Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации
методическая разработка (старшая группа)

Шенкнехт Алёна Артёмовна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

 

 

 

Педагогическая технология по «Развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации»

 

Составители: Швыдкова Н.В., Дмитриева М.В., Малыгина А.А.

Аннотация: Данная технология рекомендует содержание работы по развитию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников с использованием визуализации , рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная к школе группы) на базе дошкольного образовательного учреждения № 346. Технология предназначена для педагогов данного образовательного учреждения.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, старший дошкольный возраст, визуализация,музыка, репертуар.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya._dou_d.s._346.docx351.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\Региональный компонент 2021г\Дмитриева М.В. Швыдкова Н.В\1.jpeg

Цель: Создание благоприятных условий для развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

  1. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять, о чем

«рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

  1. Восприятие музыки (слушание) прежде всего связано с воздействием на органы чувств человека. Психолог А. Л. Готсдинер писал:

«Несмотря на то, что доминирующей является звуковая модальность и соответствующее слуховое восприятие, с ним всегда участвуют двигательная область и связанные с ней моторные процессы. Значительное место в восприятии музыки занимают и зрительные процессы»

Именно поэтому в процессе музыкальных занятий используется столько видов деятельности, направленных на всестороннее глубокое восприятие, «прочувствование» музыкальных произведений.

  1. Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников ведет к появлению положительного отношения детей к музыкальной деятельности. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение к музыке, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

  1. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента   музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

  1. Подготовка к праздникам, показательным выступлениям, конкурсам занимает много времени, и недостаточное внимание уделяется слушанию музыки. Однако, понимая значение музыкального развития дошкольника, хочется пересмотреть подход к организации образовательного процесса, заострив внимание на расширении музыкальных впечатлений детей путём слушания произведений музыкальной классики различных жанров, направлений и эпох, произведений музыкального фольклора.

Какова роль зрительных впечатлений во время слушания музыки?

Л.Н. Комиссарова в книге «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» указывала «Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой»

Если детям включить в записи или сыграть музыкальное произведение и рассказать о его содержании, средствах выразительности и пр., большинство из них   не   способно   запомнить   и   назвать   произведение на следующем занятии. Но стоит подключить визуальный ряд, например, иллюстрацию, соответствующую содержанию, дети тут же запоминают предложенную пьесу.

Музыканты - практики давно заметили, что дети с удовольствием слушают музыку, сопровождаемую визуальными впечатлениями. В современной практике применяются средства, помогающие детям в восприятии музыкальных произведений. Среди них - различные презентации и слайды, демонстрации фильмов, хроник, мультипликационных фильмов.

Краткое теоретическое обоснование коррекционной направленности музыкального воспитания в работе с детьми ОВЗ

Современные специальная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, в том числе музыки и движения как важнейшего средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами в развитии и включения его в культурно-образовательную социальную среду.

Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого- педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно- познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.

Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Л. И. Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.

Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально- эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.

В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.

В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.

Характеристика особенностей музыкального развития детей с ОВЗ

В ходе изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития здорового ребенка прослеживаются и у этих детей. К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи - в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). Вместе с тем выделяют психолого-педагогические особенности развития детей с ОВЗ.

У данных дошкольников наблюдается некоторое снижение процессов слухового восприятия и внимания к музыкальному звучанию; они медленнее устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала (часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки); у большинства детей наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития познавательных процессов. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с ОВЗ на протяжении всего дошкольного периода.

Нарушение речи детей с ОВЗ отрицательно влияет на овладение детьми танцевальными движениями, ориентировке в пространстве, сказывается на общем развитии детей и состоянии здоровья. Трудности двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.

К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в дошкольном учреждении, дети с ОВЗ начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с нарушениями речи, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми речевыми и эмоционально-волевыми нарушениями ускоряет общее психофизическое развитие дошкольника.

Дети с ОВЗ в группах комбинированной направленности участвуют в НОД по музыкальному воспитанию вместе со всеми детьми группы.

Основная цель технологии: Создание благоприятных условий для развития эмоционального восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе ее слушания с применением ИКТ.

Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • продолжать знакомить детей к лучшим образцам отечественной и мировой классической музыки, формировать богатство впечатлений;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, вызывать сопереживание музыкальному образу;
  • развивать творческое воображение;
  • продолжать развивать у детей культуру слушания;
  • способствовать формированию эстетического вкуса ребёнка, проявлению его индивидуальности;
  • воспитывать любовь к прекрасному, обогащать духовный мир ребёнка;
  • побуждать выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности, исполнительстве (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Условия реализации технологии:

  1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагогов ДОУ.
  2. Место и время реализации: непрерывная образовательная деятельность (музыкальные занятия), совместная деятельность детей и воспитателя в группе.

Диагностика Направления диагностики:

  1. Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.
  2. Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
  3. Определяем особенности организации процесса восприятия музыки детьми.

Первое направление диагностики.

Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.

Метод 1. Экспериментальная ситуация.

Цель: Изучение особенности эмоциональной реакции детей на музыку.

Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения:

  • «Итальянская полька», 2 часть С. В. Рахманинов;
  • «Осенняя песнь», П. И. Чайковский.

Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:

  • Желание слушать музыку.
  • Сосредоточенность, устойчивость внимания.
  • Продолжительность восприятия.
  • Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация.
  • Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Метод 2. Игровая экспериментальная ситуация.

Цель: Оценка адекватности восприятия характера музыки ребенком.

Ход        игры. Выбрать игровой персонаж, настроение которого соответствует характеру исполняемой музыки; обосновать свой выбор.

Предлагаются следующие музыкальные произведения:

  • «Итальянская полька», 2 часть С. В. Рахманинов;
  • «Осенняя песнь», П. И. Чайковский.

Метод 3. Игровая ситуация «Название потерялось».

Цель: Выявление представления детей о характере музыки и ее настроении.

Ход игры. Ребенку предлагается прослушать произведение и придумать для него самое интересное название и объяснить, почему он придумал это название.

Рекомендуемые пьесы:

  • «Детская полька» Глинка М. И.
  • «Мотылек» Майкапар С.
  • «Море» Римский-Корсаков Н.А.
  • «Болезнь куклы» Чайковский П. И.
  • «Первая потеря» Шуман Р.

Второе направление диагностики

Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.

Метод 1. Индивидуальная беседа с ребенком.

Вопросы для беседы:

  • Любишь ли ты музыку?
  • Музыка какого характера тебе нравится?
  • Чем нравится тебе такая музыка?
  • Какую музыку ты хотел (а) бы чаще слушать?
  • Есть ли у тебя любимое произведение? Какое?
  • Что ты любишь делать под музыку?
  • Где ты чаще всего слушаешь музыку (на занятиях в детском саду, дома: по телевизору, радио, в записи)?

Метод 2. Анкетирование родителей.

Вопросы анкеты:

  • Слушает ли ребенок дома музыку? Какую?
  • Вспоминает ли он о прослушанной музыке?
  • Какие музыкальные произведение предпочитает ребенок?
  • Как ребенок реагирует на музыку? Отражает ли ребенок характер, содержание, настроение музыкального произведения в танце, рисунке, игре, песне?

Третье направление диагностики

Определяем особенности организации процесса восприятия музыки детьми.

Метод 1.        Интервью (самоинтервью) с музыкальным руководителем

Вопросы интервью:

  • Какую музыку: классическую или современную — слушают дети на музыкальных занятиях? Назовите, пожалуйста, музыкальные произведения и их авторов.
  • Какие педагогические приемы вы используете в процессе слушания с детьми музыкальных произведений?
  • Сколько раз во время занятия дети обычно слушают одно музыкальное произведение?
  • Как долго вы слушаете и разбираете с детьми одни музыкальное произведение?
  • На что вы в первую очередь обращаете внимание детей в процессе слушания музыки?
  • Просите ли вы рассказать детей, на что похожа музыки, что они в ней услышали?
  • На каждом ли занятии вы устраиваете с детьми слушание музыки?

Метод 2. Интервью (самоинтервью) с педагогом. Вопросы интервью:

  • Считаете ли вы необходимым организацию слушании музыки с детьми в повседневной жизни? Почему?
  • Организуете ли вы слушание музыки с детьми        в группе, т. е. в повседневной жизни, если нет, то почему?
  • Какую музыку вы        слушаете вместе с детьми? Назовите произведения и их авторов.
  • Как часто вы слушаете музыку?
  • Какие педагогические приемы вы используете в процессе слушания музыки с детьми?

Критерии для определения уровня восприятия музыки ребенком:

  • Желание, стремление слушать музыкальные произведения.
  • Понимание характера, содержания музыки.
  • Глубина восприятия музыки, умение сосредоточенно вслушиваться в музыкальную речь.
  • Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.
  • Степень сформированности отношения к музыкальным произведениям, наличие привязанностей к тому или иному жанру, произведению, творчеству какого-либо композитора.
  • Желание ребенка отразить услышанную музыку, а также своё настроение в творческой деятельности, успешность отражения (так как восприятие — основа творчества).

В соответствии с критериями можно выделить 3 группы детей.

Первая группа. У детей отсутствует стремление слушать музыкальные произведения. Они не всегда адекватно воспринимают характер, содержание музыки. Восприятие музыкальных произведений поверхностное, нет сосредоточенного вслушивания в музыкальную речь. Музыка не оказывает на детей сильного воздействия, сразу после прослушивания музыкального произведения они с легкостью переключаются на другие виды деятельности, забывая об услышанном. У дошкольников отсутствуют привязанность к каким-либо музыкальным произведениям, творчеству того или иного композитора, а также желание отразить характер музыки, свое настроение и переживания в творческой деятельности.

Вторая группа. Дети иногда проявляют желание слушать музыку, понимают содержание и характер большинства произведений, но внутренний смысл музыки еще не осознается ими в полной мере. Восприятие музыки достаточно глубокое, но характеризуется быстрой отвлекаемостью, переключением внимания на другой вид деятельности. Эмоциональное воздействие на детей оказывают преимущественно веселые, мажорные мелодии. Отсутствуют ярко выраженные привязанности к классическим музыкальным произведениям, предпочтение отдается детским и популярным песням.

Третья группа. У детей имеется желание слушать различные музыкальные произведения. Они понимают характер и содержание музыки, ее внутренний смысл, отдельные нюансы. Они сосредоточенно слушают музыкальное произведение на напряжении всего времени звучания. Сильное эмоциональное воздействие на детей оказывает не только веселая музыка, но и печальная, минорная. После прослушивания музыкального произведения они в течение нескольких минут находятся под его воздействием. Сформированы привязанности к творчеству отдельных композиторов, к тому или иному жанру музыки, к определенному музыкальному произведению.

Этапы педагогической технологии I этап. Теоретический.

  1. Подбор музыкального репертуара для детей.
  2. Работа с интернет-ресурсами, компьютерными программами и технологиями.
  3. Разработка конспектов НОД по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием видеоряда.

II этап. Практический.

  1. Обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями в НОД

и режимных моментах (фольклор, классика, музыка для детей).

  1. Обогащение музыкальной культуры педагогов ДОУ и родителей.

Принципы планирования образовательной деятельности:

  •         Принцип учета эмоционального опыта ребенка (принцип доступности). Заключается в том, что содержание и объем знаний, приемы обучения и усвоения их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития.
  •         Принцип «строгой соразмерности» и постепенности, обеспечивающий переход от лёгкого знакомого материала к новому, незнакомому.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи искусства с жизнью.
  •         Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения прививается любовь к прекрасному, к искусству, обогащается духовный мир ребёнка.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки. Дети по-разному воспринимают и переживают одно и то же музыкальное произведение, поэтому и репертуар, и организация слушания должны осуществляться с учётом личностных особенностей.

I ЭТАП

  1. Подбор музыкального репертуара для детей.

Дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении, будь то запись или «живая музыка». От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому попробовать играть или петь.

Мировая классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, уже давно отобранных для слушания и исполнения детьми. Но есть еще непрограммные произведения, яркие, образные, понятные детям, а также произведения родного и зарубежного фольклора. Широта использования произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса педагогов. Так, например, произведения композиторов-романтиков - Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона - могут использоваться для передачи нюансов душевного состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно

«выпукла», образна, ярка. К их числу относятся Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Прокофьев, А. Лядов. Произведения этих композиторов могут и не входить в списки рекомендуемых образовательными программами, но, тем не менее, они доступны и привлекательны для дошкольника.

Классические и современные, программные и непрограммные, произведения для слушания детьми дошкольного возраста должны быть:

  • Небольшими по объёму; время их исполнения не должно превышать 5-8 минут;
  • с яркой выраженностью стилистических средств: темпа, ритма, динамики, мелодии;
  • разнообразными по стилям и жанрам.

Примерный музыкальный репертуар, развивающий эмоциональную отзывчивость к музыке

Программные произведения Бах И.-С. Органная токката ре минор;

Бетховен Л. финал Концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты); Вивальди А. «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» из цикла «Времена года»; Глинка М. И. «Жаворонок», «Детская полька»;

Гречанинов А. произведения из альбома «Бусинки»;

Григ Э. «В пещере горного короля», «Шествие гномов», соч. 54, сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;

Даргомыжский А. «Табакерочный вальс»;

Майкапар С. «Мотылек», «Тревожная минута», «Менуэт» (из альбома

«Бирюльки»);

Моцарт В.–А. «Колыбельная»;

Мусоргский М.П. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»;

Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»;

Прокофьев С. С. «Раскаяние», «Утро», «Детская музыка» «Вечер» (из сборника «Детская музыка»);

Рахманинов С.В. «Итальянская полька»;

Римский-Корсаков Н.А. «Колыбельная»; «Море», «Белка», муз. из оперы

«Сказка о царе Салтане»; «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»;

Свиридов Г. «Колыбельная», «Парень с гармошкой», «Зима пришла»,

«Тройка», «Старинный танец», «Весна и осень» «Грустная песня»;

Хачатурян А. «Танец с саблями»;

Чайковский П. И. «Октябрь», «Зима», «Песня жаворонка», «Подснежник» (из цикла «Времена года»); «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Камаринская», «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом»);

Шопен Ф. Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7;

Шостакович Д. Д. «Марш», «Вальс-шутка», «Гавот», «Полька», «Танец»; Шуман Р. «Первая потеря» (из «Альбома для юношества»); «Веселый крестьянин»;

Русские народные мелодии и песни в различной обработке.

Непрограммные произведения

Бах И. С. «Воздух» из Сюиты №3. Прелюдия и фуга до-минор;

Бетховен Л. Аdagio из sostenuto из «Лунной сонаты». Аrioso Fuga Сонаты №31 ля-бемоль мажор, соч. 110;

Григ Э. «Бабочка»;

Дебюсси К. «Море»;

Дога Е. «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный»;

Каччини. Аvе Маria;

Крейслер. Вальс «Радость любви»;

Лядов А. К. «Баба Яга»;

Минкус Л. Музыка к балету «Дон Кихот»: Сцена Тореадоров, Па-де-де; Моцарт В. А. Рондо из «Маленькой ночной серенады», реквием «Lacrimosa», Симфония № 40 (Вступление. 1 часть; 2 часть);

Рахманинов С.С. «Рапсодия на тему Паганини» (вариация 18), прелюдия си-минор, соч. 32 №10, прелюдия соль минор, сочинение 23 №5;

Сен-Санс К. Пьесы из «Карнавала животных»;

Таривердиев М. Музыка из к/ф «Ирония судьбы» (увертюра и финал); Русские народные мелодии и песни в различной обработке.

  1. Работа с интернет - ресурсами, компьютерными программами и технологиями.

  • Поиск выбранных музыкальных произведений, формирование фонотеки, видеотеки, медиатеки.
  • Подбор репродукций и иллюстраций для видеоряда.
  • Создание презентаций, видеороликов и т.д.
  • Составление картотеки отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов, созданных на основе классической музыки, в некоторых из них музыка является фоном, на котором разворачиваются события сказки.

Картотека мультфильмов, оформленных музыкальными

шедеврами.

  1. «Гномы и горный король» (режиссер И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1993) Используются фрагменты произведений Э. Грига.
  2. «Мальчик и лягушонок» (режиссер Дудкин, «Союз мультфильм», 1989) Фрагменты произведений А. Вивальди.
  3. «Картинки с выставки» (режиссер И. Ковалевская, 1984) Музыка М.П. Мусоргского.
  4. «Весна и великан» (режиссер И. Голованова, «Союз мультфильм», 1982) Музыка Б. Бриттена и И.С. Баха.
  5. «Детский альбом» (режиссер И. Ковалевская «Союз мультфильм», 1976) Музыка П.И. Чайковского.
  6. «Бабочка» (режиссер А. Кончаловский «Союз мультфильм», 1973) Музыка А.Г. Шнитке.
  7. «Карандаш и ластик» (режиссер Е. Гаврилко, «Союз мультфильм», 1982) Музыка А.Г. Шнитке.
  8. «Времена года» (режиссер И. Иванов-Вано, «Румыния», 1970) Музыка П.И. Чайковского.
  9. «Щелкунчик» (режиссер Б. Степанцев, «Союз мультфильм» 1973) Музыка П. И. Чайковского.
  10. «Петя и волк» (режиссер Г. Бабушкин, «Союз мультфильм», 1976) Музыка С.С. Прокофьева.
  11. «Чипполино» (режиссер Б. Деткин, «Союз мультфильм», 1961) Музыка К.Хачатуряна.
  12. «Весенние мелодии» (режиссер Д. Бабиченко, «Союз мультфильм», 1946) Музыка П.И. Чайковского.
  13. «Золушка» (режиссер И. Аксенчук, «Союз мультфильм», 1979) Музыка П.И. Чайковского.
  14. «Легенда о Григе» (режиссёр В. Курчевский, «Союз мультфильм», 1967) используются фрагменты известных произведений Э. Грига: Скрипичной сонаты № 3 (1 часть), Фортепианного концерта (1 и 2 части), «Песня Сольвейг» из музыки к драме «Пер Гюнт».
  15. «Танцы кукол» (режиссёр И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1985) по одноимённому циклу детских пьес Д.Д. Шостаковича.
  16. «Камаринская» (режиссёр И. Ковалевская, «Союз мультфильм», 1980), созданный по одноимённой увертюре М. И. Глинки.
  17. «Снегурочка» (режиссёр И. Иванов-Вано, «Союз мультфильм», 1952) по опере Н.А. Римского-Корсакова.

3. Разработка конспектов НОД по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием видеоряда.

Каждое занятие включает:

  1. Прослушивание детьми музыкальных произведений.
  2. Беседы с детьми, связанные с анализом музыки произведений (их эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков, художественно-музыкального образа).
  3. Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной деятельности через пластику, рисование, оркестровку и т.д.:
  • Задание «Нарисуй музыку» (возможны аппликация, лепка) — дети передают впечатления и эмоции, Вызванные музыкой, в продуктивной изобразительной деятельности.
  • Творческое задание «Сочини сказку» — дети сочиняют рассказ (сказку) под впечатлением от музыкальных образов.
  • Творческое задание «Я танцую музыку» — дети передают эмоционально-образное содержание музыкального произведения через пластические музыкально-ритмические импровизации (творческое использование танцевальных движений).
  • Игровое задание «Живые картинки» — отражение в позах, мимике, движениях образа музыкального произведения.
  • Творческое задание «Оркестр» — необходимо оркестровать произведение, т. е. выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов.

II ЭТАП

  1. Обогащение музыкально-слухового опыта детей проходит в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями как в НОД, так и режимных моментах. Этот этап предполагает знакомство детей с произведениями русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, А. Вивальди, Г. Свиридова, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др., современных композиторов, а также   с произведениями народного музыкального фольклора.

Второй этап работы состоит из нескольких циклов занятий на развитие эмоционального восприятия музыки.

  1. «Времена года» - отечественная и зарубежная классика;
  2. «Мультляндия» - классическая музыка в мультфильмах;
  3. «Собирайся, народ, в хоровод» - русский фольклор;
  4. «Мое звонкое детство»- музыка для детей.

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Дети:

Положительная динамика на развитие эмоциональной отзывчивости в развитии музыки. Становление начал музыкального вкуса, появление интереса к музыке. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения результатов восприятия в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.

Родители:

Развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального воспитания ребенка. Обогащение домашней фонотеки.

Педагоги.

Активное участие в процессе развития музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с помощью организованного восприятия музыки детьми. Проведение интегративных занятий с использованием музыки и самостоятельно проектируют музыкально-обогащенную развивающую среду. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной

культуры. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития.

Музыкальный руководитель:

Совершенствование методики организации слушания музыки с детьми. Оказание помощи в подборе музыкального репертуара. Развитие профессионально-педагогического творчества: придумывание новых приемов активации детского музыкального восприятия, использование ИКТ (презентации, слайд-программы, видеоряд, мультфильмы).


Заключение

Слушание музыки детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ — это лишь один из способов, который может применяться в музыкальном воспитании дошкольников. Однако без визуализации музыкального восприятия, на наш взгляд, невозможно достичь гармоничного музыкального развития ребёнка, поскольку многие дети пропускают получаемые впечатления в первую очередь через зрительные ощущения, закрепляя их вербально, а также языком жестов и движений. Музыка, воспринятая и прочувствованная ребёнком разными способами, оставляет более глубокий след в его памяти.

Список используемых источников

  1. Анисимов В.П. «Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры» // В.П. Анисимов, - «Музыкальная палитра», - №4, – 2006
  2. Вераксы Н.Е. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, -        2-е изд. М.: спр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, - 2011.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду /Н.А. Ветлугина, - М., - 1981.
  4. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и раннего развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Санкт-Петербург,- ДЕТСТВО - ПРЕСС,- 2013,- 650 с.
  5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер, - М., 1993. – с. 89.
  6. Каплунова И.М. «Ладушки»: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста /И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, - Издательство «Композитор», - 2000г.
  7. Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. - М., 1986. - с. 4
  8. Подколзина О.В. Визуализация музыкального восприятия дошкольников //О.В. Подколзина, – музыкальный руководитель №3-2017
  9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа. Настроение, чувства в музыке /О.П. Радынова,- 2-е изд., перераб.,- М.:ТЦ Сфера, 2016,- 208 с.
  10. Радынова О. П. Слушаем музыку / О.П. Радынова, - М., - 1995.
  11. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей / О.П.Радынова,- М., - 1997.
  12. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями /О. П. Радынова, - 2-е изд., испр. и доп. - М: издательство ГНОМ и Д, 2006 г.
  13. Самолдина К.А. «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников». Программа и методические рекомендации. / К.А. Самолдина и Е.П. Маркова - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007 г.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов, - М., - 1985 г.

Примерный конспект занятия.

Цикл занятий «Времена года» А. Вивальди.

«Музыка зимы»

Задачи:

  • углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, созвучных различным временам года;
  • учить передавать впечатления о зиме в рисунках, развивать фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе через музыку, поэзию, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Зимнее настроение», султанчики из дождика краски, альбомные листы, кисти,

Дети под музыку входят в зал. Музыкальное приветствие.

  • Ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о музыке, которая умеет рассказывать нам удивительные истории. Давайте вспомним, о чем нам с вами уже рассказывала музыка? (ответы детей)
  • Ребята, а ведь музыка умеет рассказывать и о временах года. Какие времена годы вы знаете? Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь, догадаться, о каком времени года оно рассказывает.

Белый снег, пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой Принакрылся чудной

И заснул под нею.

  • Это стихотворение написал замечательный русский поэт И. Суриков. А как вы догадались, что в этом стихотворении рассказывается о зиме? А вы любите зиму? Почему?

А теперь давайте послушаем, как об этом замечательном времени года рассказывает музыка, которую написал великий композитор А. Вивальди.

Слушание «Зима» А. Вивальди.

  • Какую зиму вы себе представили, слушая эту музыку? Какая по характеру музыка? Правильно, музыка нежная, светлая, мягкая. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Давайте вспомним стихи о зиме, которые соответствуют этой музыке.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит… И под снежной бахромою Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев) Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна… (С. Есенин) Разукрасила Зима…

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок, Звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках.

Давайте послушаем еще раз музыкальной произведение «Зима» А. Вивальди и посмотрим по телевизору картины зимней природы.

Повторное слушание и просмотр музыкальной презентации

«Зима».

  • Какую зиму нарисовала нам музыка? Мягкую, блестящую, пушистую. А всегда ли у зимы такой характер, или она бывает другой? Какая зима во время вьюги, бурана, метели?
  • Ребята, посмотрите, у меня есть красивые серебряные дождики. Давайте представим себе, что мы с вами помощники зимы и отправляемся в лес, чтобы укрыть все белым покрывалом до весны. Попробуйте движениями, пластикой передать характер музыки.

Танцевальная импровизация.

  • Мы с вами сегодня слушали музыку о зиме, рассказывали стихи, а теперь давайте с помощью красок нарисуем мягкую, пушистую, снежную, блестящую зиму. Постарайтесь красками передать настроение, которое услышали в музыке.

Рисование с музыкальным сопровождением.

-О каком времени года мы сегодня говорили, слушали музыку, какое время года рисовали? Музыка какого композитора рассказала нам о зиме? О какой зиме нам рассказала музыка?

Фрагмент музыкального занятия   из цикла «Собирайся, народ, в хоровод»

Тема: «Путешествие в старину»

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать обогащать музыкальные впечатления детей;
  • познакомить с новым приемом игры на ложках;
  • способствовать дальнейшему развитию        вокальных навыков, танцевальных        движений, игре на детских музыкальных инструментах;
  • закреплять представления о народных инструментах их внешнем виде и звучании.

Развивающие:

  • способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
  • пополнить словарный запас словами: активный - «Гусляр»,

«гусли», пассивный – «a cappella»

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа, формировать интерес к народным песням и играм;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с детьми.

Музыкальный репертуар: Русские народные мелодии «Полянка»,

«Лирический хоровод», «Из-под дуба, из-под вяза», «Сизый голубочек», русские народные наигрыши на гуслях, балалайке, гармошке, песни:

«Во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько».

Наглядный материал: картинки к дидактическим играм.

Методы работы: рассказ, беседа, игра.

Оборудование: презентация, народные музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен, бубенчики, колокольчики), записи русских народных песен, русские народные костюмы для хозяйки и детей.

Ход занятия

Дети входят под русскую народную музыку «Полянка» останавливаются в кругу

М.Р. Добрый люд! Честной народ! Приглашаю в хоровод.

М.Р. Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу! Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.

Мы сегодня красиво одеты. Празднично, нарядно. У меня ноги сами в пляс идут! Потанцуем?

Пляска по показу.

Ребята, вы знаете, какие у нас костюмы? Да, это русские народные костюмы, так одевались люди в старину. Интересно, как они тогда жили, чем занимались, как веселились? А вы, ребята, хотели бы это узнать? А путешествовать любите? Давайте попробуем отправиться в прошлое, но, т.к. мы с вами в музыкальном зале, наше путешествие будет необыкновенное – музыкальное.

Закрывайте глаза. (Звучит лирический хоровод). Мы отправляемся в путешествие по волшебной «Реке времени» Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени. Медленно-медленно повернитесь вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.

Слайд «Град»

М.Р. Где это мы? Ворота старинного града - города. Такие высокие стены возводили в далёком прошлом. Слышите музыку? Кого же мы увидим за этими стенами?

Слайд «Гусляры»

Это гусляры - музыканты, которые играют на гуслях.

Слайд «Гусли»

Гусли – это самый старинный инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли.

М.Р. Как красивы переливы этого инструмента! Хотите поиграть на гуслях? Стоя играть не получится, давайте сядем на стульчики и представим, что у нас на коленях лежат гусли. Слушайте музыку и «играйте».

Слушание народная мелодия «гусли»

М. Р. Какие молодцы, замечательные гусляры! А как звучала музыка? - (медленно, спокойно, напевно, плавно). Как и в наше время, музыка сопровождала людей в разные моменты их жизни: в боевом походе и на празднике, помогала спориться ремеслу и убаюкивала младенца в люльке. Русский народ с древних времён слагал былины и сказки, пел и играл на музыкальных инструментах. Вслед за гуслями зазвучали балалайки, гармошки, бубенцы, трещотки, жалейки многие другие.

1. Обогащение музыкальной культуры педагогов ДОУ и родителей. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной

культуры взрослых:

  • предоставление информации о музыкальной жизни города,
  • семинары-практикумы для педагогов;
  • консультации для родителей.

Примерные семинары-практикумы для педагогов

  1. Тема: «Эта целебная музыка».
  2. Тема: «Восприятие музыки».
  3. Тема: «Музыкотерапия».

Примерные темы консультаций для родителей

  1. Тема: «Музыка в жизни ребёнка».

План.

  • Музыка детства.
  • От природы музыкален каждый.
  • Что такое музыкальность?
  1. Тема: «Дети и музыка: слушать или нет?» (советы желающим войти и мир музыки).

План.

  • Тренировка слухового внимания.
  • Несколько игр для развития восприятия.
  • Музыка в любимых сказках.
  1. Тема: «Волшебной музыки страна или зачем Вашему ребёнку нужна музыка?» (учимся слушать и слышать музыку, развиваем слуховое внимание).

План.

  • Творчество в движениях, пантомиме и театральной деятельности.
  • Маленькие рассказы с музыкой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников"

В данной работе говорится о развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста. Воспитании таких качествличности, как доброта, сочувствие другому человеку и животному....

Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, проявлять св...

Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии

Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной...

Развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребѐнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и ...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.

Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Информационно-коммуникативная педагогическая технология  по музыкальному воспитанию усиливают познавательный интерес воспитанников, позволяют сделать музыкальные пргоизведения привлека...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников с использованием визуализации.

Педагогическая технология развития эмоционального восприятия музыки  детьми  старшего  дошкольного возраста  в процессе ее слушания с  применением ИКТ. Материал мож...