Консультация для педагогов
материал

Тесленко Нина Яковлевна

Игры с песком – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

Консультация для педагогов

Тема: «Технология работы с песочным столом»

Подготовила: Воспитатель Тесленко Н.Я.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов дошкольных учреждений к поиску новых интересных методов и технологий в работе с детьми. Которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий - работа с песком.

         Что же такое игры с песком? Песок-это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком, это не простое времяпрепровождение, это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный эффект.

         Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии- песочной терапии. Цель такой терапии- не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Она основывается на открытии психологом того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает справиться с трудностями и решить сложные вопросы. Как же это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они- как сны, но их еще можно потрогать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать какие мысли вас тревожат. Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого человека, расширить его психологические затруднения, развивать способность осознавать свои желания и возможности их реализации.

         Сегодня игры с песком становятся более популярными. Игры в песке хорошо служат для установления контакта ребенком. В играх с песком все становится возможным, проигрывая какую-то ситуацию с помощью маленьких фигурок или создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. И в ходе «общения» с песком она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс взаимодействия с песком: он замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

В играх с песком ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни.

Прекрасно помогает игры с песком в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

   

         Для организации игр с песком понадобятся:

  1. Деревянный ящик с бортиками, чтобы песок не пересыпался через края

(может быть с подсветкой)

  1. Песок (сертифицированный)
  2. Вода
  3. Коллекция миниатюрных фигурок (животных, людей, транспорта и т.д.)

   

         Правила проведения игр и опытов на песочном столе:

  1. Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей.
  2. Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной жизни детей.
  3. Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить детей к этому в процессе обсуждения.
  4. Создавать игровые обучающие и проблемные ситуации.
  5. Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.

Игры с песком не рекомендуются, если:

  1. Уровень тревожности ребенка очень высок.
  2. Наличие аллергических реакций на песчаную пыль.
  3. Наличие кожных заболеваний.

Общая структура организованной деятельности на песочном столе:

1. Вхождение в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, тактильная)

2. Установка на деятельность (настрой детей)

3. Непосредственно деятельность (игра, в соответствии с запланированными задачами)

4. Релаксационное упражнение и (или свободная игра)

      5. Ритуал выхода из песочного мира.

Использование игр с песком дает положительные результаты:

     1. Дети чувствуют себя более успешными;

     2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;

     3. В детском саду ребёнок легче адаптируется в коллективе;

     4. Страх и напряжение исчезает.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

  1. «Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

  1. «Отпечатки наших рук»

Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

  1. Игра «Секретик» 

В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик», а потом сделать похожий.

  1. Рисунки на песке. 

С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Используемые источники:


1. https://nsportal.ru/detskii-sad/.../08/.../prezentatsiya-ispolzovanie-pesochnoy-terapii-v

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/14/pesochnaya-art-terapiya-v-detskom-sadu

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/08/24/prezentatsiya-ispolzovanie-pesochnoy-terapii-v


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология работы с песочным столом Подготовила: Тесленко Н.Я. Красноярск, 2020 г

Слайд 2

Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком, это не простое времяпрепровождение, это много новых эмоций и развивающих игр.

Слайд 3

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Песочная терапия – это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого человека, расширить его психологические затруднения, развивать способность осознавать свои желания и возможности их реализации.

Слайд 4

Игры с песком позволяют: Снять эмоциональное напряжение (песок «заземляет» отрицательную энергию) Саморазвиваться ребёнку посредством творческих игр на песке Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук Формировать коммуникативные навыков Активизировать пространственное воображение, образно – логическое мышление Стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор

Слайд 5

Для организации игр с песком понадобятся: Деревянный ящик с бортиками, чтобы песок не пересыпался через края (может быть с подсветкой) Песок (сертифицированный) Вода Коллекция миниатюрных фигурок (животных, людей, транспорта и т.д.)

Слайд 6

Правила проведения игр и опытов на песочном столе: Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей. Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной жизни детей. Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить детей к этому в процессе обсуждения. Создавать игровые обучающие и проблемные ситуации. Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.

Слайд 7

Игры с песком не рекомендуются, если: Уровень тревожности ребенка очень высок. Наличие аллергических реакций на песчаную пыль. Наличие кожных заболеваний.

Слайд 8

Общая структура организованной деятельности на песочном столе: Вхождение в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, тактильная) Установка на деятельность (настрой детей) Непосредственно деятельность (игра, в соответствии с запланированными задачами) Релаксационное упражнение и (или свободная игра) Ритуал выхода из песочного мира.

Слайд 9

Использование игр с песком дает положительные результаты: Дети чувствуют себя более успешными; На занятиях весело, нет скуки и монотонности; В детском саду ребёнок легче адаптируется в коллективе; Страх и напряжение исчезает.

Слайд 10

Серия игр, направленных на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогает познавать внешний и свой внутренний мир: « Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое. «Отпечатки наших рук » . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки. « Секретик » В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать « секретик », а потом сделать похожий. Рисунки на песке . С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....