Индивидуальный образовательный маршрут
материал

Чижова Ирина Ивановна

Индивидуальный образовательный маршрут 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Индивидуальный образовательный маршрут

на период с сентября 2019 года по май 2020 года

Ф. И.О. ребенка: *********

Родители: семья полная.

Заключение и рекомендации

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Трудности: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией, низкая самооценка, крайне низкий уровень познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;

- оказать методическую помощь родителям ребёнка.

Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:

- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

- непрерывность;

- вариативность;

- соблюдение интересов воспитанника;

- принцип создание ситуации успеха;

- принцип гуманности и реалистичности;

- содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Построение комфортной среды:

- групповое помещение и учебная зона достаточно освещены;

- зонирование помещения способствует созданию условий для двигательной, игровой, коммуникативной деятельности ребёнка;

- наличие средств для индивидуальной работы (материал для развития мелкой моторики, развития речевого дыхания, звукопроизношения, альбомы для рассматривания по лексическим темам и др.).

Режим пребывания в ДОУ:

- режим полного дня, пять дней в неделю.

Взаимодействие специалистов ДОУ:

- создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности ребенка (манипулятивной,  сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи  (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).

Методы, используемые в работе:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе;
       - занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

Содержание коррекционно-развивающей работы

Направление

Задачи

Содержание

Социально-

коммуникативное и  эмоциональное

развитие

- Формировать у ребенка представления о себе;

- о культуре общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила поведения;

- адекватную самооценку, уверенность, стремление к

самостоятельности.

- Развивать стремление к сотрудничеству, к взаимодействию в парах, небольших подгруппах;

-  эмоциональную отзывчивость;

- умение выражать свое

эмоциональное состояние, различать эмоциональные состояния, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу;

Д/И «Мои умные

помощники»,

игры -драматизации

«Почему

так?»,

«Вежливое

слово»,

«Телефон»,

«Угощение» и др.

Этюды и

упражнения на

имитацию

выразительных

движений, различных

эмоций, явлений

природы, животных.

Д/И «Настроение».

Этюды на осознание

собственных

мышечных и

эмоциональных

ощущений.

Д/и

«Маленькие

помощники»,

«Мы-

разные»,

Беседа «Семейная

фотография»,

 «Что делают наши мамы и папы», «Как

быть послушным и др.

Саморегуляция,

произвольность

поведения

Развивать саморегуляцию в совместной со взрослым и в

самостоятельной деятельности;

- пространственные представления;

- все виды восприятия: зрительные, тактильно-двигательные, слуховые, вкусовые, обонятельные.

-М/П/И с правилами

сигналами

(вербальными,

невербальными);

-рефлексия в конце

занятия

Подвижные

игры

«Делай как я», «Замри»

Д/И: «Кто

больше найдет в

группе предметов треугольной, круглой

формы и т.д.».

- «Найди предметы

одного цвета».

- «Рассматривание

часов,

движения секундной стрелки»,

- «Посиди тихо и

встань, когда минута

закончится (по мнению

ребёнка)»;

сложи палочки в

коробку и т.д.

- «Разложи

картинки»,

- «Покажи правую,

левую руку, ногу ухо и

т.д.»,

- «Где сидит мишка?

- «Расскажи, где,

какая игрушка стоит?»

Развитие

внимания

- Развивать произвольность внимания;

- способность к переключению внимания;

- концентрацию внимания;

- способность к  увеличению объема внимания.

«Хлопни в ладоши,

если услышишь слово,

обозначающее

животное» (растения,

обувь и т.д.);

- «Встань,

если

услышишь

слово,

обозначающее

растение»

(одежда,  транспорт и т. д.);

 «Что

неправильно?».

- «Найди пару»,

«Найди такой же».

Развитие памяти

 Развивать  память: 

- зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную;

- приёмы ассоциативного и

опосредованного запоминания предметов в процессе игровой

и непосредственно

образовательной деятельности.

Увеличивать объём памяти

зрительной, слуховой и

осязательной.

- «Посмотри

внимательно на фигуру,  запомни и сделай такую же» (выкладывание из

палочек одного цвета

или нескольких

цветов),

- «Перескажи сказку

(небольшой рассказ)»,

Беседа по произведению

с уточняющими

вопросами.

- Упражнение  «Пять

слов»

(запоминание слов с

использованием

смысловой

системы:

связывание слов в один

сюжет).

Развитие

мыслительных

операций

Стимулировать и развивать

опосредованные действия как

основу наглядно-действенного мышления.

Развивать способность к анализу

условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств.

Развивать наглядно-образное

мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам.

Развивать способность к замещению и наглядному моделированию:

 - учить  сравнивать предметные

и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента).

Развивать словесно-логическое

мышление:

- способность понимать скрытый

смыл наглядной ситуации, устанавливать  простейшие аналогии на наглядном материале.

Формировать умение делать

простейшие умозаключения

индуктивно- дедуктивного характера;

- обращать внимание ребёнка на существенные признаки предметов,

учить оперировать значимыми признаками на уровне конкретно-понятийного мышления.

- Создавать наглядные проблемные ситуации, способствовать их решению с применением дополнительных предметов и вспомогательных средств.

-Достать предметы

недоступные руке; выловить из

банки разные предметы, используя

соответствующее

приспособление и пр.

-анализ образцов

объемных, плоскостных

моделей;

-складывания

разрезной картинки и

сборно-разборных

игрушек.

- «Расставь по

порядку (от самого

большого к самому

маленькому и т. д.)»,

- «Как это можно

использовать?».

Развитие

мелкой

моторики

Развивать движения кистей рук по

подражанию действиям педагога;

- умение удерживать позу пальцев и кистей рук, сгибать и разгибать каждый палец на руке.

Формировать дифференцированные

движения кистями и пальцами рук: сгибание и

разгибание, отведение в стороны пальцев. Выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.

Тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания). Применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении.

Побуждать выполнять упражнения

Пальчиковой гимнастики с

речевым сопровождением.

-Пальчиковые игры

на выпрямление кисти,

сжимание пальцев,

присоединение пальцев

друг к другу и т. д.

«Обведи контур»,

«Угадай, кто я»,

«Самолёты за облаками», «Гребешок»,

«Лесенка», «Бег»,

«Колечки» и т. д.

-Игры с мелкими

предметами

и игрушками

разной фактуры:

кручение,

нанизывание, щелчки,

вращение и др.;

-нанизывание

бус, пуговиц, колечек на шнурок в определенной

последовательности,

представленной

на образце;

-захват мелких или

сыпучих материалов;

-выкладывание

мелких предметов по

заданным ориентирам:

точкам, пунктирным

линиям.

 

Планирование индивидуальной работы на учебный год

Месяц

Недели

Занятия

Сентябрь

1

Экспресс-диагностика в детском саду (старшая группа) Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Восьми цветовой тест М. Люшера

Диагностика памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, самооценки, общего интеллектуального развития.

Диагностика психофизиологического состояния – активность и коммуникативные способности, уровень тревожности.

2

Учебное пособие №1 стр.19 Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Учебное пособие №4 «Занятие 2»

Учебное пособие №1 стр. 23 Игра «Пожалуйста»

Учебное пособие №4 «Занятие 3».

Упражнения  и игры на развитие памяти, внимания.

Упражнения и игры на развитие внимания, коммуникативной сферы.

3

Учебное пособие №1 стр.26 Подвижная игра «Прятки». Учебное пособие №4 «Занятие 4».

Учебное пособие №1стр.29 Упражнение «Гномик»

Учебное пособие №4 «Занятие 5».

Упражнения  и игры на развитие  внимания, мышления.

Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы.

Октябрь

1

Учебное пособие №1 стр.33 Сказка «Курочка Ряба».

Учебное пособие №4 «Занятие 6».

Учебное пособие №1 стр.37 Занятие «Зеркало»

Учебное пособие №4 «Занятие 7»

Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы.

Упражнения и игры на развитие памяти, эмоциональной сферы.

2

Учебное пособие №1 стр.42 Пальчиковая гимнастика «Веселый гном».

Учебное пособие №4 «Занятие 8».

Учебное пособие №1 стр.43 Игра «Замри».

Учебное пособие №4 «Занятие 9».

Упражнения и игры на развитие внимания, эмоциональной сферы.

Упражнения и игры на развитие воображения, эмоциональной сферы.

3

Учебное пособие №1 стр. 46 Игра «Цветной паровозик».

Учебное пособие №4 «Занятие 10».

Учебное пособие №1 стр.51 Игра «Лесные звуки».

Учебное пособие №4 «Занятие 11».

Упражнения и игры на развитие восприятия, мышления, памяти.

Упражнения и игры на развитие внимания, восприятия.

4

Учебное пособие №1 стр. 54 Сказка «Любопытные мышата». Учебное пособие №4 «Занятие 12».

Учебное пособие №1 стр.58 Задание «Снеговик».

Учебное пособие №4 «Занятие 13».

Упражнения и игры на развитие восприятия, внимания.

Упражнения и игры на развитие мышления, внимания.

Ноябрь

1

Учебное пособие №1 стр. 63 Игра «Звериная зарядка». Учебное пособие №4 «Занятие 14».

Учебное пособие №1 стр. 66 Задание «Коврик-домик». Учебное пособие №4 «Занятие 15».

Промежуточная диагностика памяти, внимания, мышления.

Промежуточная диагностика памяти, внимания, мышления.

2

Учебное пособие №1 стр. 71 Сказка «Длинный-короткий». Учебное пособие №4 «Занятие 16».

Учебное пособие №1 стр. 69 Упражнение «Путешествие в лес».

Учебное пособие №4 «Занятие 17».

Задания, игры  и упражнения  на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания.

Задания, игры  и упражнения  на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания.

3

Учебное пособие №1 стр. 76 Игра «Широкий - узкий». Учебное пособие №4 «Занятие 18».

Учебное пособие №1 стр. 79 Сказка «Сбежавшие игрушки».

Учебное пособие №4 «Занятие 19».

Задания, игры  и упражнения  на развитие мелкой моторики, восприятия, внимания.

Упражнения и игры на развитие мышления, внимания.

4

Учебное пособие №1 стр. 86 Сказка «Теремок».

Учебное пособие №4 «Занятие 20».

Учебное пособие №1 стр. 91 Сказка «Федорино горе».

Учебное пособие №4 «Занятие 21».

Упражнения и игры на развитие мышления, внимания.

Упражнения и игры на развитие мышления, внимания.

Декабрь

1

Учебное пособие №1 стр. 99 Сказка «Маша-растеряша». Учебное пособие №4 «Занятие 22».

Учебное пособие №1 стр. 106 Подвижная игра «Транспорт». Учебное пособие №4 «Занятие 23».

Игры и упражнения на развитие внимания, восприятия, мышления.

Задания, игры  и упражнения  на развитие мышления, мелкой моторики,  внимания.

2

Учебное пособие №1 стр. 111. Игра «Подарки».

Учебное пособие №4 «Занятие 24».

Учебное пособие №1 стр. 114 Сказка «Три медведя».

Учебное пособие №4 «Занятие 25».

Игры и упражнения на развитие внимания, мышления.

Игры и упражнения на развитие внимания, восприятия.

3

Учебное пособие №1 стр. 118. Сказка «Репка»

Учебное пособие №4 «Занятие 26».

Учебное пособие №1 стр. 122 Подвижная игра «Волшебные башмачки».

Учебное пособие №4 «Занятие 27».

Игры на развитие  мышления.

Игры на развитие воображения.

Январь

3

Учебное пособие №1 стр. 131. Подвижная игра «Петушок». Учебное пособие №4 «Занятие 28».

Учебное пособие №1 стр. 135.  Упражнение «Насекомые». Учебное пособие №4 «Занятие 29».

4

Диагностика внимания, мышления.

Диагностика мышления.

Учебное пособие № 1 стр. 143. Игра «Угадай эмоцию». Учебное пособие №4 «Занятие 30».

Учебное пособие № 1 стр. 145. Игра «Медведь в берлоге». Учебное пособие №4 «Занятие 31».

Февраль

1

Задания для развития мелкой моторики рук.

Учебное пособие № 10. Игра «Я хочу! Я умею!». Учебное пособие №9 «Занятие 2».

Учебное пособие № 10

Игра «Почему я грустный?», «Вопрос-ответ»

Учебное пособие №9 «Занятие 3».

2

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Учебное пособие № 10.  Игра «Шкафчик для одежды». Учебное пособие №9 «Занятие 4».

3

Учебное пособие № 10. Игра  «Разноцветные машины». Учебное пособие №9 «Занятие 5».

Развитие внимания, мышления, коммуникативной сферы, самостоятельности, аккуратности, повышение самооценки.

Развитие эмоциональной сферы, внимания, навыков саморегуляции, моторных навыков, снятие напряжения.

Март

1

Учебное пособие № 10. Игра «Веселый поезд».

Учебное пособие №9 «Занятие 6».

Учебное пособие № 10. Игра « Домик из песка».

Учебное пособие №9 «Занятие  7».

Развитие внимания, эмоциональной сферы, мелкой моторики, сенсорной сферы.

2

Учебное пособие № 10. Игра «Морские камешки».

Учебное пособие №9 «Занятие 8».

Учебное пособие № 10. Игра «Что где лежит?».

Учебное пособие №9 «Занятие 9».

Развитие эмоциональной сферы, внимания, навыков саморегуляции, моторных навыков, снятие напряжения.

3

Учебное пособие № 10. Игра «Игрушка спряталась».

Учебное пособие №9 «Занятие 10».

Учебное пособие № 10. Игра «Ожившие пятна».

Учебное пособие №9 «Занятие 11».

Развитие воображения, эмоциональной сферы, саморегуляции.

Развитие мышления, памяти, аналитических способностей, восприятия

4

Учебное пособие № 10. Игра «Настроения». Учебное пособие №9 «Занятие 12».

Учебное пособие № 10. Игра «Доброе утро».

Учебное пособие №9 «Занятие 13».

Развитие восприятия, мышления, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Развитие восприятия, мышления, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Апрель

1

Учебное пособие № 10. Упражнение «Игры с водой».

Учебное пособие №9 «Занятие 14».

Учебное пособие № 10. Игра «Звучащие горошины».

Учебное пособие №9 «Занятие 15».

Развитие внимания, памяти, воображения, навыков аккуратности, мелкой моторики.

Развитие мышления, внимания, воображения, навыков аккуратности, мелкой моторики.

2

Учебное пособие № 10. Игра «Угощение».

Учебное пособие №9 «Занятие 16».

Учебное пособие № 10. Игра «Разложи картинки».

Учебное пособие №9 «Занятие 17».

Развитие внимания, восприятия, мышления, эмоциональной сферы, повышение самооценки.

Развитие внимания, восприятия, мышления, эмоциональной сферы, повышение самооценки.

3

Учебное пособие № 10.Игра «Любимые сказки».

Учебное пособие №9 «Занятие 18».

Учебное пособие № 10. Игра «Кукольный театр».

Учебное пособие №9 «Занятие 19».

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Развитие внимания, мышления, снятие напряжения.

4

Учебное пособие № 10. Игра «Большая стирка».

Учебное пособие №9 «Занятие 20».

Учебное пособие № 10. Игра «На кухне».

Учебное пособие №9 «Занятие 21».

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Май

1

Учебное пособие № 3 стр. 51. Сказка «Белочкин сон».

Учебное пособие №9 «Занятие 22».

Учебное пособие № 3 стр. 56. Сказка «Три медведя».

Учебное пособие №9 «Занятие 23».

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

2

Учебное пособие № 3 стр. 61. Игра «Поделись с другом». Учебное пособие №9 «Занятие 24».

Учебное пособие № 3 стр. 61. Сказка «Жадность».

Учебное пособие №9 «Занятие 25».

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

3

Учебное пособие № 3 стр. 65. Игра «Угадай, кто мой друг». Учебное пособие №9 «Занятие 26».

Учебное пособие № 3 стр. 67. Сказка «Два медвежонка». Учебное пособие №9 «Занятие 27».

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

Развитие внимания, мышления, навыков самостоятельности, аккуратности, мелкой моторики.

4

Учебное пособие №3 стр. 69. Подвижная игра «Летит по небу шар». Учебное пособие №9 «Занятие 28».

Учебное пособие № 3 стр. 70. Упражнение «Мы здесь!». Учебное пособие №9 «Занятие 29».

Диагностика памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, самооценки.

Диагностика психофизиологического состояния – активность и коммуникативные способности, уровень тревожности.

Предполагаемый результат

1. Развитие мелкой моторики рук.

2. Развитие коммуникативных навыков.

4. Повышение самооценки.

5. Совершенствование процессов памяти, внимания, мышления, воображения, эмпатии,  образно-логического мышления.

Литература и сайты

  • Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
  • Лопатина Л.В. (ред.) Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Баряева Л.Б Я-говорю Я-ребенок
  • Баряева Л.Б. Я - говорю Ребенок в школе
  • Баряева Л.Б. Я - говорю Ребенок и мир растений
  • Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я - говорю Ребенок и его игрушки
  • Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Борякова Н.Ю., Касицинв М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития
  • Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития
  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
  • Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова СВ., Логинова Е.Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Нисневич Л. А. Как помочь "особому" ребенку
  • Стребелева Е.А., Дошкольная олигофренопедагогика

 

http://defektolog.sad60.edusite.ru/p9aa1.html методическая копилка
https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry.html развивающие игры
https://dohcolonoc.ru/cons/3167-metodicheskie-rekomen.. методические рекомендации
http://ped-kopilka.ru/blogs/gubaidulina-nadezhda/kons.. конспекты занятий по изучению цвета
https://docviewer.yandex.ru/?url=http://minobr.gov-mu.. образовательный стандарт для детей с ЗПР.
http://worldtutors.ru/dou-zagvozdkin


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...