Проект "Познавая профессии - я выбираю свое будущее"
проект (подготовительная группа)

Шваб Яна Владимировна

Территория взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta_shvab_ya.v._nor_e.n.docx83.26 КБ

Предварительный просмотр:

XIV  Открытый межрегиональный конкурс методических материалов

«СЕКРЕТ УСПЕХА»

Номинация: «Территория взаимодействия»

ПРОЕКТ

«Познавая профессии – я выбираю свое будущее»

 

АВТОРЫ  ПРОЕКТА

Учитель-логопед Шваб Яна Владимировна

Воспитатель Нор Елена Николаевна

         г. Барабинск

           2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт проекта…………..……………………………………………………………………………3

2.Краткая аннотация проекта……………………………………………………………………...……5

3.Обоснование актуальности и значимости проекта для дошкольного    учреждения………….….5

4.Педагогическая целесообразность и новизна проекта………………………………………………7

5.Цель и задачи проекта………………………………………………………......................................7

6.Педагогические принципы построения проекта……………………………...................................7

7.Стратегия достижения поставленных целей…………………………………………………………7

8.Тематический план организации комплексного сопровождения………………………………..…8

9.Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………11

10.Риски и ограничения реализации проекта………………………………………………………...11

11.Отчет по реализации проекта………………………………………………………………………11

Паспорт  проекта

Полное

наименование проекта

ПРОЕКТ «Познавая профессии – я выбираю свое будущее»

Авторы  проекта

Авторы проекта: учитель-логопед Шваб Яна Владимировна, воспитатель Нор Елена Николаевна. Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения -  детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» Барабинского района Новосибирской области.

Адрес: 632335, г. Барабинск, ул. Ленина, д.190. Тел: (838361) 23624

Актуальность проекта

    С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение. 

  Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

  Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. 

  Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей. А ведь, в общей основе развития личности лежит овладение речью. 

  Как известно, личностные качества закладываются в детстве. В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

К сожалению, у детей нашей группы снижен познавательный интерес и ограничены знания по теме «Профессии». В ходе бесед это подтвердилось. Дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Они не знают место работы, название специальностей, трудовые обязанности родителей.

Для углубленной работы по данной проблеме было принято решение об организации проекта по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации. Был разработан проект «Формирование речевой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством ранней профориентации»

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Введение в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их развития. В работе по данной проблеме, разрабатываются и реализуются детские проекты по ранней профориентации дошкольников. При реализации проекта, применяем как традиционные так и нетрадиционный методы работы с детьми: экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, виртуальные экскурсии, дидактические игры, наглядные пособия, театрализацию, продуктивную деятельность, ИКТ технологии, работу с родителями.

Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в формировании речи дошкольников и социализации личности. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основная цель проекта

Создание условий для формирования речевой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством ранней профориентации 

Основные задачи проекта

  • формировать и обогащать активный словарь старших дошкольников, посредством использования в коррекционно-развивающем процессе тему «Профессии»;
  • развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей старшего дошкольного возраста посредством  ранней профориентации;
  • развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух;
  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства;  
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать чувства уважительного отношения дошкольников к труду взрослых;
  • способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей  в развитии речи  дошкольников посредством ранней профориентации.

Сроки реализации

Данный проект является краткосрочным, он длился 5 месяцев с сентября 2022 года по январь 2023 года.

Участники проекта

Педагоги,  дошкольники и родители (законные представители)  МКДОУ №6

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы: воспитатель,  специалист - учитель-логопед МКДОУ №6.

Материально-технические: мультимедийная техника, ксероксы, принтеры, телевизоры, оборудованные помещения в дошкольном учреждении, оборудование в групповых помещениях.

Методические ресурсы: ресурсы методического кабинета МКДОУ №6, детской библиотеки №3, ресурсы сети Интернет.

Этапы реализации проекта

       Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач. Работа по выполнению основных мероприятий, которые  происходят в рамках реализации проекта,  распределена на три этапа – подготовительный (планирование организации взаимодействия между специалистами сопровождения и родителями (законными представителями)), основной (проведение мероприятий с педагогами, детьми, родителями), заключительный (итоговый мониторинг реализации проекта).

Ожидаемые результаты

  •  формирование и обогащение активного словаря старших дошкольников, посредством использования в коррекционно-развивающем процессе тему «Профессии»;
  • развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством  ранней профориентации;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • расширение и систематизация представлений о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства;  
  • развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитание чувства уважительного отношения дошкольников к труду взрослых;
  • формирование понимания важности и личностной заинтересованности родителей  в развитии речи  дошкольников посредством ранней профориентации.

Критерии эффективности

1.Повышение компетентности родителей (законных представителей) в высоком уровне речевого развития детей.

2.Динамика речевого развития воспитанников группы комбинированной направленности.

Риски и ограничения реализации проекта

1.Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ.

2.Частые пропуски занятий и других мероприятий организованных для родителей и воспитанников группы комбинированной направленности.

3.Снижение родительской заинтересованности.

Дальнейшее развитие проекта

В условиях модернизации современного  дошкольного образования актуальность проекта  будет существовать еще долгое время. Поэтому будет целесообразным, в процессе коррекциии речи детей, изучать новейшие профессии современного общества, что будет способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей, в период пребывания в дошкольном учреждении, необходимых для всестороннегор развития личности.

                                                         Краткая аннотация проекта

В проекте представлен системный подход и опыт работы педагогов дошкольного образовательного учреждения в коррекции речи воспитанников подготовительной группы комбинированной направленности.  Проект определяет основные направления деятельности, план действий и его реализацию. Проект направлен на всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанников имеющих речевые нарушения  посредством ранней профориентации с применением инновационных технологий, а также на повышение педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

 

Обоснование актуальности и значимости проекта

   Говорить умеют все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 

   С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение. 

   Речь является основанием для развития всех видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

   Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. 

  Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей. А ведь, в общей основе развития личности лежит овладение речью. 

   Как известно, личностные качества закладываются в детстве. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных познавательных и психических процессов. Дошкольный возраст является решающим для дальнейшего развития ребенка.   Поэтому главной задачей педагогов и родителей  является развитие познавательных способностей ребенка. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно, как средством общения.

   Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

   В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

   К сожалению, у детей нашей группы снижен познавательный интерес и ограничены знания по теме «Профессии». В ходе бесед это подтвердилось. Дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Они не знают место работы, название специальностей, трудовые обязанности родителей. 

   Так как, для детей с речевой патологией комплексный подход при коррекции речи и успешная адаптация детей к дальнейшему обучению обеспечивается интегрированными связями между специалистами ДОУ, воспитателями, родителями; то особую необходимость, и в то же время, сложность имеет не номинальное, а осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс, что позволяет значительно повысить эффективность деятельности, направленной на качественное речевое и познавательное развитие, на обеспечение равных стартовых возможностей детей с речевыми нарушениями.

   Поэтому для углубленной работы по данной проблеме было принято решение об организации проекта по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации. Проектная деятельность не только будет способствовать развитию грамотной и связной речи дошкольников, но и предоставит возможность детям быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности. Она сформирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых. Участие в проектной деятельности откроет перед детьми возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.

   Исходя из этого, нами был разработан проект «Формирование речевой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством ранней профориентации»

Педагогическая целесообразность и новизна проекта

Педагогическая целесообразность проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у детей первичного представления о мире профессий. Она обусловлена развитием общества, изменениями в системе дошкольного образования.  

 Новизна данного проекта заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления. Педагоги активно применяют в коррекционно-развивающем процессе инновационные технологии. Для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, для создания необходимой дошкольникам с речевыми нарушениями «ситуации успеха» и речевого развития детей используются программируемые мини-роботы «Bee-bot» - «Умная пчела»; LED-панель для рисования; световой столик-планшет для рисования песком и «Умные панели». Чтобы коррекционный процесс проходил интересно и динамично, педагоги использовали  красочный и разнообразный дидактический материал, которым является игровой комплекс «Коврограф Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры»  и «Теремки Воскобовича». Использование представленных средств обучения, в коррекционно-развивающей деятельности, способствует развитию  всех компонентов речи воспитанников, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта, пробуждению инициативы, мотивации к коррекционно-развивающим занятиям, дают возможность каждому ребенку быть активным участником совместной  деятельности.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание условий для формирования речевой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством ранней профориентации

Задачи: 

  • формировать и обогащать активный словарь старших дошкольников, посредством использования в коррекционно-развивающем процессе тему «Професии»;
  • развивать  связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей старшего дошкольного возраста посредством  ранней профориентации;
  • развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух;
  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства;  
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать чувства уважительного отношения дошкольников к труду взрослых;
  • способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей  в развитии речи  дошкольников посредством ранней профориентации.

                             

Педагогические принципы построения проекта

 -принцип систематичности и последовательности;

-принцип научной обоснованности и практической применимости;

-принцип доступности и научности;

-принцип поддержки инициативности дошкольников в различных видах деятельности.

Стратегия достижения поставленных целей

    Основная работа по реализации педагогического проекта «» по формированию речевой грамотности дошкольников посредством ранней профорентации будет осуществляться с воспитанниками подготовительной группы комбинированной направленности №12

Достижение поставленной цели будет поэтапно осуществляться через решение поставленных в проекте задач. Работа по выполнению основных мероприятий, которые происходят в рамках реализации проекта, распределена на три этапа – подготовительный, основной, заключительный.  

Срок реализации проекта: 5 месяцев (сентябрь 2022 – январь 2023г.)

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь 2022г.)

Цель: Планирование организации взаимодействия между педагогами

Задачи:

  • выявление актуальных проблем в вопросах обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями;
  • диагностика уровня речевого и познавательного развития воспитанников;
  • разработка плана сопровождения воспитанников с речевыми нарушениями;
  • анкетирование родителей по теме проекта

II этап – основной (октябрь 2022 - декабрь 2022г.)

Второй этап предусматривает осуществление реализации проекта:

Цель: реализация плана сотрудничества между участниками образовательного процесса.

III этап – заключительный (январь 2023г.)

Цель: подведение итогов проектной деятельности

  • диагностика уровня речевого развития воспитанников подготовительной группы комбинированной направленности №12.

Тематический план организации комплексного сопровождения

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Организация и пополнение игровых

зон по профессиям.

Сентябрь 2022г.

Воспитатель

2

Тема: «В мире профессий»

Цель: Создание условий для ознакомления воспитанников с профессиями

Форма проведения: «Виртуальная экскурсия»

Октябрь 2022г.

Учитель-логопед

Воспитатель

3

Консультации    для    родителей

 «Ранняя  профориентация  детей дошкольного возраста, «Чтение  литературы  как средство   ранней   профориентации

дошкольников»

Форма проведения: Оформление

стендов,  сайт МКДОУ №6 «Сказка»

Октябрь 2022г.

Воспитатель

4

Чтение  художественной литературы:

Цель: формирование положительного отношения к труду

-сказки    «Живые  звуки или    фонетика    для

дошкольников», «Сказка о трех братьях», «Трудолюбивый хомячок», «Как Цыпочка писать училась», «Маленькое дело», «Кто больше трудится?»,  «Глаза страшатся, а руки делают», «Кудри завивай, да про дела не забывай», «Беззаботная белочка»,  «Пенек», «Подушка - милая подружка»;

- адаптированные  сказки («Теремок»,     «Репка», «Маша    и    медведь», «Снегурочка»);

- артикуляционная  логосказка «Репка»;

-пальчиковая  логосказка«Рукавичка»;

-фонематическая логосказка «Заколдованная птица»;

-лексико-грамматическая логосказка   «Красавица, рыцарь  и  чудовище»,  Дж.

Родари   «Какого   цвета ремесла?»,  «Чем  пахнут ремесла?»,   Я.   Аким «Неумейка»,  А.  Шибарев «Почтовый   ящик»,   С. Баруздин  «Кто  построил этот дом?», В. Маяковский

«Кем  быть?»,  «Стройка», М. Пожарова «Маляры», Г. Люшнин  «Строители»,  Е.

Пермяк «Мамина работа», «Путешествие Василисы в города народных промыслов» и др.;

-загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы   о    труде,

трудолюбии,   мастерстве, скороговорки,  в  которых упоминаются  профессии  и

орудия труда и др.).

В течение реализации проекта

Учитель-логопед

Воспитатель

5

Тема: Мастер – класс от наших мам»

Цель: Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.

(Приложение 1.1)

Октябрь 2022г.

Воспитатель

6

Проведение сюжетно-ролевых игр: «Булочная», «Детский сад», «Салон красоты»,

«Мастера», «Магазин одежды», «Пожарные», «Путешествие», «Ветеринарная лечебница»

«Аукцион», «Дом», «Мастера», «Больница» и т.п.

Цель: формировать положительное отношение к труду.

В течение реализации проекта

Воспитатель

7

Тема: «Разговор о маме»

Цель: Формирование интереса к художественному слову,  умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного произведения.

Задачи:

-приобщать детей к художественной литературе;

-воспитывать любовь, уважение к маме и ее труду;

-развивать артистических способности дошкольников;

-совершенствовать звукопроизносительную сторону речи детей, обогащать словарный запас.

Форма проведения: Конкурс

(Приложение 1.2)

Ноябрь 2022

Учитель-логопед

Воспитатель

8

Создание альбома: «Профессии моих родителей»

Цель: Создание условий для формирования интереса дошкольников к различным профессиям, к профессиям  и месту работы   родителей.

(Приложение 1.3)

Ноябрь 2022г

Учитель-логопед

Воспитатель

9

Экскурсия в детскую библиотеку

Игра-путешествие «В мире профессий»

(Приложение 1.4)

Декабрь

2022г.

Воспитатель

10

Театрализация «Профессия  - инспектор ГИБДД и дорожные приключения Принцессы»

Цель: Создание условий для совместного творчества, активизировать диалогическую  речь детей,  воображение, мышление.

(Приложение 1.5)

Декабрь

2022г.

Учитель-логопед

11

Тема: Развлечение для воспитанников с  ОВЗ

«Доброта в наших сердцах»

Цель: формировать у воспитанников с  ОВЗ этические представления, знания о добре и зле;

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Форма проведения: развлечение

(Приложение 1.6)

Декабрь 2022г.

Учитель-логопед

12

Выставка рисункав: «Моя будущая профессия»

Декабрь

2022г.

Воспитатель

13

Тема: чемпионат «Baby Skills» среди воспитанников старших групп Компетенция «Модельер - дизайнер одежды»

Цель: Создание условий для формирования основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с профессией «Модельер - изайнер одежды», в условиях максимально приближенных к чемпионату; предоставить возможность детям показать уровень освоения профессии «Модельер» с учетом их возрастных особенностей; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Конкурсные задания выполняются по модулям. Каждый модуль оценивается отдельно.

Форма проведения: фестиваль

(Приложение 1.7)

Декабрь

2022г.

Учитель-логопед

Воспитатель

14

Демонстрация работы по проекту «Играем – мир профессий открываем» 

(Приложение 2)

Январь 2023г.

Воспитатель Учитель-логопед

15

Представление детских проектов:

«Юный дизайнер»;

 «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат»;

«Робототехник – профессия будущего»

(Приложение 3)

Январь 2023г.

Воспитатель Учитель-логопед

Ожидаемые результаты

           В качестве основных показателей эффективности проекта рассматривается повышение уровня речевого развития всех компонентов речи воспитанников, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта, пробуждению инициативы, мотивации к коррекционно-развивающим занятиям, дали возможность каждому ребенку быть активным участником совместной  деятельности.

Риски и ограничения реализации проекта

1.Недостаточная мотивация родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию с педагогами ДОУ.

2.Частые пропуски занятий и других мероприятий организованных для родителей и воспитанников группы комбинированной направленности.

3.Снижение родительской заинтересованности. непонимание важности проблемы родителями.

Дальнейшее развитие проекта

          В условиях модернизации современного  дошкольного образования актуальность проекта  будет существовать еще долгое время. Поэтому будет целесообразным,

Отчет по реализации проекта

Отчет представлен в виде результатов динамического контроля воспитанников подготовительной группы комбинированной направленности №12 за сентябрь 2022 г. по январь 2023 г.

Диагностический инструментарий для логопедического обследования уровня речевого развития воспитанников

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О.Б. Иншаковой

Цель диагностики: создание условий для оценки сформированности устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

- определение негативных тенденций в развитии для последующего углубленного изучения;

- анализ изменений в речевой деятельности для определения эффективности логопедического воздействия.

Для выявления уровня речевого развития воспитанников использовались следующие методики:

1.Методика обследования звукопроизношения

Автор: Ф.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева

Для проведения обследования произношения в альбоме О. Б. Иншаковой подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бывают нарушенными у детей дошкольного возраста. Детям предлагалось назвать картинки, которые расположены в два ряда, в верхнем ряду звук находится в разных позициях: начале, середине и конце слова. В нижнем ряду – картинки, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой структурой.

Обработка результатов:

Критерии оценки

Баллы

Уровни

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка.  Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения.

2

Средний

Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует.

1

Низкий

2.Методика обследования фонематических процессов

Автор: О.Б.Иншакова

Диагностика заключалась в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия.

Обработка результатов: Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Возраст

Баллы

Уровни

6 лет

22 - 26

12- 21

0 - 11

Высокий

Средний

Низкий

5 лет

8-9

5-7

4-0

Высокий

Средний

Низкий

3.Методика обследования слоговой структуры слова

Автор: А.К.Маркова.

Диагностика направлена на бследование состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников.

Диагностика слоговой структуры слова проводилась по альбому О.Б. Иншаковой, в заданиях 1по 16 воспитанникам предлагалось самостоятельно назвать картинки, расположенные по группам.

Обработка результатов: В каждом задании подсчитывалось количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оценивались в один балл, неверные – 0 баллов.  

Возраст

Баллы

Уровни

6 лет

8-9

5-7

4-0

Высокий

Средний

Низкий

5 лет

7-8

4-6

0-3

Высокий

Средний

Низкий

4.Методика обследования словаря

 Автор: С.Г.Шевченко

Осуществлялось обследование активного и пассивного словарного запаса с опорой на картинки. Дошкольникам предлагалось назвать предметы, действия и качества, подобрать однородные слова, обобщающие понятия.

Обработка результатов: Высшая общая оценка 20 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов. Знание названий детёнышей животных. Высшая общая оценка 10 баллов. В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.

Баллы

Уровни

45 - 50

44 - 21

Менее 20

Высокий

Средний

Низкий

  1. Методика грамматического строя речи,

Автор: О.Б.Иншакова.

Диагностика заключалась в обследовании грамматического строя речи и изучении словоизменения и словообразования дошкольников.

Воспитанникам предлагались задания по следующим темам: понимание предложных конструкций; согласование числительных с существительными; образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; название действий по предъявленному предмету.

 Обработка результатов: Задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Возраст

Баллы

Уровни

6 лет

20-24

9-19

0-8

Высокий

Средний

Низкий

5 лет

10-13

5-9

0-4

Высокий

Средний

Низкий

  1. Методика обследования самостоятельной речи.

 Автор: О.Б.Иншакова.

Диагностика направлена на обследование связной речи детей. Воспитанникам предлагалось составить предложение, рассказ по серии сюжетных картин, по картине.

        Обработка результатов:

3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);

2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);

1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).

Диагностики речевого развития дошкольников

 за сентябрь 2022 г по январь 2023 г.

Сроки проведения мониторинга – январь 2023 г.

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и прмежуточная диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель: оценка качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

-определить уровень сформированности фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи воспитанников на начало и середину учебного года;

-отследить динамику речевого развития воспитанников и оценить эффективность коррекционно-развивающей деятельности за отчетный период.

Выявление уровня актуального речевого развития воспитанников, группы комбинированной направленности №12 в колличестве 18 человек и обработка результатов диакностики проведенной в сентябре 2022 года, для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

ОНР II уровня – 3 ребенка

ОНР III уровня – 5 детей

С ФНР – 6 детей

С нормой речевого развития  - 4 ребенка.

Из которых 6 воспитанников с ТНР и 1 воспитанница с ЗПР.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи, и др. речевых компонентов была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2022-2023 учебный год.

В запланированные сроки (сентябрь 2022-2023 уч. год) проведена стартовая логопедическая диагностика воспитанников группы комбинированной направленности №12, с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе

Исследовались следующие компоненты речи:

-«Ручная моторика»

-«Артикуяционная моторика»

-«Фонематические процессы»

-«Лексико – грамматические категории »

-«Активный словарь»

-«Связная речь»

диагностировалось 18 детей.

Результаты стартовой логопедической диагностики

воспитанников группы №12 (сентябрь 2022 г.)

Колличество детей с высоким уровнем речевого развития

4 (22%)

Колличество детей с средним уровнем речевого развития

10 (56%)

Колличество детей с низким уровнем речевого развития

4 (22%)

Результаты стартовой логопедической диагностики воспитанников группы №12 (сентябрь 2022 г.)

Исходя из результатов стартовой логопедической диагностики, в коррекционно-развивающих занятиях нуждаются 14 воспитанников.

В декабре проведена прмежуточная логопедическая диагностика, в исследовании приняли участие дети группы комбинированной направленности № 12 в количестве 14 воспитанников.

Результаты промежуточной логопедической диагностики

воспитанников группы №12 (декабрь 2022 г.)

Колличество детей с высокой динамикой речевого развития

 7 (50%)

Колличество детей с средней динамикой речевого развития

 6 (43%)

Колличество детей с низкой динамикой речевого развития

 1 (7%)

Результаты промежуточной логопедической диагностики воспитанников группы №12 (декабрь 2022 г.)

Вывод: Динамика высокого уровня составила 28% (с 22% до 50%), динамика среднего уровня понизилась на 13% (с 56% до 43%). Количество детей находящихся на низком уровне речевого развития уменьшилось на 3 ребенка (с 22% до 7%). 

Анализ результатов логопедической коррекции показал следующую динамику речевого развития восптанников, что в процессе регулярного систематического проведения коррекционно-развивающих занятий, использования разнообразных методов и приемов прослеживается положительная динамика развития всех компонентов речи. Фразовая речь воспитанников стала более развёрнутой. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься более чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей пополнился, многосложными словами. Использование игровых моментов, инновационных технологий, исследовательской деятельности, способствовало развитию речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор "Все профессии хороши - выбирай на вкус!" (швейная мастерская)

Игры в мини-группах, решение проблемных ситуаций....

Открытый показ занятия с детьми подготовительной группы по углубленному формированию знаний о профессиях: «Все профессии важны – выбирай на вкус!».

Открытый показ занятия с  детьми  подготовительной группы по углубленному  формированию знаний о профессиях:«Все профессии важны – выбирай на вкус!»....

"Нам выбирать наше будущее"

laquo;Нам выбирать наше будущее»Ход мероприятия: Звучит музыка (1) на велосипедах, роликах, самокатах въезжают дети. Выходят команды. Ведущая: Добрый день, дорогие дети, уважаемые род...

Семинар - практикум "Играя в профессии я выбираю будущее"

Семина - практикум для педагогов ДОУ...