авторская дидактическая полифункциональная игра "Занятный калейдоскоп"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Пособие разработано в соавторстве воспитателй Соловьевой В.В. и Гончаренко Ю.В. Включает в себя комплекс дидиактичеких игр, способствующих решеню задач областей ФГОС: познавательное, речевое, физическое развитие (а именно ЗОЖ) и социально-коммуникативное развитие.Игровое пособие позволяет выбрать игру, исходя из интересов ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. "Калейдоскоп" возможно использовать в помещении и на свежем воздухе в местах, где есть плоская горизонтальная поверхность.Схема изготовления предлагается, иллюстративный материал возможно подобрать по своему усмотрению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию авторского полифункционального игрового дидактического пособия

«ЗАНЯТНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Краткая аннотация. Пособие включает в себя комплекс дидактических игр, способствующих  решению задач областей ФГОС: познавательное развитие (ФЦКМ, РЭМП), речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие (ЗОЖ). Позволяет выбрать занятие исходя из их интересов детей,  с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

Место использования. Возможность использования как в помещении, так и на улице в местах, где имеется горизонтальная ровная плоскость.

Меры предосторожности. Игровое пособие не содержит острых, колющих, режущих  и иных небезопасных частей.

1. «Гости»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра способствует развитию пространственных ориентировок на ограниченной плоскости.  

В игре принимают участие два игрока: взрослый и ребенок. Цель – привести свою фишку в гости к заданному объекту.

Во втором варианте цель – определить путь и назвать животного, к кому пришел в гости.

В третьем варианте цель – собрать максимальное количество фишек-смайликов.

На игровом поле выкладываются фишки (от 2 до 4)

 I Вариант. По речевой инструкции направления и количества клеток ребенок передвигает свою фишку в нужном направлении.

II Вариант. Ребенок выбирает из разложенных фишек ту, за которую он будет играть. Взрослый «отправляет» фишку ребенка к выбранному «животному» в «гости», словесно задавая путь.

Усложнение: взрослый словесно выбирает фишки с животным-гостем и животным-хозяином, а ребенок проговаривает путь, по которому пойдет в гости.

Игра предназначена для индивидуальной работы

2. «Лесной охотник»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра помогает сформировать умение фиксировать местоположение точки на листе, понимание пространственных отношений между предметами на листе, умение самостоятельно характеризовать пространственную размеренность объекта на листе,

пользуясь игровой терминологией.

В игре принимают участие два игрока. Цель игры – «удачная охота» - собрать максимальное количество фишек-животных. Количество выстрелов и фишек-животных определяется игроками (максимум – 10) Роль охотника определяется детьми по своему выбору. Игроки не должны видеть игровые поля друг друга.

У каждого из игроков  - поле. Один из игроков располагает фишки с картинками-животными на своем поле в произвольном порядке. Второй игрок – охотник – «стреляет»: называет координаты возможного нахождения фишки на поле первого игрока. В случае удачи фишка с животным переходит к охотнику, в случае промаха – охотник ставит оранжевую фишку с картинкой-выстрелом на своем поле в том месте, в котором промахнулся.

Игра для самостоятельного использования.

3. «Найди домик по адресу»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра позволяет закрепить понимание детьми системы координат, тренирует ориентировку, направления в пространстве относительно заданной точки (горизонталь, вертикаль)

Участники - взрослый и ребенок. Ребенок выполняет задание самостоятельно. При затруднении взрослый помогает определить точку пересечения.

Взрослый словесно задает точку на игровом поле, предлагая ребенку найти данный «домик» и «поселить» в него выбранного ребенком объекта (например, дупло белки расположено по адресу Б4 или морковка растет на грядке А 2).

Игра предназначена для индивидуальной работы

4. «Составь предложение»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра способствует развитию умения составлять предложение с опорой на картинки, определять количество слов в предложении. Упражнять в согласовании существительного с прилагательным и глаголом.

В игре принимают участие два игрока и ведущий – взрослый. Цель игры –составить наибольшее количество вариантов предложений.  При игре в паре дети поощряются фишкой-смайликом, победитель, определяется подсчетом фишек-смайликов.

Ведущий выставляет каждому игроку по 1-2 фишки на карту из трех или четырех секторов в один ряд. Игроки по очереди составляют предложение.

Усложнение: составление предложений с помощью фишек без карт, количество слов в предложении определяется броском кубика.

Игру целесообразно  использовать при индивидуальной работе по речевому развитию.

5. «Рецепты для здоровья»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра помогает становлению представлений детей о правильной и здоровой пище. Закрепить понимание о составе и рецептуре приготовления блюд. Развивает связную речь, умение работать в мини-группах

В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Выигрывает команда, которая первой заполнит карту и назовет ингредиенты. Фишки для всех карт располагаются в «магазине» - специально определенном месте. Команды распределяются каждая на своей «кухне». Потом дети меняются местами и «готовят» другие блюда.

Дети делятся на команды по 2-3 человека и  в произвольной форме выбирают карту с изображением блюда. Из предложенных фишек выбирают необходимые ингредиенты и заполняют карту. По окончании делятся рецептом с другой командой.  

Усложнение: команда соперников   отгадывает рецепт по словесному описанию.

Необходимо организовать игровое пространство максимально удобно для передвижения детей: целесообразно использовать широкое пространство с несколькими столами для команд.

Взрослый и ребенок могут играть вдвоем или в мини-группах в зависимости от поставленной дидактической задачи.

6. «Если хочешь быть здоров»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра помогает запомнить, какие продукты влияют на здоровье органов и систем человека.  

В игре принимают участие 2-4 человека. Цель игры – быстрее других заполнить свои сектора в карте. Дополнительный бал получает игрок, представивший наиболее полный ответ.  

Фишки с картинками продуктов питания дети перемешивают и располагают в середине игрового пространства.  Дети по сигналу выбирают карточки с картинками продуктов питания и заполняют свои карты.

Взрослый и ребенок могут играть вдвоем при необходимости индивидуальной работы по теме.

7. Лото на внимание «Собери правильно»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра способствует развитию умения воспринимать образ по словесному описанию, развитие связной речи

В игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Ведущий спрашивает того, кто первый поднял руку, при ошибке отвечающего, право ответа переходит следующему. Выигрывает тот, кто первым заполнит все сектора своей карты.

Дети выбирают ведущего Ведущий раздает игровые карты на 6 секторов каждому. Из набора фишек ведущий выбирает по одной фишке, не показывая игрокам. По словесному описанию картинки ведущим дети отгадывают, кто изображен на картинке, первому правильно ответившему ведущий отдает данную фишку.

При затруднении ребенком-ведущим описания картинки взрослый помогает наводящими вопросами.

8. «Кто где живет»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

В игре дети закрепляют названия жилищ представителей фауны, способствует умению соотносить животное с местом его обитания, опираясь на внешний вид.

В игре могут участвовать от 2 до 3 игроков. Перед началом игры взрослый раскладывает карточки с картинкой –жилищем. Или дети выбирают в произвольном порядке карточки жилищ, перевернутые картинкой вниз. Очередность игры устанавливается считалкой.

Во время игры взрослый выступает в роли наблюдателя и в конце игры подводит итог, считая правильные ответы. По количеству правильных ответов определяется победитель.

Детям (ребенку) раздаются игровые карты на 6 секторов (в три ряда по 2 сектора).  Перед детьми в центре расположены фишки. Дети по очереди берут нужную фишку и ставят ее напротив картинки-жилища.

Взрослый и ребенок могут играть вдвоем при необходимости индивидуальной работы по теме.

9. «Большие и маленькие»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Данная игра предназначена для закрепления названий  

животных и их детёнышей, способствует развитию словообразования  

В игре могут участвовать от 1 до 6 игроков. Ведущий (взрослый) принимает ответы игроков, соблюдая очередность.   За каждый правильный ответ игрок получает фишку-смайлик. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек-смайликов.

Детям (ребенку) раздаются игровые карты на 3 сектора в один ряд. Ведущий раскладывает фишки на полях – в двух крайних секторах картинки с изображением взрослых животных или детеныша в среднем секторе. В зависимости от поставленной задачи дети заполняют пустые сектора, проговаривая вслух название животного.

Первоначально ведущий заполняет средний сектор, называя детеныша, затем предлагает подобрать к нему взрослых особей. На втором этапе ребенок подбирает детеныша ко взрослым особям, словесно обозначая его.

10. «Кто лишний»

Краткая аннотация

Правила игры

Игровые действия

и вариативность

Примечание

Игра способствует развитию познавательных процессов (мышление, внимание, речь) посредством  классификации предметов по существенному признаку.

В игре могут участвовать от 1 до 6 игроков. Ведущий (взрослый) принимает ответы игроков, соблюдая очередность. За каждый правильный ответ игрок получает фишку-смайлик. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек-смайликов.

Во втором варианте дети играют парами, выигрывает тот, кто быстрее ответит правильно. В случае ошибки право ответа переходит второму игроку в паре.

I вариант. Детям (ребенку) раздаются игровые карты на 3 или 4 сектора в один ряд. Ведущий раскладывает фишки на картах. Дети рассматривают картинки в фишках и переворачивают лишнюю, при этом словесно обосновывая свой выбор.

Пример: 3 птицы и 1 насекомое.

 Усложнение – 3 птицы зимующие, 1 – перелетная и т.п.

II вариант Каждая из пар детей рассматривают карту, стараясь быстрее другого перевернуть лишнюю фишку.

В игре учитываются индивидуальные особенности игроков, уровень их развития. Принцип от простого к сложному реализуется в количестве игровых секторов (3 или 4) и заданий



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Технологическая карта изготовления, развивающего полифункционального игрового дидактического пособия «Занятный калейдоскоп»

  1. Разработка методических рекомендаций с аннотацией, правилами игры и игровыми действиями.
  2. Отбор необходимого иллюстративного материала.
  3. Систематизация и обработка иллюстративного материала с помощью ИКТ.
  4. Работа по изготовлению фишек и карточек: подготовка фишек (крышечек), карточек и игровых карт, и полей. Предметные картинки для фишек, карточки-картинки, игровые карты и поля изготавливаются на бумажной основе, ламинируются.
  5. Коробка для хранения подбирается исходя из количества фишек.

Игровое пособие доступно для изготовления и не требует больших материальных затрат.

        

        



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Реестр иллюстративного материала,

используемый при изготовлении полифункционального игрового дидактического пособия «Занятный калейдоскоп».

  1. Животные

Заяц - русак, белка, лиса, осел, кабан, ёж, бобер, бурундук, рысь, тигр, северный         олень, куница, черепаха, косуля, норка, белый медведь, морж, тюлень, суслик, змея, хомяк, крокодил, крыса, бегемот, зебра, жираф, обезьяна.

Слон, слониха, слоненок.

Лев, львица, львенок.

Конь, лошадь, жеребёнок.

Хряк, свинья, поросёнок.

Баран, овца, ягнёнок.

Верблюд, верблюдица, верблюжонок.

Медведь, медведица, медвежонок.

Бык, корова, теленок.

Волк, волчица, волчонок.

Лось, лосиха, лосёнок.

Пёс, собака, щенок.

Кот, кошка, котенок.

Петух, курица, цыпленок.

Селезень, утка, утенок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Индюк, индюшка, индюшонок.

Голубь, воробей, снегирь, синица, ворона, ворон, филин, сова, орел, свиристель, клест, скворец, чайка, дятел, соловей, аист, цапля, лебедь.

Оса, муравей, бабочка, майский жук, пчела, кузнец, комар, муха, шмель, гусеница, божья коровка.

Паук.

Щука, сом, окунь, ёрш, карась, сазан, камбала, сельдь, треска, форель, рыба меч, акула, лягушка.

  1. Растения и плоды

Клубника, персик, дыня, мандарин, вишня, виноград, лимон, ананас, груша, киви, банан, лимон, яблоко, слива, абрикос, апельсин.

Брокколи, чеснок, капуста, кабачок, свёкла, огурец, морковь, картофель, острый красный перец, баклажан, луковица, перышки лука, горох, красный сладкий перец (болгарский), редис, помидор (томат), кукуруза, морковь, тыква, цветная капуста, листья салата, петрушка, укроп, редька, репа.

Красная смородина, черная смородина, ежевика, малина, шиповник, брусника, морошка, черника, крыжовник, земляника, арбуз, калина.

 Шампиньон, лисички, белый гриб (боровик), опята, мухомор, бледная поганка, сосновые шишки, еловые шишки, плоды калины, плоды шиповника, стружка коры, зерновые посевы, лиственное дерево, ель, сосна.

Колокольчик, одуванчик, анютины глазки (виола), василёк, роза, цветы шиповника, незабудка, ромашка, нарцисс, тюльпан, подснежник, астры.

  1. Продукты питания

Смесь орехов и изюм, крупы, гречневая крупа, сахар, соль, горох, мука, рис, макароны, макароны, булка хлеба, батон, творог, молоко, сметана, йогурт, сыр, подсолнечное масло, яйцо, тушка курицы, мясо.

  1. Смайлики.
  2. Ружье и выстрелы (взрыв).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Паспорт

полифункционального игрового дидактического пособия

«Занятный калейдоскоп»

Показатель

Характеристика разработки

Название развивающего игрового пособия

Занятный калейдоскоп

Целевое назначение развивающего игрового пособия

Создание условий для развития психических процессов ребенка (мышление, внимание, речь, память) и реализации детской любознательности, инициативности, умения использовать собственный потенциал.

Полифункциональность развивающего игрового пособия

1. Игровые задания помогают реализации областей ФГОС: познавательное развитие (ФЦКМ, РЭМП), речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие (ЗОЖ).

 2. Игровое пособие отвечает следующим принципам обучения: от простого к сложному, постепенность и систематичность, самостоятельно по способностям.

Возрастная адресованность развивающего игрового пособия

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Краткое описание развивающего игрового пособия

Игровое пособие состоит из фишек с картинками по нескольким лексическом темам (звери разных широт, птицы, насекомые, рыбы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, продукты питания), набор карточек с картинками жилищ, органов человека, фишки со знаком вопроса, ружья, огня, смайлика и нескольких наборов игровых полей.

  • Номер 1. Два поля по пять секторов каждое (5 по вертикали, обозначены цифрами, и 5 по горизонтали, обозначены буквами) для игр «Лесной охотник», «Гости», «Найди домик по адресу».
  • Номер 2. Шесть двусторонних карт (1 сторона – 4 клетки, 2 сторона – 3 клетки) для игр «Кто лишний», «Составь предложение», «Большие и маленькие»,
  • Номер 3. Шесть карт, каждое из которых разделено на шесть секторов (3 по горизонтали и 2 по вертикали) для игр Лото на внимание «Собери правильно», «Вершки-корешки», «Кто где живет».  
  • Номер 4. Шесть карт, каждое из которых разделено на девять секторов (3 по горизонтали и 3 по вертикали) «Если хочешь быть здоров», С обратной стороны во втором секторе среднего ряда картинка с блюдом: для игры «Рецепты для здоровья».

Картинки разных лексических тем систематизированы по цветам фишек.

Возможность использования в индивидуальной, групповой работе

Игровое пособие предполагает использование как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности детей и педагога (подгрупповая, индивидуальная). На ознакомительном этапе каждая из игр «Калейдоскопа…» рассматривается детьми совместно с педагогом, происходит знакомство с правилами игры, техникой безопасности  и апробация игры. Некоторые из знакомых игр (типа «Лото», «Рецепты для здоровья») могут использоваться детьми самостоятельно сразу после ознакомления с игровым материалом. Хорошие возможности раскрывает игровое пособие для реализации индивидуальной работы в необходимой области ФГОС.

Экологические характеристики и безопасность материала развивающего игрового пособия

Фишки изготовлены из пластиковых круглых крышек, предназначенных для пищевых продуктов. Во внутреннюю сторону каждой крышки помещен вкладыш с картинкой из бумаги, заламинрованной  пленкой.  Игровые поля и карточки изготовлены из бумаги, также заламинированы пленкой для защиты от грязи и пыли и обеспечения возможности влажной обработки.