Доклад на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
консультация
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день! Тема нашего выступления: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
2 слайд
Свое выступление мы хотим начать с высказывания Л.Н.Толстого: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.» 3 слайд
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.
В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности.
4 слайд
В работе с детьми мы учитываем не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом. В психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка.
Интеллектуальное развитие предполагает:
- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Основные задачи в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5 слайд
Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов.
У дошкольников в возрасте 4-5 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию.
Возрасте 5-7 лет у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.
6 слайд
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
7 слайд
Средства развития интеллекта в дошкольном возрасте: НОД (непосредственно образовательная деятельность); все виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд и т.д.); игра; работа с родителями; проектная деятельность.
8 слайд
Словесно-логические игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
- Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам
- Понимание грамматической конструкции предложений.
« Наташа пошла гулять после того, как полила цветы»- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
- Какому времени года соответствует следующее описание:
« День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»
- Сравнение двух или более предметов.
Чем похожи эти слова:
кошка, книга, крыша;
число, весело, кресло;
Назовите общие признаки:
яблока и арбуза;
кошки и собаки;
9 слайд
- К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связан и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка - часы; колесо- ?; белка- дупло, медведь-?; магазин- продавец, больница-?)
- Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом «а», в котором будут объединены оба антонима. (покупать-…; открывать-…; помнить-…)
- К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. (Пример: умный друг- глупый враг, тихий плач-…; радостная встреча-…; вспомнить радость- …;)
- Словесные игры: «Бывает – не бывает»; «Хорошо – плохо»; «Звонкий мяч»; «Я знаю…»; «Похож – не похож»; Загадки; «Логические задачи»; «Проблемные ситуации» и др.
- Дидактические игры: «Четвертый лишний», Логика и счет, «Что перепутал художник?», «Веселая логика», Палочки Кюизенера и другие
10 слайд
Таким образом, наша работа по интеллектуальному развитию приносит положительные результаты. У детей появился устойчивый повышенный интерес к словесно-логическим играм, они стали быстрее и лучше запоминать, богаче стало воображение, их не пугают трудные игры, требующие длительного умственного напряжения, возрос самоконтроль, самостоятельность.
Работая в детском саду, мы твердо убеждены, что основу воспитательной работы в дошкольном возрасте, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.
11 слайд (2 раза нажимать)
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Нетрадиционные методы рисования,как средство развития творческих способностей ребёнка, оказавшихся в трудных жизненных условиях.
Рекомендации педагогам о развитии творческих способностей детей нетрадиционными методами рисования....
Интеллектуальное развитие ребёнка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, боле...
Доклад на тему "Музыкальное воспитание , как средство эстетического развития ребёнка"
Дошкольное детство пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников: мыслить, чувствовать, воображать...
Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста
Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума....
Доклад на тему: «Роль развивающих игр в интеллектуальном развитии детей»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА...
Интеллектуальное развитие ребёнка с использованием занимательной математики
Конспект родительского собрания по образовательной области математическое развитие...
Презентация доклада на педсовете "Значение лепки, творчества в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника"
Положительное влияние лепки на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольников и их успешное обучение в школе....