Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
статья

Ольга Ивановна Рубанова

Руское народное творчество - это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц, поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад, история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor.docx17.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников (сообщение из опыта)

 Согласно ФГОС дошкольного образования, одним из главных показателей приобщения детей к социокультурным ценностям на этапе  дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое -  формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и     активному преобразованию окружающего пространства; второе -    художественное развитие - приобщение к искусству и художественной   деятельности.

   В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

   С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие. Основные виды музыкального фольклора это – народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты.

   Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной  энергии детей, их темпераменту и творческой активности.

    С  народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с со второй группы раннего возраста. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность. Народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.

    Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.

    Работая с малышами над музыкально – ритмическими  движениями  мы постоянно обращаемся к  народным мелодиям: «Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

  Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

   В работе с детьми средней, старшей и  подготовительной групп, мы часто используем другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.

   Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание; исполнение по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия.  Они предполагают  сформированность определенных знаний, умений и навыков.

   Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей  и музыкальных руководителей учреждения дошкольного образования.

   Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.

   В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Весенние праздники "Масленица", «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)

    Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к березке» (Троица) и праздник «Ивана Купала». Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.

  Таким образом, когда дети  поют  песни, участвуют   в народных танцах, водят хороводы, играют   на народных музыкальных инструментах, играют  в народные игры - у них   формируется  исполнительская и творческая активность.

  Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного,  народного творчества.

.

Литература

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 2018
  2. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.2016
  3. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

Консультация на тему: "Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников"

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име...

Консультация для педагогов «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор — как средство развития творческих способностей дошкольников »

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической систе...

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

 Русский народный фольклор - это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол...