Самообразование
материал
Планы, отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План на 2018-2019 уч.г. | 196.54 КБ |
План на 2019-2020 уч.г. | 1.44 МБ |
Отчет за 2020-2021 уч.г | 27.72 КБ |
План на 2020-2022 гг. | 486.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»
«Развитие детей методом кинезиологии»
Учитель – логопед : Майданова Ю.П.
2018 год
«Развитие детей методом кинезиологии»
Информационная карта методической темы
Автор проекта:
Майданова Юлия Петровна
Срок реализации: январь - май
База реализации проекта: МАДОУ «Детский сад №26 «Радость».
Участники проекта:
Воспитанники старших групп
Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в речевом и психическом развитии.
Ожидаемый результат проекта:
дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:
- корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи
2
«Развитие детей методом кинезиологии»
«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.
Обоснование:
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому
- необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.
- последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем
значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения
- воспитания.
Актуальность методической темы:
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
- этой целью разработан проект «Развитие детей методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию
движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
3
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
4
Цель:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи :
Для воспитанников:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Синхронизация работы полушарий.
- Снятие эмоциональной напряжённости.
- Развитие мелкой моторики, интеллектуальных способностей.
- Развитие памяти, внимания, мышления
Для педагогов:
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
5
Этапы реализации :
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над темой.
Практический – реализация методической темы (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над методической темой.
Продукты темы для воспитанников:
- Картотека кинезиологических упражнений.
Продукты проекта для педагогов:
- Мастер-класс («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
Продукты проекта для родителей:
- Мастер-класс («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
- Консультации «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Методическое обеспечение:
Литература:
- Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
- Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –
Рязань, 2000. – 48 с.
6
Практическая реализация методической темы
Вид работы | Где реализуется | |
∙ | Дыхательные упражнения | ∙ Использование |
∙ | Глазодвигательные упражнения | кинезиологических упражнений |
∙ | Упражнения для развития мелкой | на занятиях |
моторики | ∙ Свободная деятельность | |
Ожидаемый результат
Работа с родителями | Работа с педагогами | Работа с воспитанниками |
1.Наглядная информация | Ежедневное использование упражнений в образовательной и совместной деятельности | |
в родительском уголке | ||
2.Выступление на | 1.Мастер-класс | |
родительском собрании | ||
3.Индивидуальные | ||
консультации | ||
4.Самообразование | ||
5.Накопление и | ||
обобщение | ||
педагогического опыта | ||
6.Обновление уголков | ||
(информационных | ||
стендов) | ||
занимательными | ||
упражнениями | ||
7
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Перспективный план
проведения кинезиологических упражнений
Месяц | Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие | ||||
(мозолистое тело) | |||||
Массаж ушных | ∙ | Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную | |||
раковин | раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. | ||||
январь | «Колечко» | ∙ | Поочередно и как можно быстрее перебирайте | ||
пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем | |||||
последовательно указательный, средний и т.д. Проба | |||||
выполняется в прямом (от указательного пальца к | |||||
мизинцу) и в обратном (от мизинца к | |||||
указательному пальцу) порядке. | |||||
Вначале упражнение выполняется | |||||
каждой рукой отдельно, затем вместе. | |||||
«Кулак-ребро-ладонь» | ∙ | Три положения руки на плоскости стола, | |||
(Лягушка) | последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью | ||||
вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная | |||||
ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу | |||||
февраль | вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 | ||||
повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, | |||||
Массаж ушей | потом — левой, затем — двумя | руками вместе. При | |||
затруднениях в | выполнении можно | ||||
помогать себе командами («кулак— | |||||
ребро—ладонь»), | |||||
произносимыми вслух или про себя. | |||||
«Мельница» | ∙ | Выполняйте так, чтобы рука и противоположная | |||
нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, | |||||
влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой | |||||
противоположного колена, «пересекая среднюю линию» | |||||
тела. Время упражнения 1-2 | |||||
март | мин. Дыхание произвольное. | ||||
∙Левую руку сложите в | |||||
«Лезгинка» | кулак, большой палец отставьте | ||||
в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой | |||||
рукой прямой ладонью в горизонтальном положении | |||||
прикоснитесь к мизинцу левой. После этого | |||||
одновременно смените положение правой и левой рук в | |||||
течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой | |||||
скорости смены положений |
8
«Ухо-нос» | ∙ | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой | |||||||
апрель | рукой – за противоположное ухо. Одновременно | ||||||||
отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте | |||||||||
Дыхательная | положение рук «с точностью до наоборот». | ||||||||
гимнастика | ∙ | Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха. | |||||||
«Буратино» | ∙ | Представьте куклу, у которой к левому колену и | |||||||
(упражнение | левой руке привязана ниточка, тоже самое с правой | ||||||||
выполняется перед | стороны, когда кукловод тянет нитку вверх, рука | ||||||||
сном) | поднимается вверх, нога, согнутая в колене, тоже | ||||||||
поднимается вверх. Упражнение делать попеременно: | |||||||||
май | левая рука – левая нога, затем правая рука – правая нога. | ||||||||
Упражнение выполнять не менее 5-10 раз. | |||||||||
«Перекрестные шаги» | ∙ | Согнуть левую ногу в колене, а правую руку в | |||||||
локте, согнутую руку двигаем вниз к колену, а согнутую | |||||||||
ногу в колене поднимаем вверх, до встречи колена и | |||||||||
локтя, и так же с правой ногой и левой рукой. | |||||||||
Упражнение выполнять не менее 5-10 раз обеими | |||||||||
ногами в медленном темпе. | |||||||||
9
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нефтеюганска «Детский сад № 26 «Радость»
Отчет по самообразованию
«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
учитель-логопед
Ю.П.Майданова
.
2020 г.
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Актуальность выбранной темы:
Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Внедрение в систему работы игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Содержание:
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
1 | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2019-2020 учебный год. | май |
2 | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | Пополняется в течение учебного года |
3 | Работа с родителями Разработать творческое практико-ориентированное занятие: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) |
ноябрь ПРОВЕДЕНО январь апрель |
4 | Работа с педагогами — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Мой веселый язычок» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »(педагоги – дети- учитель – логопед) Деловая игра: «Ярмарка речевых игр» | ВЫПОЛНЕНО декабрь ПРОВЕДЕНО февраль март апрель |
Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Оформлены дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. | Выполняется в течение учебного года. ОФОРМЛЕНЫ д.и. «Сказки – связки»- развитие связной речи д.упр. «Сдуй снежинку с варежки»-выработка воздушной струи лабиринты для автоматизации звуков |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
1 | Участие в районном конкурсе чтецов с воспитанницей старшего дошкольного возраста | РЕЗУЛЬТАТ 3 место |
2 | Создание картотеки игр направленных на - формирование фонематического слуха - развитие связной речи - развитие лексико – грамматического строя речи | октябрь (ВЫПОЛНЕНО) январь апрель |
3 | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии | В течение года. |
4 | Участие в работе учителей-логопедов МО | В течение года. |
5 | Подготовка материалов на сайт ДОУ по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
6 | Создание банка презентаций для индивидуальных занятий с детьми (ТНР, ОНР) | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
1 | Изучение материалов на сайтах:
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/ | В течение года |
2 |
Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г | В течение года |
4.Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Сентябрь |
2 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Декабрь |
3 | Изучение опыта работы учителя-логопеда | Март |
4 | Обобщение практического опыта работы по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий». Пед. совет МБДОУ д/с № 28 | Апрель |
5 | Распространение положительного опыта работы по теме самообразования. МО учителей — логопедов | Май |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...