Консультация «Свободная работа», или «самообучение под наблюдением»
консультация (младшая группа)

Горбачева Светлана Ивановна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnaya_rabota_ili_samoobuchenie_pod_nablyudeniem.docx588.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный

дом ребёнка»

«Свободная работа», или «самообучение под наблюдением»

Консультация для воспитателей,

специалистов и родителей

Подготовила:

 воспитатель  Горбачева

Светлана Ивановна

Нижегородская область

городской округ город Выкса

февраль 2019 год

     Наиболее важным в методе  Монтессори считается «свободная работа с материалами», или, как еще называют эту форму, «самообучение под наблюдением». Каждый ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает материал, с которым будет упражняться. Педагог во время «свободной работы» внешне остается пассивным, т.е. не вмешивается в работу детей, если его об этом не просят, но внутренне он очень активен: наблюдает за детьми, ведет записи, где отмечает:

* с каким материалом работает ребенок;

* проявляет ли интерес к работе, и в какой форме;

* требуется ли новая презентация;

* достигнута ли достаточная концентрация внимания;

* какие изменения в развитии ребенка и в его работе замечены;

* что настораживает в поведении ребенка.

     Впоследствии записи вносятся в индивидуальный «Дневник  достижений ребенка» и используются при планировании коррекционной работы. Обычно дети предпочитают работать не за столами, а на индивидуальных ковриках, которые можно расположить по желанию в разном месте групповой комнаты. Дети могут свободно передвигаться по комнате, но не имеют права без разрешения присоединяться к чужой работе. Время действия с материалом не ограничивается, при угасании интереса малыш может выбрать другой материал. Чем старше ребенок, тем больше времени он сконцентрирован на одном пособии. 

     Во время «свободной работы» могут проводиться «презентации». Педагог на основе ведения «Листов освоение Монтессори – материалов»  имеет точное представление о том, кто из детей какую «презентацию» получил, какие достижения показал.

Как наблюдать за ребёнком,

чтобы действительно что-то увидеть

     Наблюдение – основа всех естественных наук. А ещё его можно использовать, чтобы получить честную информацию о ребёнке. Узнать, что с ним происходит в каждый момент жизни. Увидеть, какие навыки он уже освоил, и что ему особенно интересно. Благодаря наблюдению проще подбирать занятия и помогать осваивать новые навыки своевременно и в наиболее благоприятных условиях.

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

     Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

     В Монтессори – педагогике  мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное – разглядеть его возможности.

Техника наблюдения за ребёнком

     Воспитатель  проводит с ребёнком целый день, но как постоянный участник событий пропускает много удивительного. Стоит только немного отстраниться и понаблюдать как бы со стороны, можно открыть для себя много удивительного и нового.

     С чего начать. Выделите свободное время для наблюдения. Возьмите бумагу и ручку, примите удобное положение в стороне от ребёнка и записывайте, что видите.

     7 правил наблюдения:

  • Быть сконцентрированным на наблюдении

     Быть мыслями здесь и сейчас.

  • Контролировать эмоции

     Малыши часто делают что-то очаровательное, что может вызвать ваш смех. Постарайтесь сдержаться, так как он может отвлечь ребёнка.

  • Вести себя тихо и стараться не встречаться с ребёнком глазами

     Если встретились, то дайте сдержанную обратную связь – улыбнитесь или кивните. Это, конечно, может стать для малыша призывом бросить своё занятие и подойти к вам. Если так произошло, можно сказать: «Ты можешь поиграть, а сейчас я занята – я пишу».

  • Записывать только то, что вы действительно видите, а не то, что думаете
  • Не интерпретировать, то что увидели сразу

     Не пытайтесь делать выводы о происходящем в моменте. После того как запишете увиденное и перестанете наблюдать, можно начать расшифровывать, осмыслять и думать.

  • Уважать ребёнка

     Важно с уважением относиться к любой деятельности ребёнка, даже если абсолютно непонятен её смысл и цели. Прерывать деятельность стоит только в случае, если она становится опасной для малыша, других людей или предметов.

  • Сдерживать свой импульс помочь

     В нас заложен инстинкт помогать ребёнку. И особенно сложно быть объективным и сдерживать импульс помочь, когда вы наблюдаете именно за своим малышом. Но помогая ему без реальной на то необходимости, вы лишаете его возможности научиться чему-то новому и сделать открытие. Кроме того, когда ребёнок ощущает ваше присутствие, вовлечённость и готовность в каждую минуту прийти на помощь, он уже не действует свободно. Так теряется весь смысл наблюдения.

     Попробуйте чаще наблюдать за малышом, и вы сможете обнаружить много удивительных особенностей и навыков, о которых даже не подозревали.

Как понять, что вы наблюдаете правильно

     Вы верно применяете технику наблюдения, если:

1. Видите наблюдаемое

     Записываете не личные суждения, а только факты. В итоге по вашему описанию можно понять, что именно делал ребёнок.

2. Наблюдение даёт вам актуальную информацию о ребёнке.

     Сегодня он уже не такой, как был вчера, и вы это видите. Одно и то же действие для ребёнка в разное время может удовлетворять разные потребности: сегодня он скидывает со стола предметы, чтобы познать особенности материала, из которого они созданы; а завтра – для привлечения внимания взрослого. Вдумчивое наблюдение помогает определить подлинную причину.

3. Наблюдение даёт вам обратную связь.

     Наблюдая за малышом, вы можете сделать выводы и о себе, своих эмоциях, установках и т. д.

4. У вас работает цикл:

Цикл правильной техники наблюдения за ребёнком

Пример наблюдения и интерпретации результатов

Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца

     В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке - качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.

     Пытается сама залезть на качалку - не получается, смотрит на взрослого - наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда воспитатель не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.

     Видит на полу лист с наклейками. Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

     Подходит к воспитателю, пытается забрать ручку, которой он делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (взрослый встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).

     Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

     Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик.

Выводы из наблюдения:

  • Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
  • Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
  • Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
  • Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
  • Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной

Коротко о главном

  1. Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
  2. Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
  3. Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
  4. После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: наблюдение "Невидимка ветер"

конспект проведения наблюдения в природе в старшей группе...

Консультация для родителей "Окружающий мир в наблюдениях и играх детей"

При наблюдениях у ребенка развивается внимание,память,он привыкает смотреть и видеть,слушать и слышать..Формируются первые обобщения...

Консультация "Воспиьтание любви к Родине через наблюдения и экскурсии в природу и социальное окружение"

Мы все согласимся с доводом о том, что в том, что нас окружает, с детства заключена какая-то притягательная сила.   Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, пос...

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"...

Консультации, рекомендации, советы для домашних бесед, наблюдений, чтения

Консультации, рекомендации,  советы для домашних бесед,  наблюдений,  чтения...

Консультация для родителей" Весенние познавательные прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста"

Даже самый рассеянный человек не сможет не заметить весенних изменений в природе и пробуждения ее от зимнего сна. Объектов для наблюдения весной великое множество. Это и пробивающаяся травка на протал...

Консультация на тему: "Организация прогулок и наблюдений летом в старшей группе."

Консультация на тему: "Организация прогулок и наблюдений летом в старшей группе."...