Консультация для педагогов "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
статья

Семенова (Пудник) Елена Владимировна

как правильно организовать театрализованную деятельность в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей и пользуются у них успехом. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит ребенка в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Целью моей работы является развитие творческой активности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Осуществлению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • расширение знаний детей о театре, знакомство с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
  • развитие речи, памяти, фантазии, образного мышление, правильной артикуляции, пополнение словарного запаса;
  • развитие навыка передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию, пластику тела, координацию движений, гибкость;
  • формирование творческой активности ребёнка;
  • знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала;
  • воспитание умение сотрудничать с другими членами детского коллектива;
  • создание условий для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов ДОУ.

Базовыми принципами занятий театрализованной деятельностью являются создание реальных мотивирующих условий, регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности; разнообразие тематики;  снятие факторов стресса; раскрепощение. Формами организации театрализованных игр является: совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации уголка театра в группе, самостоятельная театральная деятельность, мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки; умственно развиваются, думают, анализируют, делают выводы и обобщения; активизируют свой словарный запас, совершенствуют звуковую культуру речи и её интонационный строй, улучшают диалогическая речь и её грамматический строй. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм можно отнести: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Игры - драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику. К  играм - драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, атрибуты которых ребенок надевает на пальцы. Игры-драматизации с куклами бибабо, персонажи которых ребенок  надевает на руку. Импровизация – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Театр можно разыгрывать на стенде (фланелеграф, магнитный, театр теней),  на столе (бумажным (или картонным), из природных материалов), на полу используя куклы-марионетки, на высокой трости и ложках (верховой театр), на руке (разыгрывание с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь), театр живых кукол (масочный, платочные куклы, куклы-великаны). Особенность театрализованной деятельности в том, что персонажей для театра можно изготовить из любых подручных материалов. Театрализованную деятельность можно использовать на занятиях по развитию речи, а также во время проведения досуга, утренников, костюмированных представлениях. Основными требованиями организации театрализованных игр являются: содержательность и разнообразие тематики, постоянное, включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр, сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей. Содержание театрализованных центров должно соответствовать возрасту ребенка:

  • Для младшего возраста:
  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
  • театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
  • театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
  • Для среднего возраста:
  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • настольный театр (различные виды);
  • кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках).
  • Для старшей группы:
  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы перчатки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
  • Для подготовительной группы:
  • пальчиковый театр (этюды на руках);
  • куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
  • куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
  • куклы-марионетки (постановка этюдов);
  • ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
  • тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе: имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе: участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте: инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок. В старшей группе совершенствуем художественно – образные исполнительские умения, а в подготовительной группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Таким образом, воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Цель:  Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  мет...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы. ...

Консультация для воспитателей «Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду»

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей,  помочь педагогам использовать  разнообразные  формы организации театрализованной деятельности,  методы и приемы...

Методика организации театрализованной деятельности в детском саду

Методика организации театрализованной деятельности  в детском саду...

Консультация для педагогов "Методика организации театрализованной деятельности в детском саду"

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих спосо...

Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"

Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....