Творческий отчет на тему: «Развитие познавательной сферы детей старшей группы средствами интерактивных дидактических игр»
материал (старшая группа)

Елена Александровна Глушкова

В связи с тем, что одной из важнейших задач современного дошкольного воспитания – является создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия современного развития общества, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения, невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь, как я считаю, при помощи информационно-коммуникационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Творческий отчет на тему:
«Развитие познавательной сферы детей старшей группы средствами интерактивных дидактических игр»

 

  Глушкова Е.А. воспитатель

2021 г.

Введение

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В системе дошкольного образования широко распространены дидактические игры. Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств развития занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. 

В связи с тем, что одной из важнейших задач современного дошкольного воспитания – является создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала, чтобы он мог быстро реагировать на изменяющиеся условия современного развития общества, был способен обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения, невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь, как я считаю, при помощи информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования, которое предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В контексте повсеместной компьютеризации актуальным становится использование интерактивных дидактических игр в деятельности дошкольника. Интерактивные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность -  инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.

По результатам диагностического исследования в старшей группе «Лапушки» на начало 2020 -2021 учебного года выявлена проблема в направлении познавательного развития дошкольников.  Средний балл по познавательному развитию на конец средней группы был 2.8. Среди 28 детей: высокий уровень-0%,

выше среднего-0%, средний уровень- 68% (19чел), низкий уровень-18% (5чел.) и 14% (4чел.)- н/а. Поэтому, я решила улучшить этот показатель, средствами интерактивных дидактических игр.

Работая над темой «Развитие познавательной сферы средствами Интерактивных дидактических игр» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры и мультимедийные презентации, взятые мной из сети Интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.                                                                                                   Первоначально я использовала готовые интерактивные игры и презентации с различных сайтов интернета, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила что необходимо научиться делать игры самой. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования (Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.).

Новизна. Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических компьютерных игр для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.

 Цель и задачи. Исходя из этого, Цель: создание условий для развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста через интерактивные дидактические игры и их внедрение в игровую деятельность.

Для достижения поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

  • познакомиться с передовым педагогическим опытом использования интерактивной дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

•        внедрить Интерактивные дидактические игры в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста;

•        использовать Интерактивные дидактические игры в воспитательно-образовательном процессе;

•        создать медиатеку интерактивных дидактических игр для дошкольников.

Интерактивные игры создаются с учетом программы детского сада, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, в них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален.

Алгоритм  проведения интерактивной игры.

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей (возможно, проведение подготовительной работы).
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
  3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Варианты создания интерактивной игры.

Создавая интерактивную игру в MS Power Point, объект-триггер включает проигрывание анимации собственного объекта или других объектов слайда. Объектами-триггерами называют такие объекты, которые обладают способностью длительно находиться в одном из двух более устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов.

При нажатии на один объект-триггер может проигрываться анимация нескольких объектов одновременно или цепочкой.

Вы сами решаете, как и когда будут появляться или исчезать объекты во время просмотра презентации.

Самый простой пример использования триггеров – это выбор правильного ответа. При щелчке по правильному ответу, которым может быть любой объект: картинка, кнопка, фигура, текст, включается выбранная вами анимация, например «исчезновение» объекта, а в случае щелчка по неправильному ответу сработает другая анимация, звук.

Благодаря триггерам можно добиться большей динамики при проведении занятий, организовать уникальные дидактические игры, в том числе и для работы на интерактивной доске.

Дидактические игры создаю исходя из календарно тематического планирования по образовательной области – познавательное развитие. Игры использую как закрепление пройденного материала, в совместной деятельности педагога и ребенка, в различных режимных моментах. С помощью игры развивается  речь, внимание и познавательная активность.

Работу выстроила по трем направлениям:

- Работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями.

Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы».

План работы на 2020-2021учебный год.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение методической литературы

Сентябрь-Май

Изучение статей, методики и технологий педагогов в Интернете.

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. Феникс, 2008г.

Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., Сфера, 2008.

Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.

Интерактивные игры, используемые для изучения нового материала и закрепления изученного. Используются в различных режимных моментах в фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работе.

Работа с детьми

Сентябрь

1. Сад, фрукты

2. Огород, овощи

3. Осень, осенние приметы

4. Лес, ягоды, грибы

1. «Фрукты»

2. «Овощи- четвертый лишний»

3. «Осень».

4. «Грибное лукошко».

5. ФЭМП- «Счет до 5»

Октябрь

1. Я – мальчик, я – девочка

2. Транспорт, правила дорожного движения

3. Мебель, посуда    

4. Обувь, одежда, головные уборы

1.  «Мы такие разные»

2. «Транспорт- четвертый лишний»;

3. «Наша посуда»;

4. «Обувь, одежда, головные уборы».

5. ФЭМП- «Геометрические фигуры».

Ноябрь

1. День народного единства

2. Мой дом, мой город

3. Домашние животные,  птицы

4. Дикие животные – Югры

5. Зима. Зимние приметы  

1. «Мы едины»;

2. «4 лишний»;

3. «В мире животных»;

4. «Зимушка- зима»;

5. ФЭМП- «Веселая математика. Счет до 10».

Декабрь

1. Югорский край  

2. Зимующие птицы  

3. Народная культура и традиции

4. Новогодний праздник

1. «В гостях у хозяйки Югры»;

2. «Не забывай о птицах зимой»;

3. «Быт и традиции Русского народа»;

4. «Веселый праздник, Новый год»;

5. ФЭМП- «Дни недели».

Январь

1. Зимние виды спорта

2. Животные жарких стран

3. Водный мир

1. «Зимние виды спорта»;

2. «Животные жарких стран»;

3. «Путешествие в подводный мир»;

4. ФЭМП- «Математические горки».

Февраль

1. История предметов  

2. Комнатные растения    

3. Профессии мужские

4. День защитников Отечества

1. «История предметов»;

2. «Растения дома»;

3. «Угадай профессию»;

4. «Защитники родины»;

5. ФЭМП- «Занимательная математика».

Март

1. Мамин день

2. Профессии женские

3. Дружат дети всей Земли

4. Весна, весенние приметы    

5. Наша Родина – Россия, Москва

1. «День мамы»;

2. «Кому, что нужно для работы»;

3. «Дружба крепкая»;

4. «Весна пришла»;

5. «Россия- наша Родина»;

Апрель

1. Исследовательская деятельность

2. Покорители космоса

3. День Земли

4. Перелетные птицы  

1. «Что из чего сделано»;

2. «Космическое путешествие»;

3. «Земля-наш общий дом»;

4. «Перелетные птицы»;

5. ФЭМП- «Ориентируемся в пространстве».

Май

1. День Победы

2. Знакомство с искусством

1. «9 мая- День победы»;

2. «Волшебный мир искусства»

3. ФЭМП- «Назови соседей»

Работа с родителями

Сентябрь-Май

Консультация: «Компьютер для детей – вред и польза»;

Анкетирование для родителей «Мой ребенок и компьютер»;

Консультация: «Роль интерактивных игр в развитии дошкольников»;

Памятка «Правила при работе с компьютером детьми дошкольного возраста»

Консультация в виде презентации «Формирование познавательной активности детей старшего возраста через использование интерактивных дидактических игр».

Работа с педагогами

Памятка «Использование интерактивных игр в образовательном процессе ДОУ»

Представление опыта по теме на педсовете.

В перспективе я планирую (на следующий учебный год):

-создать картотеку дидактических игр для родителей;

-создать медиатеку интерактивных дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие», разделы: Краеведение, ФЭМП, Окружающий мир, Природное окружение.

Анализ результативности.

Анализ работы основан на наблюдении.

Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.

Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.

Использование электронных дидактических игр активизирует познавательную деятельность воспитанников, реализует творческий потенциал ребенка, повышает интерес детей к получению знаний.

Трудности. Столкнулась с такими трудностями, что не владею в полном объеме технологией ИКТ. Много времени занимает подготовка и создание игры.

Мониторинг. Критерии диагностики.

Педагогический мониторинг проводился в сентябре по методике Верещагиной Н.В. Сравнительный анализ будет проведен в мае, после повторного проведения мониторинга на конец учебного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)

Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...

Конспект ООД на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей" (старшая группа)

Конспект организованной  образовательной деятельности  на тему "Дидактические игры, как средство развития познавательных  способностей детей"  для детей старшего дошкольн...

Конспект занятия по развитию познавательной сферы детей старшей группы с ОНР

Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия развитие логического мышления, внимания,  зрительной памяти...