога ребенок, стоящий первым, начинает движение. Остальные следуют за ним, стараясь ставить ногу только в освободившийся «след» идущего впереди. Через некоторое время игрок, который был первым, встаёт в конец цепочки. Игра проводится до тех пор, пока каждый не побудет во главе цепочки. Психолог может придумывать, где происходит действие, куда и зачем идут путешественники, какие преграды могут возникнуть на их пути.

Рефлексия занятия.

4

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

Ритуал приветствия «Речёвка».

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Двигательное упражнение «В гости к гному».

К гному в гости мы идём,        Дети маршируют.

Громко песенку поём:

«Тра-ля-ля…»

К гному в гости мы идем,        Ходят на носках.

Тихо песенку поём:

«Тра-ля-ля…».

Игра «Спящий лев».

Психолог сообщает, что маршрут путешественников проходит вблизи места, где спит лев, роль которого будет выполнять сам психолог, потом роль передается детям. Детям необходимо прокрасться мимо льва, так тихо, чтобы его не разбудить. В том случае, если лев проснётся, все возвращаются к началу пути. После того как дети доходят до безопасного места, игру можно начинать заново.

Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь представить себя теплыми солнечными лучиками, пожелать друг другу доброго дня.

Рефлексия занятия.

5

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

«Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психологи начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся локтями;

3 хлопка – здороваемся пяточками.

Игра «летает – не летает».

Дети кладут руки на колени. Психолог показывает птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При показывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от коленей, поднять пальцы вверх. Кто ошибается выбывает из игры.

Игра «Брыкалочка»

Психолог предлагает детям представить себя гномиками. «Давайте гномики смеяться, веселиться, шалить, брыкаться. Кто громче, кто веселее? Руками сзади уперлись и – брык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Такая у гномиков игра: «Брыкалочка». Кто сможет быстро-быстро ножками брыкать? Здорово повеселились!

Игра «перейти через ручеек».

Психолог размещает «камушки» на месте, отведенном для игры. Далее он рассказывает играющим о том, что дорога гномов проходит через большой ручей, который они должны перейти по этим «камушкам». Для того, чтобы не попасть в воду, идти нужно очень аккуратно.

Рефлексия занятия.

6

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

Ритуал приветствия «Речёвка».

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Этюд «Медвежата».

Психолог рассказывает, а дети изображают услышанное: каждый из вас превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул сильный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Игра «Волны».

Дети выстраиваются в шеренгу. Для того, чтобы получились волны, они должны по очереди приседать и вставать: как только встает предыдущий, приседает следующий. Психолог следит за тем. Чтобы дети не делали друг другу замечаний и не подсказывали.

Игра «Гномики отдыхают».

«Давайте, гномики, отдохнем. Сядем лицом друг к другу. Как можно сказать, что мы молодцы, что мы собой довольны и что нам приятно: большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок (психолог показывает, дети повторяют); мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу; гладим себя по груди, по головке, вот какие мы ловкие и смелые.

Рефлексия занятия.

7

Развитие произвольности и основных свойств внимания,

образного и пространственного воображения.

Формировать устойчивость и произвольность внимания, мыслительные операции, формировать навык самоконтроля.

Ритуал приветствия «Доброе животное».

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное, и так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Игра «Зеваки»

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопа два раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Игра «Волны»

Дети выстраиваются в шеренгу. Для того, чтобы получились волны. Они должны по очереди приседать и вставать: как только встает предыдущий, приседает следующий. Психолог следит за тем, чтобы дети не делали друг другу замечаний и не подсказывали.

Ритуал прощания «Солнечные лучики».

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять, представив себя теплым солнечным лучиком, пожелать друг другу доброго дня.

Рефлексия занятия.

8

Ритуал приветствия «Доброе животное».

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное, и так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Игра «Ветер дует».

Все сидят в кругу на стульях, кроме психолога (он в центре). Психолог говорит: «Ветер дует на всех, у кого есть в одежде красный цвет». В этот же момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен назвать только тот признак, который есть у него самого и у кого-то ещё), встают и быстро меняются местами. Одному не хватает стула, и он становится ведущим. Ведущий только раз «запускает ветер» (на тех у кого есть пуговицы, кто сегодня пил молоко и.д.), пока не займет стул. Ещё можно выкрикнуть «Ураган!», и тогда все обязан поменяться местами. Кто остался без стула, тот ведущий.

Игра «Театр стихов».

 Мысли бродят по пятам                       Сделать круговые движения указательными пальцами обеих рук возле головы.

И мешают петь цветам.                 Пожать плечами

Мыслям сильно попадёт,

Если куст не расцветёт                   Погрозить указательным пальцем.

С милым розовым кустом             Прижать ладони к груди, улыбнуться.

Ярче засверкает дом                         Развести руки в стороны.

Каждый будет проходить              Посчитать указательным пальцем в воздухе.

Любоваться и хвалить                  Приложить ладони к щекам, почать головой.

Ритуал прощания. Речёвка «Дружные ребята».

Все мы дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всё будет хорошо,

Будет радостно, светло!

9

«Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психологи начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути.

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся локтями;

3 хлопка – здороваемся пяточками.

Игра «Замри».

Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один ведущиё.

Игра «След в след».

В этой игре психолог выступает в роли координатора и наблюдателя. Все дети выстраиваются в колонну. По сигналу психолога ребенок, стоящий первым, начинает движение. Остальные следуют за ним, стараясь ставить ногу только в освободившийся «след» идущего впереди. Через некоторое время игрок, который был первым, встаёт в конец цепочки. Игра проводится до тех пор, пока каждый не побудет во главе цепочки. Психолог может придумывать, где происходит действие, куда и зачем идут путешественники, какие преграды могут возникнуть на их пути.

Игра «Брыкалочка»

Психолог предлагает детям представить себя гномиками. «Давайте гномики смеяться, веселиться, шалить, брыкаться. Кто громче, кто веселее? Руками сзади уперлись и – брык ножками: левой, правой. Брык-брык, дрыг-дрыг. Такая у гномиков игра: «Брыкалочка». Кто сможет быстро-быстро ножками брыкать? Здорово повеселились!

Рефлексия занятия.

10

Ритуал приветствия «Речёвка».

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».

Игра «Спящий лев».

Психолог сообщает, что маршрут путешественников проходит вблизи места, где спит лев, роль которого будет выполнять сам психолог, потом роль передается детям. Детям необходимо прокрасться мимо льва, так тихо, чтобы его не разбудить. В том случае, если лев проснётся, все возвращаются к началу пути. После того как дети доходят до безопасного места, игру можно начинать заново.

Этюд «Передай движение».

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый придумывает какое-нибудь движение (например, причесывается, моет руки, ловит бабочку и т.д.), затем «будит» своего соседа и показывает ему свое движение, тот «будит» следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдёт очередь до последнего.

Игра «Гномики отдыхают».

«Давайте, гномики, отдохнем. Сядем лицом друг к другу. Как можно сказать, что мы молодцы, что мы собой довольны и что нам приятно: большой палец поднять вверх, остальные сжать в кулачок (психолог показывает, дети повторяют); мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу; гладим себя по груди, по головке, вот какие мы ловкие и смелые.

Рефлексия занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние ИКТ на развитие познавательной сферы детей подготовительной группы

описание опыта работы по примению ИКТ в подготовительной группе ДОУ...

Проект Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы )

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь   лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремител...

Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

организованная образовательная деятельность  на развитие эмоционально - волевой сферы у детей...

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

Диагностика познавательной сферы детей подготовительной к школе группы (начало года , автор Горбунова)

Диагностика познавательной сферы подготовительной группы (начало года) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________Возраст ______ Группа № _____ Детский сад № ____...