«Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности» (Метод мозгового штурма) (Педагогический практикум)
материал (средняя группа)

Каюмова  Светлана  Хабибуллаевна

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_mozgovoy_shturm.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Детский сад «Семицветик»

Выступление на СМО

Тема: «Технология ТРИЗ как фактор развития творческого

потенциала личности»

(Метод мозгового штурма)

(Педагогический практикум)

Подготовила воспитатель:

Каюмова С.Х

г.Новый Уренгой  

2022 г

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ технология - Теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ — была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ технология имеет большой арсенал методов и приёмов работы, которые уже показали свою эффективность в работе и адаптированы для дошкольников.

Как же ввести элементы ТРИЗ в жизнь ребенка?

Данную работу необходимо проводить поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На данном этапе можно использовать следующие приёмы и методы.

- Игра "Да-Нетка” или "Угадай, что я загадала”

- Приём Робинзона (со старшего дошкольного возраста).

- Игры на сравнение систем

- Игра «Теремок» (с 3-летнего возраста).

Задача 2 ЭТАПА научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

- Метод фокальных объектов (МФО)

- Приём - Типовое фантазирование

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

- Знакомые герои в новых обстоятельствах.

- Игра «Создание лимерика»

На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.

- Метод мозгового штурма.

- Метод Синектика

Использование игр - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

 - ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.

Игры можно осуществлять в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.

Сегодня,  я предлагаю метод мозгового шторма.  

Метод мозгового штурма

Он представляет собой эффективный метод решения проблемы, основанный на стимулировании творческой деятельности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решений. Результатом является единогласно принятое решение. Этот метод можно широко использовать при обсуждении проблемных ситуаций, чтении сказок, рассказов.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть такие:

• как уберечь продукты от мышей

• как не намокнуть под дождем;

• как мышам достать сыр из-под носа кота;

• как выгнать лесу из зайкиной избушки;

• как потушить пожар, если в доме нет воды;

• как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

• как оставить кусочек лета в зиму и другие

Помоги Золушке (мозговой штурм или спасательные ситуации в сказках)

- Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги.

Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем -нибудь тяжелым прижимать.

- Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . . Особенно его хорошо видно на снегу . . .  Теперь ему только под землей надо жить . . . Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . . Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Спасательные ситуации в сказках.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Проблемная задача:

Буратино уронил ключ в воду. Его надо достать. Буратино в воде всплывает. Как ему помочь?

Рассуждения детей: «Буратино сделан из дерева. Деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, Буратино не может нырнуть за ключом».

Возможные ответы детей: «Можно искать ключ на дне магнитом на веревочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача:

Одна подруга живет на юге и никогда не видела снега. Другая – на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.  Что можно сделать, чтобы подруга, которая живет на севере, увидела деревья и цветы? А подруга, которая живет на юге, увидела снег и льды? Переезжать они не хотят.

Рассуждения детей: «Девочки могут общаться по телефону, по интернету, могут писать друг другу письма», «Снег растает на юге, а цветы и растения замерзнут на севере».

Возможные ответы детей:

«Девочки могут обменяться фотографиями», «Могут показать друг другу снег и цветы  по интернету», «Снять видео».

Таким образом, мы сегодня убедились, что использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

Развитие творческого потенциала ребёнка методом мозговой активности.

О гармоничной работе 2-х полушарий мозга, являющейся своеобразным ключиком, позволяющим открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека....

Семинар-практикум для воспитателей и родителей "Развитие творческого потенциала детей методом мозговой активности".

Преимущества гармоничного развития двух полушарий головного мозга очевидны. В этом семинаре предложены рекомендации и описание практических упражненй для активизации работы левого полушария....

Системно - деятельностный подход в детском экспериментировании, как фактор развития творческого потенциала дошкольника

Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной де...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...