Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»
методическая разработка (подготовительная группа)

Филимонова Валентина Юрьевна

Открытое занятие "Саратовская гармоника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saratovskaya_garmoshka.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»

Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.

Задачи:

Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут. Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова. Узнавать и называть знакомые места города. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, картинки с музыкальными инструментами, дидактическая игра- пазлы «Памятные места Саратова», презентация «Саратовская гармоника», фломастеры, цветные карандаши, шаблоны гармошки, запись звучания саратовской гармошки, песня «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.

Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», словарная работа, чтение и заучивание стихотворений о гармошке, проведение виртуальных экскурсий по городу, разучивание танца «Валенки».

Ход занятия:

Все дети входят в зал. (Дети стоят)

Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (дети здороваются) 

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А чтоб оно было у всех замечательным, я предлагаю всем встать в круг и передавать как эстафету наше настроение друг другу рукопожатием. Начинает воспитатель: «Я передаю вам своё настроение, и оно идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение у всех стало замечательным, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же это хорошее настроение останется с вами на протяжении всего дня».

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила, которые мы должны соблюдать на занятиях.

Все дети: С добрым утром, начат день,

Первым делом – гоним лень,

На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать!

Внимательно слушать, другим не мешать

Когда тебя спросят, тогда отвечать.

Воспитатель: Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массу положительных эмоций.

- Ребята, вы любите слушать музыку? Ответы детей

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.

- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Ответы детей

Сейчас мы это и проверим. Я буду загадывать вам загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будите их отгадать.

(Загадывание загадки и показ картинок)

Воспитатель: - Молодцы. Все музыкальные инструменты вы назвали правильно!

Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы посвятим нашу встречу, а какому, вы узнаете из загадки: 

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет — только тронь.
Как зовут её? 
(Гармонь.)

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из символов родного края- это Саратовская гармошка.

СЛАЙД 1. «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской»

СЛАЙД 2. Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.

СЛАЙД 3. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал её самой узнаваемой.

Воспитатель: Давайте послушаем как звучит саратовская гармошка. (Включаем звучание саратовской гармошки)

Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите?

Дети: Колокольчики звенят.

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 4. Отличным мастером, много сделавшим для формирования музыкальных и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918 гг.). Ему и обязана своим названием саратовская гармоника. Его величали «Страдивари саратовской гармоники».
Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина, которая выделялась из всех фабрик и заводов своим уникальным производством.

СЛАЙД 5. Какие только гармошки там не придумывали мастера!
Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стих про гармошку.

Реб 1:

Если в руки я возьму гармошку
И сыграю если я на ней,
Сразу настроенье станет лучше
Сразу станет всем нам веселей.
Реб 2:
Колокольчики ударят звонко,
Звонко переборы зазвучат.
Вширь меха гармошки развернутся,
Увлекая в пляс парней, девчат.
Реб 3:
Рад тому, что город есть Саратов,
Что стоит на волжском берегу.
Без него задорную гармошку
Я себе представить не могу.
Реб 4:
Музыкальных много инструментов,
Но скажу вам, честно говоря,
То, что из Саратова гармошка
По России славится не зря!

СЛАЙД 6. Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне.

В суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.

Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (Ответы детей)

СЛАЙД 7. Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной Войны наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.
Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.
2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».

Воспитатель: А сейчас мы послушаем «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой, а наши девочки станцуют. (танец «Валенки»)

СЛАЙД 8. В апреле 2018 г. в Саратове состоялось открытие памятника Лидии Руслановой. Памятник представляет собой однофигурную композицию певицы, которая стоит в характерной позе - в момент исполнения народной песни.

Воспитатель: Ребята, кто узнал место, где установлен этот памятник? (Ответы детей)

СЛАЙД 9. В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.

СЛАЙД 10. В саратовском колледже им. Гагарина в 2013 году был открыт первый негосударственный музей саратовской гармошки. Экспозиция раскрывает историю создания инструмента. Среди экспонатов книги об истории инструмента, виниловые пластинки с записями мелодий и, конечно же, саратовские гармошки с колокольчиками.

СЛАЙД 11. Ребята, посмотрите внимательно…видели ли вы этот памятник? Где он находится?

12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова (проспект Столыпина) был установлен памятник Саратовской гармонике. Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день - в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.

Воспитатель: Мы с вами просмотрели некоторые памятники, а сейчас я предлагаю поиграть в дидактическую игру- пазлы «Памятные места Саратова».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать мастерами, которые разукрашивают гармошки.

(дети раскрашивают). Во время работы следить за осанкой.

Пальчиковая гимнастика: «ГАРМОШКА».    (И. Лопухина)

Посмотри: моя ладошка,        (положить руки на стол, ладонями вниз)

Как весёлая гармошка!

Пальчики я раздвигаю,           (развести пальцы «веером», а затем

А потом опять сдвигаю.           сдвинуть обратно)

Раз, два, три, раз, два, три,     (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и

Я играю, посмотри!                 разводить в стороны)

Я ладошки раздвигаю,              (соединять одноимённые пальчики)

Я на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Физминутка для осанки:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы развесим на доску, чтоб наши гости и вы смогли ими полюбоваться.

Итог занятия:

-        о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили?

-        что нового вы узнали о них?

-  про какие памятники вы сегодня узнали?

-        как называют людей, которые играют на гармони?

-        о чем вы расскажете дома своим родным?

Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.

Воспитатель:

 «Гармонь - не просто ящик музыкальный,

Она - хранительница русской старины,

Народной мудрости источник уникальный,

Культурное наследие страны!

Своя, саратовская, русская, народная,

Гармонь тревожит сердце благородное,

И музыкой волнующей, особенной,

Вновь наши души связывает с Родиной!»

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Фантазёры» на тему: «Дружат дети всей земли»

Открытое занятиев подготовительной группе «Фантазёры»на тему: «Дружат дети всей земли»...

Открытое занятие в подготовительной группе Тема "Берёза-символ Родины моей"

Открытое занятие в подготовительной группе по образовательной области "Художественно-эстетическое восприятие" тема "берёза-символ Родины моей"...

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Белоствольная берёза — символ Родины моей»

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по образовательным областям «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «му...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Калейдоскоп русских народных сказок»

Цель:Создание условий для поддержания интереса дошкольников к книге и любви к чтению.Задачи:Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным приз...

«Саратовская гармоника - народный символ земли Саратовской» 22.05.2021 г.

Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и...