Консультация для воспитателей на тему: «Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ»
консультация

Моисеева Наталья Фёдоровна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность в детском саду

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

 При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

  • здоровьесберегающие;
  • технологии проектной и исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • технологии портфолио дошкольника;
  • личностно-ориентированные;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

1.Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. 

2.Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения строится на постановке определённой проблемы и предполагает её решение самостоятельно ребятами. Такой приём помогает творчески подходить к решению задач, а также развивает мышление.

3.Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Выделяют следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Н-р: творческо-исследовательский проект «Солёная история»

4.Технология игрового обучения

Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности с дошкольниками рекомендуется систематически применять игровые приёмы работы.

Виды игр, которые используются в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности:
  • двигательные;
  • интеллектуальные;
  • психологические и т. д.
  • По характеру педагогического процесса:
  • обучающие;
  • тренировочные;
  • контролирующие;
  • познавательные;
  • воспитательные;
  • развивающие;
  • диагностические.
  • По характеру игровой методики:
  • игры с правилами;
  • игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
  • игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию:
  • музыкальные;
  • математические;
  • социализирующие;
  • логические и т. д.
  • По игровому оборудованию:
  • настольные;
  • компьютерные;
  • театрализованные;
  • сюжетно-ролевые;
  • режиссёрские и т. д.

Важным условием успешного функционирования игровой технологии является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.

5.Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность дошкольника, отмечают личные качества каждого. Главным является не предметное обучение, а ориентир на диалоги, умение мирно решать конфликты, понимание интересов и реализация творческой деятельности ребёнка. Занятия могут строиться на творческой деятельности, театральных сценках, играх, обсуждении положительных качеств героев сказок, в процессе дети делятся своими мыслями и отношением к происходящему, учатся контролировать свои поступки.

В средней группе можно провести занятие по дизайну, например, в кулинарии. Ребята с удовольствием займутся украшением пряников или других кулинарных изделий. У каждого воспитанника будет возможность проявить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. Совместная работа приучает детей уважать интересы других, а также выражать своё мнение в коллективе

6.Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. У ребёнка постепенно появляется осознанное отношение к заботе о здоровье и полезных действиях, на это нацеленных.

Инновационные здоровьесберегающие технологии могут реализовываться различными способами, например:

  • контроль за физическим состоянием воспитанников, контроль режима питания;
  • выполнение различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой), закаливания;
  • введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, танцев;
  • проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематических игр;
  • проведение коррекционных занятий с элементами арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии.

7.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Ручеёк»

                                 

                       Консультация для воспитателей

        на тему:

«Виды инновационных технологий применяемых в ДОУ»

                                                                                                                       Воспитатель: Моисеева Н.Ф.                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Виды игр и методика их организация».

Игр в наше время очень много, все они очень разнообразны: по своей тематике, структуре. Но выделяют всё таки 3 класса игр. А вот какие вы прочтёте в этом материале....

Консультация для воспитателей ДОУ. Тема: «Виды гимнастки, которые проводятся в ДОУ».

Занятия для ребёнка – труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжён со значительными зрительными нагрузками...

Консультация для воспитателей на тему: "Виды спортивных игр"

Консультация для воспитателей на тему: "Виды спортивных игр"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: "Виды утренней гимнастики и возможности её использования".

Консультация для воспитателей на тему: "Виды утренней гимнастики и возможности её использования"....