Реорганизация костюмерной ДОО по концепции игровой технологии "Сам себе костюмер" ( А.И.Буренина)
статья

Соболенко Юлия Александровна

В материале содержатся практические рекомендации по созданию эффективной костюмерной в ДОО,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._kostyumernaya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «САМ СЕБЕ КОСТЮМЕР» В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.А. Соболенко

МАДОУ детский сад №1 «Ласточка», г. Бор, Нижегородская область

Аннотация. Статья раскрывает идею технологии «Сам себе костюмер», ее практическое применение в развитии креативности дошкольников в музыкальной деятельности. Знакомит с концептуальным подходом создания подобной костюмерной в детском саду.

Ключевые слова: детская инициатива; «Сам себе костюмер»; самостоятельная творческая деятельность.

Детям ХХI века, наверное, трудно себе представить, как их дедушки и бабушки обходились без современных гаджетов и Интернета, выступали на новогодних праздниках в самодельных костюмах, сшитых из подручных материалов.

Сегодня можно купить карнавальный костюм на любой вкус. Но невольно возникает вопрос – способствует ли такое изобилие одежды и игрушек формированию эстетического вкуса, развитию творческих способностей ребенка?

В детском саду необходимо огромное количество костюмов – для танцев и инсценирования сказок, песен.  Но все они, как правило, дорогие, хранятся в костюмерной и только по праздникам ненадолго приносят детям радость, а все остальное время без пользы пылятся в шкафах.

А что, если изменить подход к использованию костюмов и организации костюмерной, как советует автор инновационной технологии «Сам себе костюмер» - Анна Иосифовна Буренина (кандидат педагогических наук, доцент, руководитель АНО ДПО «Аничков мост», г. Санкт-Петербург)? Костюмы могут приносить пользу «здесь и сейчас», если использовать их в свободной игре, систематически и вариативно [1, c.6].

«Сам себе костюмер» – игра с карнавальными костюмами и атрибутами (головными уборами, аксессуарами, элементами декораций, театральными куклами и др.), создание детьми театрально-игровых образов, которое перетекает в ролевые, режиссерские, театрализованные игры, а также в творческие импровизации, а далее вместе с педагогами - в совместное проектирование различных образовательных ситуаций. Театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны [2, с.5]. На основе применения данной технологии также могут быть построены праздники и развлечения.

Для ее внедрения в работу в детском саду необходимо создание эффективной костюмерной. Если проанализировать то, что обычно хранится на полках, в шкафах и висит на вешалках – это, как правило, разрозненные вещи и предметы, которые необходимо пересмотреть, чтобы создать коллекцию грамотно. Важно начать с перспективного планирования, проектирования образовательной деятельности. Нужно принимать во внимание материальные возможности и все имеющиеся ресурсы. Если чего-то не хватает, можно скомбинировать из уже имеющихся универсальных элементов новый игровой образ.

Каждый ребенок рождается с удивительным волшебным даром — творческим воображением. Вот только не каждый взрослый, не каждый педагог способен разбудить в ребенке волшебника [3, с.3]. Поиск вариантов создания костюма может стать захватывающим творческим процессом, воспитывающим в детях и взрослых умение мыслить креативно, нестандартно подходить к решению проблемной ситуации.

Расширение костюмерной предусматривает ее пополнение не случайными костюмами, а универсальными, базовыми моделями, которые будут неоднократно использоваться в различных видах деятельности. Таким образом, в процессе создания костюмерной прослеживаются и принципы бережливых технологий – значительная экономия финансов, места для хранения и времени на поиск нужного костюма. И самый главный результат: создание коллекции –конструктора для игр дошкольников в костюмера, художника-модельера.

Модификация костюмерной в нашей образовательной организации проходила поэтапно:1. Систематизация всех костюмов и элементов. 2. Оценка состояния вещей. 3. Планирование формирования костюмерной (пополнение недостающих элементов, замена утративших вид). 4. Создание полноценной костюмерной.

Все костюмы по своему назначению можно разделить на 4 категории:

1. Базовые модели – это основа костюма (однотонный, чаще белый, верх, темный низ). 2. Универсальные модели – более яркие и нарядные, чем базовые, но достаточно нейтральные, они не указывают на какой-либо определенный персонаж. Чем больше универсальных моделей, тем больше вариантов костюмов можно составить. Практически все универсальные модели подходят как мальчикам, так и девочкам (жилеты, бриджи). 3. Специальные – военные, национальные. 4. Специальные – костюмы конкретных персонажей (Незнайка, король).

Головные уборы можно представить следующими группами моделей: универсальные (береты, шляпы, платки, банданы), национальные (картузы, венки, кокошники), военные (пилотки, бескозырки), исторические (цилиндры, кивера, капоры), специальные (короны, шляпы цветов и др.), шапки зверей.

Мы применяем технологию «лего-костюмирование» в разнообразных образовательных ситуациях, на праздниках и развлечениях, в том числе в работе с детьми с ОВЗ. Приведу некоторые примеры.

«Зимняя сказка – импровизация «Ягодка» » (по сценарию А. И. Бурениной) для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Сказка-импровизация не предполагает специальной подготовки детей. Она может быть разыграна на одном занятии, давая простор для творчества и самовыражения. После знакомства с содержанием сказки ребятам предлагается ее разыграть, выбрать себе роли, а после этого, конечно, необходимо подобрать костюмы.  Из заранее приготовленных вариантов дети сами или с помощью взрослого выбирают костюм, соответствующий своему образу. После примерки можно посмотреть в зеркало, оценить «нравится - не нравится?» и разыграть сказку. Игры с костюмами и творческая импровизация создают условия для развития самостоятельности дошкольников, креативности, стимулируют развитие коммуникативных навыков, что особенно важно для детей с нарушением речи.  

Образовательная ситуация «Сказка о новогодних игрушках» для детей старшего дошкольного возраста представляет собой интеграцию изобразительной и музыкальной деятельности. В ходе ситуации ребята помогают новогодней елочке, оставшейся без игрушек, создают для нее свои неповторимые шедевры, а потом, переодевшись в самостоятельно подобранные костюмы, танцуют веселый коммуникативный танец, построенный на частичном объединении принципов показа и наблюдения [4, с.49].

Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне «Защитники земли русской». Технология «Сам себе костюмер» позволила дошкольникам погрузиться в атмосферу разных исторических эпох, узнать, как выглядела военная форма времен Древней Руси, Великих Отечественных войн 1812 и 1941 - 1945 гг., получить элементарные первичные представления об историческом наследии России. Путешествуя во времени, ребята примеряли исторические костюмы - гусар и богатырей, солдат и русских красавиц. Опора на личный сенсорный опыт и эмоциональные впечатления – все это способствовало формированию у дошкольников чувства уважения к героическому подвигу своего народа, восприятия целостной картины мира.

Технология «Сам себе костюмер» полностью отвечает современным требованиям ФГОС ДО, обеспечивая вариативность, полифункциональность, трансформируемость развивающей среды, создавая условия для развития креативности, самостоятельности, детской инициативы. Игры с костюмами создают у дошкольников во время деятельности положительный эмоциональный фон, что является залогом успешного решения образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач.

Список литературы

1. Буренина А.И., Янковская А.В. Играем. Наряжаемся. Выступаем. Методическое пособие. Методика создания и использования костюмерной в детском саду – методическое пособие: рекомендации, практический материал. СПб. : АНО ДПО «Аничков мост», 2017.

2. Буренина А.И. Театр Всевозможного. Выпуск 1. От игры до спектакля: учеб. - метод. пособие. - Изд.2-е, перераб. и доп.- СПб.: ЛОИРО,2002.

3. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: учеб. - метод. пособие по театрализованной деятельности. - СПб.: Редакция журнала «Музыкальная палитра», 2008. -112 с.: ил.

4.  Херрера М., Йерг С., Крака С., Маркварт П., Маутц С., Томас Б.- под. ред. Т.А. Рокитянской, Е.В. Бояковой. Театрализованные игры с детьми от 2-х лет: учеб. - практ. пособие для педагогов дошкольного - образования. - М.: Национальное образование, 2016. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития игровой деятельности Н.Я. Михайленко

Семинар-практикум для воспитателей  с подробным описанием технологии развития игровой деятельности дошкольников по всем созрастным группам...

Костюмерная в детском саду

Костюмы своими руками...

Концепция " Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра -Это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир,творческие способности личности...

Педагогическая концепция: «Развитие эмоциональной активности детей посредством интеграции музыкальной, театрализованной, игровой и творческой деятельности»

Педагогическая концепция, представленная на конкурс "Воспитатель года", музыкального руководителя ВКК , МКДОУ ЦРР - детский сад № 21 город Россошь...

Технология формирования двигательных умений Бурениной А.И. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возм...

Аннотация к игровому пособию для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста «Сам себе костюмер».

Данное пособие изготовили Кириллова Ирина Николаевна и Савинова Екатерина Михайловна, воспитатели МДОУ № 1 "Аленушка" г. Тейково.Оно помогает формировать у детей знания о театральных професс...

"Защитники земли русской" .Праздник, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, с применением технологии "Сам себе костюмер"

В сценарии -  путешествие во времени от эпохи могучих богатырей до знаменательной даты 9 мая 1945 года с помощью технологии "Сам себе костюмер"...