Карта инновационной деятельности
методическая разработка

В карте представлен инновационный опыт работы по теме :"Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных образовательных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Карта инновационного педагогического опыта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

СадикьяноваАлияРинатовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

«Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных образовательных технологий»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей   квалификационной категории

Садикьянова Алия Ринатовна

Стаж работы в должности

25 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Работа по данной теме проводилась в течение 5 лет

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активностидошкольников, через использование современных образовательных технологий, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.

Цель, преследуемая автором

Цель опыта заключается в развитии познавательной активности дошкольников через использование современных образовательных технологий.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

1 этап

-Изучение учебно-методической литературы;

-Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога;

-Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты занятий, проектов, игр с использованием презентаций; планирование с учетом тематического планирования);

2 этап

-Осуществление внедрения современных образовательных технологий в образовательной деятельности;

-Организация работы с детьми в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных;

-Подбор игр, презентаций в соответствии с тематическим планированием;

-Подбор предметов, экспонатов для мини музея;

-Использование в работе роботоконструктора «Kiki»;

-Использование в работе интерактивной обучающей системы «Играй и развивайся» (Кинект);

-Использование ИКТ технологий во время реализации проектов: презентации «Писатели Южного Урала», «Здоровье и доброта – наши лучшие друзья»,  «В мире профессий»,

3 этап

-Собрана картотека игр, презентаций, проектов;

-Создание интерактивного мини-музея;

-Создание и размещение на личном сайте методических разработок, рекомендаций для педагогов и родителей;

-Распространение накопленного опыта на РМО для педагогов ДОУ;

-Проведён мониторинг оценки уровня развития детей;

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).

Новизна опыта заключается в эффективном применении современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной активности дошкольников.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование  новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательную активность детей

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Дошкольный возраст - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира. 

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Технология интегрированного занятия:

Технология интегрированного занятия – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга

Технологии проектной деятельности:

Проектная деятельность - это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Технология исследовательской деятельности:

Технология исследовательской деятельности способствует-     формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Информационно-коммуникационные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Личностно-ориентированные технологии:

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Игровая технология:

Игровая технология – способ обучения с элементами игры, способствующий самореализации и раскрытию творческого потенциала воспитанников. Это метод обучения и воспитания, который полностью соотносится с возможностями дошкольного возраста

Технология «ТРИЗ»:

ТРИЗ представляет собой совокупность методов и приемов, помогающих в решении задач и модернизации систем. Технология использования ТРИЗ применяется для эффективного поиска ответов на самые сложные вопросы, способствует более гибкому мышлению, развитию творческих способностей детей;

Технологии предметно – развивающей среды:

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально культурное    становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

  Подобрана картотека игр по социоигровой технологии, которая активно используется в работе воспитателей. С опытом работы поделилась на РМО воспитателей старших групп.

  В группе создан интерактивный мини-музей. В музее просматривается четыре жанра: музей-экспозиция, музей  лаборатория, музей-игротека, музей-мастерская. Интерактивный  мини  музей  - это целый  мир открытий, интересных и незабываемых экспериментов, в  которых  ребенок познает окружающий мир, а так же способствует познавательной активности детей. Опыт работы по музейной педагогике был транслирован на РМО воспитателей подготовительных групп.

  Программа организации работы по ранней профориентации

детей дошкольного возраста  «Все профессии важны» используется воспитателями ДОУ при планировании работы с детьми.

  Создана картотека методических материалов, куда вошли конспекты занятий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры по ознакомлению детей с профессиями взрослых. Данная картотека используется другими педагогами ДОУ.

  Разработаны проекты «Здоровье и доброта – наши лучшие друзья»,  «В мире профессий», «Писатели Южного Урала»;

  Созданы дидактические пособия «Волшебные круги Луллия» по различным областям, например «Кому, что нужно для работы», «Подбери цифру к предметам», «Кто, где живёт», «Какой формы» и т.п.

  Созданы презентации согласно темам проектов, а так же для занятий по другим областям.

3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

   Проведённая работа доказала и подтвердила необходимость использования современных образовательных технологий в работе с детьми по развитию познавательной активности. Применение современных образовательных технологий даёт положительную динамику роста уровня познавательной активности воспитанников.

Результативность опыта подтверждается тем, что у детей

  • формируется  познавательный интерес к новым видам деятельности;  
  • развивается память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
  • воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике;
  • повышается способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели;

Таким образом, применяя современные образовательные технологии с целью развития познавательной активности у дошкольников можно добиться положительных результатов с детьми. Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении, на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

  Выступления на РМО по обобщению опыта работы по темам:

«Использование социоигровых технологий в работе с дошкольниками», «Музейная педагогика», «Использование проектной деятельности в работе с детьми  (на примере проекта «Здоровье и доброта – наши лучшие друзья)»        

  Выступления на семинарах – практикумах для воспитателей ДОУ) по темам:

«Использование электронно – образовательных ресурсов в ознакомлении детей с писателями Южного Урала».

Технология интегрированного обучения в ДОУ.

Представление проекта «Здоровье и доброта – наши лучшие друзья».

Использование проектной деятельности в работе с детьми  (проект «В мире профессий»)        

 Приняла участие в Муниципальном конкурсе «Лучшее электронное дидактическое пособие в рамках муниципального педагогического сообщества «Инновационные технологии и методики дошкольного образования -1 место.

Участие в Международном конкурсе Интернет-ресурсов педагога «Моя педагогическая копилка - онлайн»  - диплом 1 степени.  

Конкурс «Мастер-Класс» среди педагогов ДОУ по теме технология ТРИЗ дидактическое пособие «Волшебные круги Луллия»  - 2 место.

Участие во Всероссийском интернет - конкурсе «Сайт педагога 2022» - 2 место.

Участие во Всероссийском педагогическом интернет - конкурсе «Творческий воспитатель – 2023».

Открытые занятия для педагогов ДОУ:

«Путешествие по волшебным планетам»,  «По сказам Бажова»,

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикации учебно  - методических материалов  на страницах личного сайта:  https://nsportal.ru/sadikyanova-aliya-rinatovna 

Публикация: Всероссийский педагогический электронный журнал «Современный урок»  - экологический проект в средней группе по теме «Растения»  https://www.1urok.ru/categories/19/articles/60006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

Интеллект-карта как инновационная деятельность

Уникальный и простой метод запоминания информации....

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

дорожная карта инновационной деятельности

план работы по самообразованию...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....