Статья на тему: «Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры»
статья

Липатникова Эмилия Альбертовна

Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры»

С момента рождения ребенок начинает использовать свои чувства для познания мира. Возможно, вы видели, как младенцы гоняются за предметами глазами, поворачиваются на звук и кладут что-то в рот. Взрослея, дети продолжают познавать мир через осязание, вкус, обоняние, зрение, слух, движения тела и т.д.

Развитие органов чувств ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах окружающих его предметов и различных явлениях в мире.

Эта сенсорная активность необходима для здорового развития, поскольку она устанавливает нейронные пути в теле и мозге. Собирание вещей и ощущение их текстуры - это то, что люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но речь идет о гораздо большем, чем прикосновение.

Ребенок приходит в мир c очень большим потенциалом сенсорных способностей. Наша с вами задача - вовремя это заметить и начать работу по дальнейшему их развитию. Сенсорные переживания играют важную роль в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста узнать об окружающем мире. Это способствует воспитанию чувствительности. Профессор Н. М. Щелованов утверждал, что ранний возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания [4].

Для маленьких детей ранний сенсорный опыт играет важную роль в развитии мозга. Кроме того, прикасаясь к новым впечатлениям, объектам и взаимодействиям, дети могут получать информацию, узнавать об окружающем мире и понимать его. Например, разговаривая со своим ребенком и устно называя предметы или вещи, которые вы или ваш ребенок делаете, вы учите их словарному запасу. Предоставление вашему ребенку игрушки, которая загорается или издает шум, помогает ему усвоить такие понятия, как причина и следствие.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - предметная. Мы включаем сенсорные задания именно в этот вид деятельности. Определение цветов, форм и размеров является одним из условий для предметной деятельности.  Например, мы можем распределять предметы на группы, втыкать грибочки-втулочки в отверстие корзинки, собирать цветы в букеты.

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы по форме: брусочки, кубики, цилиндры, палочки, мячики. Размер, форма, цвет, вкус, звук, вес, шероховатость, температура - вcе это надо уметь различать и научить этому ребенка.

Дидактические игры в педагогике дошкольника являлись основным средством сенсорного воспитания. Одной из особенностей дидактических игр является возможность обучать детей с раннего возраста с помощью интересных занятий [2]. Монтеccори утверждала, что игра должна быть обучающей, она должна оказывать влияние на развитие ребенка [3]. В.Н. По мнению Аванесовой, дидактическая игра - это форма деятельности, присутствующая как в повседневной жизни, так и во время свободной игровой деятельности.[1]. Возможность обучать дошкольников с помощью содержательной игровой деятельности - отличительная способность дидактической игры.

Дидактическая игра является эффективным средством сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. В результате практики было установлено, что использование развивающей среды в образовательном процессе позволяет сочетать работу по развитию чувств со всеми видами детской деятельности, тем самым разнообразя познавательную деятельность и наполняя ее истинным смыслом и содержанием.

В своей работе мы используем следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные, словесные игры.

В предметных играх мы используем игрушки и предметы окружающей обстановки, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена), знакомим с их свойствами: цветом, величиной, формой, качеством, формируем мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

В игровой деятельности необходимо знакомить детей с названиями, атрибутами и свойствами предметов, с которыми они будут действовать. Практические и умственные задачи формировала так, чтобы дети их поняли и приняли к исполнению. Показать, как эти задачи следует решать, используя разнообразные средства наглядности и привлекать детей к активным действиям. Умения, полученные во время игр, необходимо рекомендовать родителям закреплять в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной игровой деятельности.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам. Детям такие игры очень нравятся. В занятиях используются такие игры, как поиск общих признаков, классификация их по одному признаку и группирование по группам. Например, «Найди фигуру», «Найди пару», «Что лишнее» и др.

В словесных играх дети мыслят, описывают предметы, находят характерные признаки, отгадывают по описанию, выделяют сходства и различия, группируют предметы по различным признакам, свойствам и др.

Играя с детьми в игры направленные на формирование восприятия формы, эффективно использование различные методы работы: выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приемы, как показ действий с предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание. Первые игры и упражнения для развития зрения у ребенка основаны на практических действиях, которые опираются на форму предметов. Для решения таких задач можно воспользоваться такими играми, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» При ознакомлении с новым качеством – величиной, дети учатся определять величину предмета различными способами. Для этого можно использовать дидактические игры «Сбор фруктов», «Три медведя». Они позволяют развить у детей глазомер при выборе предмета определенной величины. Игры и упражнения на восприятие величины «Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Оденем кукол», «Пирамидки» проводятся параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале, ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняла словом.

Учитывая, что мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, способность различать размер и форму предметов в игре должна осуществляться с помощью практических действий, таких как приклеивание, нажатие, прикосновение, группировки по двум признакам: величину - форму. Наиболее сложным для детей являются игры, в основе которых лежат действия с предметами различной окраски. При действии с предметами разной формы дети воспринимают эти предметы зрительно, посредством осязания, мышечного чувства, а окраска воспринимается лишь зрительно. Практика показала, что, различая цвета зрительно, дети легко путают их названия. Игры по ориентировке в цвете необходимо проводить только при естественном освещении, так как при искусственном освещении детям сложнее воспринимать натуральный цвет предметов.

По мере того как дети растут, они также приобретают более сложные навыки с помощью сенсорного опыта. Например, играя с сенсорными материалами, такими как вода, игровое тесто, кубики, песок и т.д., Они начинают развивать мелкую моторику. Это достигается путем формования, манипулирования, укладки, захвата, заливки и т.д.

Рекомендации для родителей

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть разнообразными:

Визуальные. Чтобы задействовать зрение, предложите ребенку визуально отслеживать предметы, которые находятся в непосредственной близости, например мобильные телефоны. Зрительная сенсорная система тесно связана со слуховой и вестибулярной системами. Игра с цветами и узорами и их идентификация-это веселый и увлекательный способ стимулировать визуальную сенсорную игру. Кроме того, задействуйте зрение, предлагая книги и игрушки, которые являются черно-белыми или высококонтрастными.

Тактильные. Вероятно, это тот тип игры, о котором вы, скорее всего, подумаете, когда мы говорим о сенсорной игре. Каждый раз, когда вы видите, как дети исследуют предмет руками, они используют тактильную игру. Благодаря тактильной игре дети могут узнать о давлении, температуре, вибрациях и многом другом. Примеры: игра с песком, пластилином, глиной, краской, игра на природе (природные текстуры, объекты), с предметами, которые различаются по размеру, текстуре, форме, материалам. Осязание-одно из первых чувств, развитых до рождения. Вы также можете задействовать осязание вашего ребенка, предлагая ему безопасные материалы для манипуляций, такие как текстурированные игрушки/блоки или предметы, которые позволяют ему толкать, тянуть, сжимать и т.д.

Слуховые. Развитие звука и слуха.  Чтобы стимулировать развитие слуха вашего ребенка, создайте возможности для того, чтобы петь, читать или разговаривать со своим ребенком. Эти возможности могут возникнуть в любое время, начиная с обозначения ваших взаимодействий, когда вы играете или гуляете со своим ребенком, и заканчивая пением, когда вы переодеваетесь или купаете его.

Выбор песни зависит не от того, что вы поете или насколько хорошо вы это делаете, а больше от взаимодействия и воздействия на вашего ребенка различных ритмов. Кроме того, вы можете включить для своего ребенка различные виды музыки. Вы также можете предложить своему ребенку возможность поиграть на музыкальных инструментах.

Читая своему ребенку, вы также можете поэкспериментировать, используя разные тона и громкость при изображении разных персонажей в рассказе.

Вкусовые. Развитие вкусовых ощущений:  приготовление пищи, совместное питание,  эксперименты для восприятия сладкого, кислого, соленого и горького. По мере того как ваш ребенок становится старше, вы можете вводить новые вкусы и текстуры во время еды. Будьте терпеливы в этом процессе, так как маленькому ребенку может потребоваться время, чтобы привыкнуть к новым продуктам питания.

Обонятельные. ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - кулинарные опыты, прогулка на природе, экскурсии в места с характерными запахами. По мере того как вы знакомите своего ребенка с новыми продуктами, он также может научиться различать различные запахи

Вестибулярные. Развитие баланса изучается с помощью перекатывания, подвешивания, раскачивания, прыжков и лазания. Кататься, висеть, раскачиваться и прыгать-все это может способствовать развитию у вашего ребенка равновесия. Это происходит потому, что чувство равновесия и движения исходит от вестибулярной системы, которая расположена во внутреннем ухе. Приведение головы ребенка в как можно большее количество различных положений помогает укрепить вестибулярную систему, активируя различные рецепторы в ухе.

Проприоцептивные. Развитие пространственной осведомленности развивается с помощью игр, в которых ребенок перемещается в разных пространствах. Толчки, подтягивания и прыжки-все это помогает вашему ребенку развить пространственное восприятие своего тела. Благодаря проприоцепции дети узнают, где они физически находятся в пространстве и как их конечности соотносятся с остальной частью тела.

Дети узнают о таких понятиях, как причина и следствие, о физических свойствах (форма, размер, цвет, текстура). Изучая материалы, они также развивают базовые навыки в области математики и естественных наук, включая измерения, наблюдение за физическими изменениями при смешивании или изменении материалов и проведение сравнений. Сенсорные игры также способствуют творческой игре и стимулируют социальное развитие.

Таким образом, органы чувств играют решающую роль в целостном развитии ребенка и его способности осмысливать окружающий мир. Как родитель или воспитатель, у вас есть бесконечные возможности задействовать чувства с помощью сенсорных игр.  

Список использованной литературы

1. Янушко Е.А. Я 657 Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. - с.7

2. Рогов Е. И. Психология человека – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 143 с.

3. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М. : Просвещение, 1968. 114 с.

4. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2012. № 1. C. 67–71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)».

Статья по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами этнической культуры юкагиров Республики Саха (Якутия)»....

Статья по теме" РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Формирование личност...

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в подготовительной группе на 2020-2021 год

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.»    в подготовительной...

Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в старшей группе на 2019-2020 год

ерспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.»    в старшей  группе н...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»

Специалисты в области детской психологоии и логопедии установили, что уровень развития речи детей находитя в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....