Консультация «Советы Монтессори – педагога по развитию речи ребенка»
консультация (младшая группа)

Горбачева Светлана Ивановна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_montessori-pedagoga_po_razvitiyu_rechi_rebenka.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный

дом ребёнка»

 «Советы  Монтессори - педагога

по развитию речи ребенка»

Консультация для воспитателей,

специалистов и родителей

Подготовила:

 воспитатель  Горбачева

Светлана Ивановна

                                   

Нижегородская область

городской округ город Выкса

май   2021 год

   

     Одна из главных задач, которая стоит перед воспитателями и специалистами  дома ребёнка  – это развитие речи детей. Слова в нашем мире играют особую роль, а умение выражать свои мысли, говорить правильно и красиво – залог успешного развития и уверенности в своих силах для любого человека. Речь, общение с другими людьми для детей являются важными инструментами в процессе социализации и адаптации к этому миру.

     В Монтессори-педагогике существует такое понятие, как сензитивные периоды развития ребенка. Они универсальны и касаются абсолютно всех детей. Ребенок, находясь в том или ином сензитивном периоде, имеет возможность легко овладеть необходимыми ему знаниями. Сензитивные периоды имеют ограничения во времени и проходят безвозвратно, то есть ребенку либо удалось развить свои способности, либо нет. В любом случае, если момент упущен, то в дальнейшем на освоение какого-либо навыка ребенку потребуется больше времени и усилий.

     Одним из таких сензитивных периодов является период речевого развития. Длится этот период от рождения и до 6 лет, и ему в Монтессори-педагогике уделяется много внимания. Делится он на этапы, проходя которые ребенок постепенно от умения произносить отдельные звуки приходит к письму и чтению. Подход Монтессори-педагогов к развитию речи у малышей в целом не противоречит традиционным методам, здесь также используются речевые игры, потешки, чтение вслух и т.д. Но есть некоторые моменты, которые в Монтессори-методе играют ключевую роль и дают возможность всесторонне подойти к таким занятиям с малышом.

     Стоит обратить внимание на то, что развитие речи – это не просто книжка со стишками, которую вы периодически читаете, это целая комплексная система. Несмотря на это страшное словосочетание, в этом нет ничего трудного и уж точно это не повод организовывать речевые занятия с ребенком в виде скучных занятий за партой.

     Итак, на что обращают внимание Монтессори-педагоги, которые стремятся помочь ребенку освоить родную речь:

1.        Начинать разговаривать с ребенком необходимо еще до его рождения, с первых секунд его жизни: говорить, петь, читать.

2.        С ребенком надо говорить четко и медленно. Маленькие дети абсолютно теряются, когда взрослый сначала сказал одно, потом вспомнил еще что-то, потом передумал. Мало того, что они не понимают, что от них хотят, так мы еще и затрудняете запоминание слов. Это же правило соблюдайте, когда читаете ребенку книги. Читайте очень медленно, четко проговаривая слова. Результат и прогресс в речи малыша заметите сразу.

3.        Всегда внимательно слушайте ребенка. Это очень важно. Ребенок делает первые попытки заговорить, говорит еще не очень понятно, и бывает так, что говорит очень много. Здесь главное – поддерживать его в попытках освоить речь. Но не просто кивая головой и занимаясь своими делами, а именно активно слушая: опускайтесь на уровень ребенка, чтобы вы могли говорить глаза в глаза, задавайте вопросы и отвечайте, если вас спрашивают. Прежде всего это вселит в ребенка уверенность, что его слова значимы, что вы заинтересованы в том, что он пытается вам сказать, а значит, это послужит для него стимулом и дальше использовать речь для общения.

4.        В Монтессори-педагогике особое отношение к ошибкам ребенка. Они – самые главные учителя для малыша. Поэтому не исправляйте ребенка, если он говорит неправильно, не указывайте ему, что он сказал какую-то глупость, с точки зрения взрослого. Как же тогда быть? Просто сами говорите правильно, и ребенок постепенно тоже будет так делать. Если уж и поправляете ребенка, то делайте это очень мягко и уважительно и не злоупотребляйте такими поправками.

5.        Старайтесь избегать задавать ребенку вопросы, на которые от него требуется ответить только “да” или “нет”. Спрашивайте так, чтобы ему пришлось давать более или менее развернутый ответ. Добивайтесь того, чтобы он как можно больше рассуждал и объяснял свой выбор или решение.

6.        Для себя возьмите за правило говорить полными выражениями, красиво и образно. Ребенок впитает ваш стиль общения как губка.

7.        Обогащайте словарный запас ребенка, делая повседневные дела: называйте то, что находится вокруг вас, объясняйте значение слов, называйте названия предметов и явлений. На кухне, в магазине, занимаясь уборкой, гуляя в парке, в гостях – все это главные источники новых слов для малыша, а не только книги или карточки с картинками.

8.        Не стоит избегать сложных слов. Дети любят проговаривать труднопроизносимые слова.

9.        Не только читайте с ребенком, но и обсуждайте с ним прочитанное, составляйте свои рассказы по картинкам, используйте разные речевые игры, которые подходят ему по возрасту.

10.        Уделяйте внимание сенсорным играм, занятиям мелкой моторикой – они также существенно влияют на развитие речи у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка четвертого года жизни"

Информационный материал дл родителей был разработан после ежегодного логопедического обследования детей в начале учебного года....

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»Период дошкольного детства является «сенситивным» для оказания поддержки и помощи родителя...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка пятого-шестого года жизни".

Подробная консультация для родителей- детей старшей группы, направит взрослых чаще удилять внимание развитию речи детей....

Консультация для родителей: "Развитие речи ребенка шестого года жизни"

К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для своб...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...