Самообразование
материал

Планы, отчет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

«Развитие детей методом        кинезиологии»

Учитель – логопед : Майданова Ю.П.

2018 год

«Развитие детей методом кинезиологии»

Информационная карта методической темы

Автор проекта:

   Майданова Юлия Петровна

Срок реализации: январь - май

База реализации проекта:  МАДОУ «Детский сад №26 «Радость».

Участники проекта:

Воспитанники старших групп

Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в речевом и психическом развитии.

Ожидаемый результат проекта:

дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи

2

«Развитие детей методом кинезиологии»

«Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М.Монтень.

Обоснование:

Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому

  • необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.

  • последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Также   в   системе   дошкольного   образования    мы   наблюдаем

значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения

  • воспитания.

Актуальность  методической темы:

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

  • этой целью разработан проект «Развитие детей методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.

Кинезиология  наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию

движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

3

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения  это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.

4

Цель:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.

Задачи :

Для воспитанников:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Развитие межполушарного взаимодействия.
  3. Синхронизация работы полушарий.
  4. Снятие эмоциональной напряжённости.
  5. Развитие мелкой моторики, интеллектуальных способностей.

  1. Развитие памяти, внимания, мышления

Для педагогов:

  1. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.

Для родителей:

  1. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

  1. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

Условия реализации проекта:

  1. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

  1. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

  1. Упражнения проводятся стоя, сидя

  1. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

5

Этапы реализации :

Подготовительный  сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над темой.

Практический  реализация методической темы (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).

Итоговый  подведение результатов, презентация работы над методической темой.

Продукты темы для воспитанников:

  1. Картотека кинезиологических упражнений.

Продукты проекта для педагогов:

  1. Мастер-класс («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

Продукты проекта для родителей:

  1. Мастер-класс («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

  1. Консультации «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Методическое обеспечение:

Литература:

  • Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

  • Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –

Рязань, 2000. –  48 с.

6

Практическая реализация методической темы

Вид работы

Где реализуется

Дыхательные упражнения

 Использование

Глазодвигательные упражнения

кинезиологических упражнений

Упражнения для развития мелкой

на занятиях

моторики

 Свободная деятельность

Ожидаемый результат

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа с воспитанниками

1.Наглядная информация

Ежедневное использование упражнений в образовательной и совместной деятельности

в родительском уголке

2.Выступление на

1.Мастер-класс

родительском собрании

3.Индивидуальные

консультации

4.Самообразование

5.Накопление и

обобщение

педагогического опыта

6.Обновление уголков

(информационных

стендов)

занимательными

упражнениями

7

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Перспективный план

проведения кинезиологических упражнений

Месяц

Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

(мозолистое тело)

Массаж ушных

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную

раковин

раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

январь

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте

пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т.д. Проба

выполняется в прямом (от указательного пальца к

мизинцу) и в обратном (от мизинца к

указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется

каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь»

Три   положения   руки   на   плоскости   стола,

(Лягушка)

последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью

вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная

ладонь  на  плоскости  стола.  Ребенок  выполняет  пробу

февраль

вместе  с  педагогом,  затем  по  памяти  в  течение  8—10

повторений.  Проба  выполняется  сначала  правой  рукой,

Массаж ушей

потом  —  левой,  затем  —  двумя

руками  вместе.  При

затруднениях  в

выполнении  можно

помогать  себе  командами  («кулак—

ребро—ладонь»),

произносимыми вслух или про себя.

«Мельница»

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная

нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо,

влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой

противоположного колена, «пересекая среднюю линию»

тела. Время упражнения 1-2

март

мин. Дыхание произвольное.

Левую руку сложите в

«Лезгинка»

кулак, большой палец отставьте

в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой

рукой прямой ладонью в горизонтальном положении

прикоснитесь к мизинцу левой. После этого

одновременно смените положение правой и левой рук в

течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой

скорости смены положений

8

«Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой

апрель

рукой – за противоположное ухо. Одновременно

отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте

Дыхательная

положение рук «с точностью до наоборот».

гимнастика

Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

«Буратино»

Представьте  куклу,  у  которой  к  левому  колену  и

(упражнение

левой  руке  привязана  ниточка,  тоже  самое  с  правой

выполняется перед

стороны,  когда  кукловод  тянет  нитку  вверх,  рука

сном)

поднимается  вверх,  нога,  согнутая  в  колене,  тоже

поднимается  вверх.  Упражнение  делать  попеременно:

май

левая рука – левая нога, затем правая рука – правая нога.

Упражнение выполнять не менее 5-10 раз.

«Перекрестные шаги»

Согнуть левую ногу в колене, а правую руку в

локте, согнутую руку двигаем вниз к колену, а согнутую

ногу в колене поднимаем вверх, до встречи колена и

локтя, и так же с правой ногой и левой рукой.

Упражнение выполнять не менее 5-10 раз обеими

ногами в медленном темпе.

9


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 26 «Радость»

 Отчет по самообразованию

«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

                                                                                                                                               

                                                                                                       учитель-логопед

 Ю.П.Майданова

.

 2020 г.

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Актуальность выбранной темы:

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Внедрение в  систему работы  игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

1

Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2019-2020 учебный год.

май

2

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу

Пополняется  в  течение учебного года

3

Работа с родителями

Разработать творческое   практико-ориентированное занятие: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для  родителей старшей и подготовительной  группы.

Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)

 

  ноябрь

ПРОВЕДЕНО

январь

апрель

4

Работа с педагогами
--- создать банк презентации с артикуляционными гимнастиками , познакомить воспитателей для   дальнейшей работы с детьми . Сказки  про язычок.

— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Мой веселый язычок»

—  Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »(педагоги – дети- учитель – логопед)
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда», звуки речи закрепляем»

Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»

ВЫПОЛНЕНО

декабрь

ПРОВЕДЕНО

февраль

 март

апрель

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуальных и  подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

Оформлены дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

Выполняется в  течение учебного года.

ОФОРМЛЕНЫ

д.и. «Сказки – связки»- развитие связной речи

д.упр. «Сдуй снежинку с варежки»-выработка воздушной струи

лабиринты для  

автоматизации  звуков

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

1

Участие в  районном конкурсе чтецов с воспитанницей старшего дошкольного возраста

РЕЗУЛЬТАТ

  3 место

2

Создание картотеки игр направленных на                 - формирование фонематического слуха

- развитие связной речи

- развитие лексико – грамматического строя речи

октябрь (ВЫПОЛНЕНО)

январь

апрель

3

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии

В течение года.

4

Участие в работе учителей-логопедов МО

В течение года.

5

Подготовка материалов на сайт  ДОУ по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе »

В течение года

6

Создание  банка презентаций  для индивидуальных  занятий с детьми (ТНР, ОНР)

В течение года

3. Изучение специальной литературы.

1

Изучение материалов на сайтах:

Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/

В течение года

2

  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru

Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г

В течение года

4.Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А. по теме: «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» Сайт: 
www.logorina.ru

Сентябрь

2

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Черновой О. О. МБДОУ д/с № 54 г. Щелково по теме: «Разработка и использование логопедических игр и тетрадей как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы». http://metodisty.ru

Декабрь

3

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Жуковой Е.И. МБОУ № 12 «Голубок» г. Коряжма Архангельской области по теме: «Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы» http://samarapedsovet.ru

Март

4

Обобщение практического опыта работы по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий». Пед. совет МБДОУ д/с № 28

Апрель

5

Распространение положительного опыта работы по теме самообразования. МО учителей — логопедов

Май


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...