Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "ФАНТАЗЁРЫ" 5-7лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Зима Наталья Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "ФАНТАЗЁРЫ" 5-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_fantazery_5-7_let_na_1_god_2022-2023uch.god_.docx75.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 7 ИМЕНИ ДУНИНА-ГОРКАВИЧА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА»

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 29.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Центр образования № 7 им. Дунина-Горкавича А.А.»

__________ /Букренева К.Г./

Приказ № 655 от 30.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«ФАНТАЗЕРЫ»

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 1 год (36 часов)

Автор-составитель:

Зима Наталья Николаевна, воспитатель

Ханты-Мансийск – 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №882, Министерства просвещения Российской Федерации №391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/046 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
  • Устав.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности.

Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания является использование изобразительного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка. Когда ваши дети рисуют, они посылают сообщение и не простое, они рассказывают вам о состоянии своей души, делятся своим внутренним миром — своими радостями и печалями, своими переживаниями и волнениями, которые часто не могут выразить словами. Создавая арт-объекты, дети оттачивают навыки мелкой моторики, развивают воображение, учатся мыслить, постигают визуальную эстетику, развивают чувство цвета, и многое другое.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.

Немаловажную роль в современных условиях жизни дошкольника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровье сберегающих технологий. Искусство способно «отвести от агрессивных способов поведения».

Эстетическое воспитание дошкольника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.

Идея программы основывается на концепции доктора педагогических наук  Е.В. Квятковского, согласно которой эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетического идеала воспринимать, оценивать, утверждать в жизни, природе, искусстве прекрасное, совершенное, жить и творить по законам красоты.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека.

Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Изобразительная деятельность позволяет развивать в детях наблюдательность, умственную активность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание деятельности, которое может идти разными путями. Программа развития изобразительной деятельности предусматривает формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развития творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые воспитателем в работе с детьми. Цвет краски для детей воспринимается как большая эстетическая ценность. Научившись смешивать краски и получать новые оттенки, ребёнок тяготеет к их разнообразию.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Уровень освоения программы – базовый

В процессе усвоения программы у обучающихся формируется мотивация в творческой деятельности, создаются условия для самоорганизации.

        НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

В процессе приобщения детей к миру прекрасного происходит развитие активного интереса к изобразительному искусству благодаря применению новых методов и технологий.  Возрастные и психологические особенности позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции, смешивать краски между собой, создавать новые оттенки и т.д. Впервые особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного и тематического рисования.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в том, что будущий детский рисунок выстраивается по законам живописи, что включает в себя многоплановость композиции, передача реалистичности изображения, работа производится   гуашью и акварелью.

Дети знакомятся и учатся использовать в изображении картин такие понятия, как: пейзаж, натюрморт, портрет, композиция, свет, тень, блик, план, набросок, подмалевок, оттенок и др.  Изучают свойства и возможности используемых материалов – гуашь и акварель.

На занятиях ребёнок должен чувствовать себя успешным, если из раза в раз у него получаются абстрактные образы или грязь, то это его может оттолкнуть от занятий изобразительным искусством. Акварель сложна в использовании, она прозрачна, если мазок положил, то его уже не перекроешь, а гуашь краска кроющая, светлый тон легко перекроет тёмный. Гуашь не растекается по бумаге, а акварелью рисуют по мокрой бумаге, что придает рисунку водянистость и расплывчатость. Дошкольнику сложно контролировать количество воды на бумаге. Работы, выполненные гуашью яркие, сочные, насыщенные цветом. Используется бумага разного свойства и качества для удачной работы и с гуашью, и с акварелью. А также предусматривается использование смешанных техник, в том числе и нетрадиционных.      

Второй особенностью является работа с фоном будущей картины. Предусматривается сначала прорисовка фона или дальнего плана, а затем предметов и объектов ближнего плана картины или прорисовка деталей.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Количество группы – 9 детей. Состав обучающихся – постоянный.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие у детей творческих и художественных способностей посредством изобразительной деятельности и знакомства с законами живописи, как искусства.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

-  знакомить с такими понятиями, как: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, композиция, свет, тень, блик, план, набросок, подмалевок, оттенок, объем и др.

-  дать понятия о свойствах и возможностях используемых материалов – гуашь и акварель.

- совершенствовать умения и навыки в технике изображения различных объектов природы и предметов художественными способами и средствами выразительности, в соответствии с законами живописи.

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах и жанрах живописи – портрете, пейзаже и натюрморте.

Развивающие задачи:

- формировать практические навыки в рисовании акварелью и гуашью;

- развитие творческих способностей в рисовании; воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления; воспитание выдержки, волевого усилия, организованности, аккуратности, самостоятельности, умения начатое дело доводить до конца.

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе рисования акварелью и гуашью, формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

- развивать мелкую моторику рук и навыки владения кистью;

- развивать интерес к живописи, к методам и приемам создания жанровых рисунков и композиций в акварельной и гуашевой техниках изображения;

- обогащать словарный запас детей.

- формирование элементарных знаний о живописи, как изобразительном искусстве.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам, используемым в работе;

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы – 1 год (36 часов)

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет для детей старшей группы 25 минут, для детей подготовительной группы — 30 минут.

Форма занятий -  групповая (группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу, дети от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет)

Условия набора и формирования групп. 

Для обучения принимаются все желающие дети дошкольного возраста, у которых выражен интерес к творческой деятельности. Набор детей в группы свободный; единственным условием является соответствующий возраст воспитанников. Возможно зачисление в группы среди учебного года, для устранения отставания предусмотрены индивидуальные занятия. Основание для отчисления – заявление родителей.

Кадровое обеспечение.

        Занятия проводит педагог, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

1. Культура деятельности;

2. Нравственные черты личности (способность к самоконтролю);

3. Навыки сотрудничества.

Метапредметные (деятельностные) результаты:

1.Развит интерес к изобразительной деятельности;

2.Развиты и усовершенствованы творческие и изобразительные способности.

Предметные (когнитивные) результаты:

1.Эмоционально откликается на художественные произведения;

2.Умеет работать на всей поверхности листа, соблюдая пропорции;

3.Умеет работать аккуратно;

4.Умеет передавать форму и пропорции предмета;

5.Умеет создавать композицию рисунка;

6.Различает особенности живописных техник (акварель, гуашь, пастель).

7.Смешивает краски, грамотно пользуется палитрой.

8.Выделяет основные свойства предметов форму, величину, цвет;

9. Правильно держит кисть, карандаш при рисовании;

10.Умеет обращаться с изобразительными материалами (с гуашью, акварелью, акварельной бумагой для рисования)

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ

Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие обучающихся используются следующие виды контроля:

     - Входной мониторинг (проводится в начале учебного года)

     - Итоговый мониторинг (проходит в конце учебного года)

        По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводится текущий контроль знаний.

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставка творческих работ;

- участие в городских конкурсах;

- коллективные работы, стенды;

- портфолио ребенка.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(старшая группа 5-6 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Волшебство бумаги и краски

10

4

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

2

Наши руки не для скуки

10

4

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

3

Удивительное-рядом !

8

2

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

4

Чудеса на песке

8

2

6

Обсуждение выполненных работ.

Фото .

Итого

36

12

24

Содержание учебного плана

(старшая группа 5-6 лет)

  1. Волшебство бумаги и красок - 10 часов

  1. Монотипия -  3 часа

Теория 1 час

Знакомство и изучение особенностей рисунков, созданных способом монотипии.

Практика 2 часа

Создание рисунков и изображений посредством монотипии. Развитие практических умений в монотипии.

  1. Акварисование   - 3 часа

Теория 1 час

Знакомство и изучение метода акварисования (рисование по сырому слою бумаги), определить его особенности и оригинальность.

Практика 2 часа

Создание фоновых подмалевков и образов посредством акварисования (рисования по сырому слою бумаги) – подводный мир, цветы, деревья, небо и др.

  1. Выдувание краски -  2 часа

Теория 1 час

Изучение способа создания рисунков посредством выдувания краски через соломку.

Практика 1 час

Создание рисунков посредством выдувания краски через соломку (дерево колдуньи, ветки, кактусы и др.)

  1.  Ниткография -  2 часа

Теория 1 час

Изучение способа создания рисунков посредством ниткографии (рисунки ниткой).

Практика 1 час

Создание изображений и рисунков посредством ниткографии.  Развитие практических умений и навыков.

  1. Наши руки не для скуки -  10 часов
  1.  Пальчиковая живопись -  3 часа

Теория 1 час

Изучение пальчиковой живописи (создание изображений отпечатками пальцев краской)

Практика 2 часа

Создание рисунков и изображений с помощью отпечатывания краской подушечки пальца. Развитие координации рук, чувство цвета и формы.

  1. Отпечаток ладошки   -  3 часа

Теория 1 час

Изучение способа создания изображений методом отпечатывания краской ладони.

Практика 2 часа

Создание рисунков и изображений методом отпечатывания краской ладони. Развитие моторики. Дорисовывать полученный отпечаток деталями для создания законченного образа (доработка рисунка).

  1. Мазковые пальчиковые рисунки -  2 часа

Теория 1 час

Изучение рисунков и изображений в технике «мозаичная живопись».

Практика 1 час

Создание рисунков и изображений в мозаичной технике, посредством отпечатка пальца с продвижением (красочный мазок). Развитие моторики, чувства цвета.

  1. Отпечатки кулачка   -   2 часа

Теория 1 час

Изучение способа отпечатывания краски кулачком, фалангами пальцев.

Практика 1 час

Создание необычных образов методом отпечатывания краски частями руки (кулачок, ребро ладони, фаланга). Развитие фантазии, координации.

  1. Удивительное – рядом!     -     8 часов

  1. Печатки и штампы в рисовании - 2 часа

Теория 1 час

Изучение рисунков и изображений, выполненных способом отпечатывания разных предметов на лист бумаги (кусочки пенопласта, губки поролоновые, кусочки картона, ткань).

Практика 1 час

Создание рисунков и изображений посредством отпечатывания краски с помощью подручных предметов (кусочки пенопласта, губки поролоновые, кусочки картона, ткань).

  1. Пластиковые предметы в рисовании - 3 часа

Теория 1 час

Изучение рисунков и изображений, выполненных способом отпечатывания разных предметов на лист бумаги (кусочки пенопласта, губки, донышко банки или бутылки, колпачки фломастера и др.)

Практика 2 час

Создание рисунков и изображений посредством отпечатывания краски с помощью подручных предметов (кусочки пенопласта, губки, донышко банки или бутылки, колпачки фломастера и др.)

  1. Ватные палочки в рисовании    -   3 часа

Теория 1 час

Изучение способа создания изображений и рисунков с помощью отпечатывания ватных палочек.

Практика 2 часа

Создание рисунков и изображений посредством отпечатывания ватных палочек с краской на лист бумаги. Дорисовка и доработка изображений для создания целостного и законченного образа.

     4. Чудеса на песке – 8 часов

1. Рисование песком - 8 часов

Теория 2 часа

Изучение способа создания изображений и рисунков с помощью песка.

Практика 6 часов

Создание рисунков и изображений посредством световых планшетов и песка.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь (начало реализации программы)

Определение  готовности учащихся к восприятию нового материала

по методике

«Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

диаграммы

Итоговый

Май

Определение степени усвоения учащимися учебного материала

 по методике

«Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

диаграммы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(Подготовительная  группа 6-7 лет)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Натюрморт

10

4

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

2

Пейзаж

10

4

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

3

Портрет

8

2

6

Обсуждение выполненных работ. Выставка.

4

Чудеса на песке

8

2

6

Фото.

Итого

36

12

24

Содержание учебного плана

(старшая группа 6-7 лет)

  1. Натюрморт    -    10 часов

  1. Что такое «Натюрморт»?      -    3 часа

Теория 1 час

Определение натюрморта, как жанра живописи. Изучение особенностей передачи формы, цвета и объема предметов.

Практика 2 часа

Изображение предметов, лежащих на столе, с передачей цвета, формы и объема. Рисование натюрморта из одного и двух предметов разного размера.

  1. Круглые и овальные фрукты -  2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей формы и цвета фруктов и ягод (яблоко, груша, клубника)

Практика 1 час

Рисование натюрмортов с изображением яблок, груш, ягод.

  1. Большие и маленькие предметы      -     2 часа

Теория 1 час

Определение и изучение формы и цвета больших и маленьких предметов (арбуз, помидор, лимон, тыква), особенности расположения относительно друг друга на листе.

Практика 1 час

Рисование натюрмортов с двумя предметами разной величины (большой и маленький), передача объема предметов и расположения на листе относительно друг друга - композиция (помидор перед арбузом и др.)

  1. Цветы и плоды    -     3 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей композиции у натюрмортов с изображением букетов цветов и плодов.

Практика 2 часа

Рисование цветочных композиций (букеты цветов в вазе), используя разные приемы изображения.

  1.   Пейзаж     -    10 часов
  1. Фон        -     3 часа

Теория 1 час

Знакомство с понятием – фон картины, пейзаж (рисование природы)

Практика 2 часа

Изображение фона будущего пейзажа в разных техниках (лессировка, акваживопись), создание подмалевка для будущего пейзажа.

  1. Такие разные деревья     -    3 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей передачи в рисунке разных видов деревьев (береза, ель, сосна, рябина, сирень, черемуха)

Практика 2 часа

Изображение разных деревьев ранее изученными и новыми способами рисования.

  1. Перспектива в рисунке – что это?        -     2 часа

Теория 1 час

Изучение графической передачи соотношения предметов в пространстве, и их размера, в зависимости от места расположения (ближе - дальше).

Практика 1 час

Рисование пейзажных рисунков, с передачей предметов, находящихся далеко и близко.

  1. Времена года         -      2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей передачи в рисунке признаков времени года (зима, весна, лето осень), изучение колорита времен года (теплые и холодные оттенки).

Практика 1 час

Рисование пейзажных рисунков с передачей особенностей времен года, подбирая подходящие оттенки красок (теплые, холодные, нейтральные, смешивание красок для получения нужных оттенков).

  1. Портрет     -    8 часов
  1. Я - Человек     -    2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей цвета кожи человека в портретной живописи (телесный цвет краски)

Практика 1 час

Смешивание красок для получения разных оттенков телесного цвета (румяный, загорелый, светлокожий).

  1. Мамы и папы       -      2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей портрета – мужского и женского.

Практика 1 час

Рисование мужских и женских портретов (папа, мама, дедушка, бабушка), используя телесные оттенки краски.

  1. Сказочные герои            -     2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей изображения сказочных героев в портретном варианте (Снегурочка, Дед Мороз, Снежная королева, Буратино)

Практика 2 часа

Рисование портретов сказочных героев (Голова и шея), с передачей особенностей костюма и черт лица.

  1. Веселые ребята       -       2 часа

Теория 1 час

Изучение особенностей детского портрета, цвета кожи ребенка, строения головы и черт лица. определение движений детей на рисунках (бегает, смеется, играет, плачет)

Практика 1 час

Создание рисунков с изображением детей (мальчик, девочка), с передачей движения (бегает, играет, держит игрушку), эмоций (смеется, улыбается, грустит).

  1. Чудеса на песке – 8 часов

1. Рисование песком -8 часов

Теория 2 часа

Изучение способа создания изображений и рисунков с помощью песка.

Практика 6 часов

Создание рисунков и изображений посредством световых планшетов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

              - словесный: устное изложение темы материала, беседа, анализ художественных произведений;

              - наглядный: иллюстрации, показ педагога;

              - практический: упражнения.

Занятие включает в себя 5 этапов (структура занятия): 1 этап - организация детей, 2 этап - повторение пройденного материала, 3 этап физминутка, 4 этап - основная часть занятия, 5 - этап обобщение материала и подведение итога занятия:

1. Организация детей. Создание интереса к занятию (используются загадки или небольшие стишки в занимательной форме по теме занятия). Раскрывается тема занятия, показ наглядности; ребята знакомятся с технологией выполнения работы и средствами ее выполнения.

2. Повторение материала. На занятиях  уделяется внимание формированию у детей способности видеть в окружающих предметах геометрические фигуры и посредством их изображать живую природу, транспорт. Ребята вспоминают пройденный материал и называют основные геометрические фигуры, с которыми они работали на прошедших занятиях.

3. Физминутка. Обеспечение на занятии условий для снятия усталости, оказание помощи детям в переключении их деятельности.

4. Основная часть (этап работы по новому материалу). 

Формирование и закрепление знаний и навыков, самостоятельная работа на практических занятиях; акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (РЕСУРСНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ\

        Обучение проводится в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям к учебному помещению; оборудованных всем необходимых для проведения учебного процесса (мебель, экран, аппаратура для использования учебных материалов на электронных носителях); с использованием материально-технического оснащения и литературы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Белоусова О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» - Журнал «Старший воспитатель» №5/2012г. – 76с.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. – СПб, 1998.
  3. Доронова, Т. Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т. Н. Доронова.– Москва, 1992. – 143с.
  4. Королёва, Т.В. Занятия по рисованию в детском саду / Т.В. Королёва. – Москва, 2007.-148с.
  5. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. – Москва,2011.–272с.
  6. Никитина Т. О., Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников //Воспитатель ДОУ, 2013, №9.
  7. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с
  8. Соловьева, О. Необыкновенное рисование / О. Соловьева. – Москва, 2007.-24с.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ / Т.А. Цвиткария. – Москва, 2011.–128с.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

(старшая группа 5-6 лет)

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Рисование в технике «Монотипия». Осень

Изо-студия

выставка

2

1

Рисование на мятой бумагой. Цветы в вазе.

Изо-студия

выставка

3

1

Рисование в технике «Выдувание», «Кляксография». Осенний пейзаж.

Изо-студия

выставка

4

1

Цветок для мамы. Рисование солью, клеем и акварелью

Изо-студия

выставка

5

октябрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Рисование карандашом. «Мой дом –Югра».

Изо-студия

выставка

6

1

Деревья в снегу. Рисование свечой и акварелью

Изо-студия

выставка

7

1

Рисование фломастером в технике «Графика». Зимний пейзаж.

Изо-студия

выставка

8

1

Знакомство с песочницей(рисование песком)

Волшебство линий.  Дорожки и заборчики.(рисование песком)

Изо-студия

Фото

9

ноябрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Рисование в технике «Ниткография». Мои фантазии.

Изо-студия

выставка

10

1

Я маму нарисую. Рисование в технике «Пластилинография».

Изо-студия

выставка

11

1

Рисование в технике «Пуантилизм» (точечными мазками при помощи ватных палочек, карандашей или кисточек).  Цветы в вазе для любимой мамы.

Изо-студия

выставка

12

1

Морские жители

Изо-студия

фото

13

декабрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Рисование мыльными пузырями. Подводный мир.

Изо-студия

выставка

14

1

Волшебство линий. Геометрические фигуры.(рисование песком)

Изо-студия

фото

15

1

Рисование в технике «Рваная бумага». «Русская берёза»

Изо-студия

выставка

16

1

Рисование в технике «По мокрому» Весна. (Пейзаж)

Изо-студия

выставка

17

январь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Снежное дерево» (пальчиковое рисование)

Изо-студия

выставка

18

1

«Что-то грустно нынче» (рисование по мокрому листу)

Изо-студия

выставка

19

1

«Елочный шар» (пальчиковое рисование – круговые движения)

Изо-

студия

Выставка

20

1

«Петя – петушок» (хвост петуха) – отпечаток ладошки

Изо-студия

выставка

21

февраль

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Гуляли звери по лесу» (отпечаток кулачка и пальцев)

Изо-студия

выставка

22

1

«Волшебный дворец» (отпечаток пенопластового кубика – изображение кирпичной кладки)

Изо-студия

выставка

23

1

Музыка леса. Кусты и деревья.(рисование песком)

Изо-студия

фото

24

1

«Цыплята» (прижми и отпечатай – оттиск мятой бумагой)

Изо-студия

выставка

25

март

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Бабочки» (рисование ладошкой) – коллективная работа.

Изо-студия

выставка

26

1

Цветочная композиция (рисование песком)

Изо-студия

фото

27

1

«На дне морском» (рисование по мокрой акварельной бумаге)

Изо-студия

выставка

28

1

«Подсолнух» (рисование ватной палочкой)

Изо-студия

выставка

29

апрель

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Букет еловых веток» (рисование зубной щеткой)

Изо-студия

выставка

30

1

«Фиалка в горшке» (пальчиковое рисование)

Изо-студия

выставка

31

1

«Овечки пасутся на лугу» (пальчиковое рисование)

Изо-студия

выставка

32

1

Планета Земля

(Рисование песком)

Изо-студия

фото

33

май

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Морозные узоры» (рисование декоративное по мотивам кружевоплетения)

Изо-студия

выставка

34

1

«Астры игольчатые» (рисование зубной щеткой)

Изо-студия

выставка

35

1

«Красавцы-павлины» (пальчиковое рисование)

Изо-студия

выставка

36

1

«Пушистые зверушки» (рисование жесткой полусухой кистью),  создание фактуры.

Изо-студия

выставка

Индивидуальная работа –  1 раз в неделю (не более 30 минут)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 (подготовительная группа 6-7 лет)

п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

1

«Осенний пейзаж». Рисование пейзажа на подготовленном листе бумаги (акварель).

Изо-студия

выставка

2

1

«Дождливый день». Знакомство с техникой набрызг. (Осенний пейзаж в акварельной технике)

Изо-студия

выставка

3

1

«Натюрморт с арбузом (смешанная техника: гуашь+акварель)

Изо-студия

выставка

4

1

Натюрморт  «Цветы и плоды» (гуашь)

Изо-студия

выставка

5

октябрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Фиалка цветет в горшке» (рисование комнатного растения гуашью).

Изо-студия

выставка

6

1

«Учимся изображать  деревья (елка)» (смешанная техника)

Изо-студия

выставка

7

1

«Натюрморт «Овощи в корзине» (учимся изображать плетеные предметы).  Гуашь.

Изо-студия

выставка

8

1

Музыка леса. Золотая Осень (рисование песком)

Изо-студия

фото

9

ноябрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Морозный день» (создание зимнего пейзажа в холодных тонах).  Смешанная техник

Изо-студия

выставка

10

1

«Наш край – югорская земля» (создание пейзажа в смешанной технике)

Изо-студия

выставка

11

1

Поющая тишина морских глубин(рисование песком)

Изо-студия

фото

12

1

«Новогодний букет из еловых веток» (рисование композиции в технике гуашь)

Изо-студия

выставка

13

декабрь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Снегирь» (учимся изображать снегиря) Акварель.

Изо-студия

выставка

14

1

«Сова на ветке» (учимся изображать сову). Гуашь.

Изо-студия

выставка

15

1

«Обитатели  водной стихии» (рыбы и кораллы).  Смешанная техника.

Изо-студия

выставка

16

1

В зимнем лесу (рисование песком)

Изо-студия

фото

17

январь

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Маша и медведь» (создание сказочных образов в рисунке).  Гуашь

Изо-студия

выставка

18

1

«Курица с цыплятами» (учимся изображать птиц) Гуашь+жесткая кисть.

Изо-студия

выставка

19

1

«Африканские черепашки» (учимся изображать декоративных стилизованных черепашек) . Гуашь.

Изо-студия

выставка

20

1

«Панда» (учимся рисовать панду, передача шерсти в рисунке) Смешанная техника+жесткая кисть.

Изо-студия

выставка

21

февраль

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Презентация «Знакомство с жанром «Портрет». Лицо, основа портрета.

Изо-студия

выставка

22

1

«Женский портрет, портрет моей мамы» (учимся  передавать женские черты лица в рисунке, про порции)

Изо-студия

выставка

23

1

«Дорогая бабушка моя» (Учимся изображать возрастного пожилого человека в рисунке).  Гуашь.

Изо-студия

Выставка

24

1

Морозные узоры на стекле (рисование песком)

Изо-студия

фото

25

март

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Букет для мамы (рисование песком)

Изо-студия

выставка

26

1

«Космический пейзаж» (создание рисунка с изображением космического пространства и космического корабля). Гуашь.

Изо-студия

выставка

27

1

«Весенний пейзаж» (Учимся создавать пейзажный рисунок с передачей признаков ранней весны. Презентация «Март» И. И. Левитан

Изо-студия

выставка

28

1

«Структурный фон с помощью полиэтиленовой пленки» (учимся использовать в работе нетрадиционные техники изображения). Акварель

Изо-студия

выставка

29

апрель

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

Тайны космоса. Звёзды и планеты(рисование песком)

Изо-студия

фото

30

1

«День Победы» (создание сюжетного рисунка о Великой Отечественной войне). Смешанная техника.

Изо-студия

выставка

31

1

«Лесная поляна» (учимся передавать ближний и дальний план в пейзажном рисунке). Гуашь.

Изо-студия

выставка

32

1

«Сирень в вазе»  (Создание натюрморта с ветками сирени, смешивание красок) Смешанная техника.

Изо-студия

выставка

33

май

Понедельник –пятница

17.00-17.30

Подгрупповая

1

«Одуванчик пушистый» (создание изображения пушистой шапки одуванчика, гуашь)

Изо-студия

выставка

34

1

«Букет цветов в вазе» (композиция гуашью)

Изо-студия

выставка

35

1

«Березы» (пейзаж с березой  - смешанная техника: акварель+гуашь, формат А3)

Изо-студия

выставка

36

1

«Арбуз» (натюрморт – гуашь)

Изо-студия

выставка

Индивидуальная работа –  1 раз в неделю (не более 30 минут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-дизайнерской мастерской "Светлячок"

Проектно-художественная деятельность (дизайн) представляет уникальные возможности для реализации современной модели дополнительного образования дошкольников....

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...