Конспекты занятий с детьми старшей группы (5-6 лет) к проекту "Комнатное цветоводство"
проект (старшая группа)

Елена Тахировна Сизинцева

Одной из актуальных проблем педагогической теории и практики вот уже на протяжении длительного времени была и остается проблема экологического образования подрастающего поколения. И это не случайно. Утилитарно-прагматический взгляд на природу, присущий современному человеку, потребительское (порой переходящее в варварское) отношение к ней, обостряет экологическую ситуацию. Слова «экологический кризис», «экологическая катастрофа» мы слышим повсеместно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekt.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Тема: «Мир растений»

Образовательные задачи:

Цель:

1. Закрепить знание детей о живой природе, растениях.

2. Дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы.

Развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь детей,

2. Развивать навыки учебной деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к растениям, умение ухаживать за ними.

Материал. Предметные картинки, деревья, кустарники, цветы, плакат «Части растений».

ХОД

Воспитатель читает стихотворение:

«Лес и реки берегите,

Птиц, зверушек не губите.

И тогда планета наша

Год от года станет краше….»

О чем я прочитала стихотворение?

Дети: О том, что надо беречь лес, реки, птиц, зверей и всю нашу землю.

Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом - деревья, кустарники, цветы, травы?

Дети: Растения.

Воспитатель: Почему Вы считаете, что растения - живая природа?

Дети: «Растения рождаются, растения размножаются (семенами, луковицами, корнями) и умирают.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что растения оберегает богиня и зовут Флора. Пойдем к ней в гости?

Дети: Да!

Воспитатель идет прямо и направо. Что здесь растет?

Дети: Деревья!

Воспитатель: Какие деревья растут у нас на участке?

Дети: Ива, березы, яблоня, туя, тополя, алыча, ель, ясень.

Воспитатель: Какие деревья называются лиственными?

Дети: У которых есть листья – береза, тополь, ива, ясень.

Воспитатель: Какие деревья называются хвойными?

Дети: Туя, ель.

Воспитатель: Что общего у всех деревьев? Назовите части растений?

Дети: Ствол, ветки, корень, семена.

Воспитатель: А какую пользу приносят деревья?

Дети: Они очищают воздух: плохой вдыхают, хороший выдыхают. Во время жары спасают нас.

Воспитатель: И так, деревья бывают лиственные и хвойные. Они дают нам кислород - хороший воздух, убирают углекислый газ, в жаркий день спасают от солнцепёка. Мы должны их беречь вместе с птицами, которые защищают их от гусениц.

Продолжаем нашу игру. Идем прямо, повернем налево. Читаем слово с моей помощью. «Кустарник».

Воспитатель: Какие кустарники растут у нас на участке?

Дети: -Сирень, шиповник.

Воспитатель: Что выше дерево или куст?

Дети: Деревья выше.

Воспитатель: А какую пользу приносят кустарники?

Дети: Ягоды (шиповник, цветы - сирень.

Кустарников у нас мало, и хвойных почти нет. Они растут для красоты, некоторые дают нам ягоды.

(Играет флейта, слышим мелодию песни «Васильки», танцуем, обращаю внимание детей на засушенные цветы.)

Воспитатель: Дети отдохнули! Посмотрите, что у меня в вазе?

Дети: - Цветы

Воспитатель: Какие цветы росли летом на клумбе?

Дети: Астры, петунья, ромашки, разноцветники, календула.

Воспитатель: А какие цветы растут на лугу?

Дети: Ромашки, васильки.

Воспитатель: Какие цветы растут в воде?

Дети: Лилии.

Воспитатель: Дети, Вы хорошо знаете название цветов разных и умеете их сеять.

Ребята, - и деревья и кусты, и цветы, можно назвать одним словом.

Дети: Это растения.

Воспитатель: Скажите, какие части есть у всех растений?

Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

(рассматриваем плакат)

Воспитатель: Какие части растения расположены под землей?

Дети: Под землей у растений растет корень.

Воспитатель: А какие части растения растут над землей?

Дети: Над землей у растений находится ствол, цветок, листья, плоды.

Воспитатель: Что необходимо, чтобы растения росли?

Дети: Для роста нужны : солнце (Свет, влага (дождь, тепло.

Воспитатель: дети, давайте поиграем!

Угадайте, о каком растении идет речь?

У него зеленые листья, что это может быть?

Дети: трава

Воспитатель: У него есть листья и корень.

Дети: трава

У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.

Дети: Это дерево!

Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения?

Дети: Корень, листья.

Воспитатель: Что Вы можете сказать о цветах и цветках?

Дети: Цветки растут на кустарниках и деревьях, цветы растут на клумбе или в поле.

Воспитатель: Человек наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и придумал приметы:

1. Коли в мае дождь, то будет и рожь!

2. В марте курица напьется из лужицы

3. Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Воспитатель: А знаете, у Флоры есть сестра Фауна, дружат между собой или нет?

Дети: Да!

Воспитатель: звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения без них. Какую пользу приносят растения человеку?

Дети: Растения очищают воздух, дают нам плоды, растут для красоты, для корма животных, птиц и насекомых.

Воспитатель: Как относиться к растениям?

Дети: бережно, не ломать ветки, не рвать цветы, сажать и сеять растения.

Воспитатель: «Чтоб цвели сады и скверы,

Чтоб всем нам лучше стать,

Мы хорошие манеры

Будем младшим прививать!»

Приложение 6

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в мир комнатных растений»

Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями.

Задачи:

• воспитывать заботливое и внимательное отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.

• развивать мыслительные операции - анализ, синтез, классификацию, учить делать умозаключения и обобщения;

• развивать умение использовать в речи разные типы предложений, поощрять полные высказывания;

• обогатить знаниями о профессиях, связанных с уходом за цветами;

Наглядный материал и оборудование : комнатные растения  (бальзамин, хлорофитум). Карточки,схемы. Для опытов: баночки с песком, с водой,полочки и ленты).

Предварительная работа:

• знакомство с растениями в уголке природы;

• рассматривание журналов «Комнатное цветоводство», «Цветы в доме», открыток, энциклопедий комнатного цветоводства;

• обучение детей способам ухода за растениями в группе;

• беседа с детьми о цветах в их доме.

• дидактические игры «Узнай цветок по описанию», «Найди цветок по названию», «Что изменилось», «Загадай мы отгадаем»

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются) и ласково, приветливо улыбнемся. (Молодцы).А сейчас мы с вами настроимся на нашу встречу и проведем небольшую зарядку.

Мои ушки слышат все.

(Дети гладят ушки).

Мои глазки видят все.

(Гладят глазки).

Я вдыхаю аромат цветов!

(Делают вдох).

Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать. Я предлагаю вам пройти и сесть за столы.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам сказку, послушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили -были: король фикус, королева бегония и маленькая принцесса фиалка. А о каком царстве идёт речь?

Дети: О царстве комнатных растений.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они растут в помещение, в комнате и за ними ухаживает человек.

Раздается стук в дверь и в группу входит грустный Незнайка. В руках у него музыкальный цветок, который завял.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел и плачет? Да это же Незнайка. Здравствуй Незнайка! Ну, что же с тобой случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Мой цветочек был когда-то таким красивым, как на картинке. (Показывает картинку).А теперь он заболел и мне его очень жалко. А что делать я не знаю?

Воспитатель: Дети, а вам жалко цветочек? (Дети отвечают).А давайте мы подарим цветочку ласковые слова.

Дети:красивый,нежный,ласковый,хрупкий,яркий,милый,веселый,добрый (отвечают по цепочке).

Воспитатель: Молодцы! Но наш цветочек все равно грустит. Давайте спросим у Незнайки, где же у тебя был этот цветочек и как ты за ним ухаживал?

Незнайка: Он рос у меня в домике, под коробкой.

Воспитатель: Цветок? Под коробкой? Вот так Незнайка. Ребята как вы думаете комнатные растения живые?

Дети: Да.

Воспитатель: Так давайте подумаем, что же Незнайка делал не так.

Дети перечисляют: под коробкой нет света, тепла, воздуха, воды.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Давайте поможем Незнайке. У меня на столе лежат волшебные карточки, выберем из них подходящие для нашего цветка. (Воспитатель предлагает игру «Что необходимо растению для роста».Дети выбирают карточки и называют схемы.)

Воспитатель: Правильно, ребята! Без тепла, влаги и света растения не растут и не цветут. Всем растениям нужен воздух. И обязательно нужны забота, нежность и любовь, поэтому твоему цветочку, Незнайка, под коробкой было неуютно,он и завял.

Незнайка: Я больше не буду держать его под коробкой.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами?

Дети: Да!

Воспитатель: Я приглашаю вас в круг. (Проводится психогимнастика «Я растение».

Закройте глазки и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в теплую землю. Оно еще совсем слабое, хрупкое, беззащитное.

Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти. (Дети медленно поднимаются).

Листики поднимаются к свету. (Руки поднимают вверх).

Растение чувствует себя хорошо. (Руки опускают).

Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами (Дети отвечают и садятся за столы).

Незнайка: Ребята, подскажите пожалуйста, из каких частей состоит мой цветочек. Я ведь этого не знаю.

Воспитатель: Мы с удовольствием тебе поможем-расскажем тебе об этом по чудо-картинке (корень,стебель,лист,цветок).Послушай,Незнайка,рассказ детей.

Дети: У растения в земле прячется корешок, от корня идет стебель. На стебле есть листочки и цветы.

Воспитатель: Для чего нужен корень комнатным растениям? Посмотрите на схему, иди Настя расскажи.

Ребё нок: корень дышит, всасывает влагу, удерживает комнатное растение в земле, не даёт ему упасть.

Воспитатель: Что бы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт. Пройдите за столы.

Опыт № 1. У детей стаканчик с песком, две полочки имитирующее комнатное растение. Одна палочка без корня, другая с корнем. Дети по очереди втыкают палочки в песок и дуют. Палочка без корня падает.

Вывод: Корни помогают комнатному растению удержаться в земле.

Как вы думаете, а какую функцию выполняет стебель? Зачем он нужен комнатному растению? А схема вам поможет.

Ребё нок: Стебель дышит, на нём держатся листочки, передаёт влагу листьям, цветам, плодам.

Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли вода по стеблю поднимается к листьям, цветам плодам? Опыт № 2: У детей стаканчик с подкрашенной водой, бинтик с узелком на конце имитирующий корень, дети опускают бинтик в воду и следят, как вода быстро поднимается по волокнам.

Вывод: Вода по стеблю поднимается к листьям, цветам, плодам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно, у растения есть корень, стебель, листья и цветок. Все они ему нужны и важны. Ты запомнил,Незнайка, что тебе рассказали ребята?

Незнайка: Запомнил, запомнил. А я тоже поливал цветочек. Вот как я это делал (Льет на растение сверху, разбрызгивая воду).

Воспитатель: Подожди, подожди, не торопись. Так ты можешь погубить растение. Вот и свой цветочек ты поливал неправильно.

Незнайка: Как погубить? Вы же говорили, что вода нужна для растения. Вот я и лью.

Воспитатель: Поливать тоже нужно правильно. Посмотри как ребята будут это делать. (На столе стоят растения, которые нужно полить. Ребенок поливает растение и рассказывает как это делает).

Ребенок: Носик лейки кладу на горшочек и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды лить нельзя, это вредно корешкам.

Воспитатель: Молодец! Правильно, поливать нужно аккуратно, не заливая растение водой, иначе оно погибнет.

Незнайка: Ура! Я теперь знаю все-все, как правильно ухаживать за моим цветочком.

Воспитатель: А сейчас,ребята, встаньте в круг, закройте глаза, что-то должно произойти. (Воспитатель поднимает цветы и листья у цветка).Раз, два, три- посмотри! (цветочек оживает и поет).

Незнайка: Ой, мой цветочек стал здоровым и веселым. Спасибо вам, ребята. Теперь я буду делать все правильно. Ну, мне пора! Досвидание, ребята!

Воспитатель: Досвидание, Незнайка! Ребята, сегодня мы с вами много говорили о том, как помочь цветочку. Давайте еще раз повторим, что же ему нужно для жизни?

Дети: Свет,вода, тепло, воздух.

Воспитатель: Вы много знаете про комнатные растения, а где их выращивают, не знаете. И сейчас мы с вами отправимся туда, где комнатные растения можно увидеть во всей красе и познакомимся с профессиями людей, которые их выращивают.

Воспитатель: - Представьте, прошло много времени вы стали взрослыми и выбрали профессию селекционер. Какие бы вы новые сорта комнатных растений вырастили.

Дети: Алая звёздочка, белый снежок, мамина улыбка, лунтик, айболит, ,светлячок, зорька,новогодняя сказка, касатик.

Воспитатель: Посмотрите, сколько бы вы вырастили новых комнатных растений, которые бы нас радовали. Ребята, давайте порадеем наших гостей комнатными растениями, сделанные нашими рукам.

Конспект занятия «Мое любимое комнатное растение»

Цели: Познакомить с комнатными растениями (хлорофитум, рео, кактус), какую пользу приносят эти растения; различать растения по внешнему виду; учить детей рисовать комнатные растения, передавая характерные признаки; развивать творчество; активизировать словарь детей.

Задачи:

- способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых условиях для их развития и роста;

-продолжать обучать уходу за комнатными растениями, познакомить с классификацией растений по степени поглощения влаги и солнца; («Познавательное развитие»);

-воспитывать чувство заботливого отношения к растениям и желание ухаживать за ними («Социально-коммуникативное развитие»);

- развивать творческие способности («Художественно-эстетическое развитие»).

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Комнатные растения, ребята, большие путешественники. Все они прибыли к нам из теплых, жарких стран, где нет холодов, морозов. В нашем крае зимой морозы, поэтому теплолюбивые растения погибнут. Эти растения растут у нас в цветочных горшках, в теплых комнатах.

Воспитатель: Ребята, а зачем нам комнатные растения (ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, живые цветы в группе – это не только красота и уют, но и польза. Во-первых, украшение для группы. Во-вторых, отдых для глаз и нервов, так как зеленый цвет успокаивает. В-третьих, комнатные растения выделяют фитоциды, при солнечном свете вырабатывают кислород, увлажняют воздух.

Воспитатель:Ребята, а какие комнатные растения растут у нас в группе (дети называют:  хлорофитум, сансевиерия, традесканция, алоэ,рео).

Воспитатель:Сегодня я расскажу вам о некоторых из них. Хлорофитум пришел к нам из Южной Африки. Это один из самых полезных комнатных растений. Хлорофитум поглощает, не только токсины, но и убивает вредоносные бактерии, очищает воздух. Алоэ пришел к нам из тропической Африки. Листья алоэ используют при лечении многих заболеваний. Народная мудрость гласит «Алоэ причиняет горькую боль, однако делает щеки красными».

Воспитатель: Ребята, как ухаживать за комнатными растениями (ответы детей: поливать, мыть, рыхлить почву).

Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали, какие полезные комнатные растения: герань, алоэ, хлорофитум, давайте нарисуем эти полезные растения. А в конце нашего занятия устроим выставку наших комнатных растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Я - Петербуржец" конспекты занятий с детьми старшей группы

конспекты совместной образовательной деятельности ....

конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну счастья "Правознайка"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные  поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».

     Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...

Конспект занятия с детьми старшей группы

Обучить технике бросания и ловли мяча из разных исходных положенийСпособствовать укреплению кардиреспираторной системы в длительном беге.Содействовать развитию крупных мышечных групп в обще развивающи...