Отчёт по самообразованию в 2022 - 2023 г. на тему: Игровая технология «Блоки Дьенеша»
учебно-методический материал (младшая группа)

Отчет по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 34»

Отчёт

по самообразованию в 2022 - 2023 г.

на тему: Игровая технология «Блоки Дьенеша»

Воспитатель: Давыдкина С.В.

        В этом году темой самообразования была выбрана «Игровая технология «Блоки Дьенеша».

       Анализ перспектив развития дошкольного образования позволил выявить проблемное поле в организации работы по обеспечению интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста. Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности. Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

          Мной была поставлена цель: повышение эффективности интеллектуально-творческой компетенции воспитанников путем создания развивающего образовательного пространства через использование авторской технологии развивающего обучения «Логические блоки Дьенеша», разработки и организации системы воспитательно-образовательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.  

На подготовительном этапе я проанализировала научно-методическую литературу по данной проблеме, провела диагностику имеющихся ресурсов на базе нашего ДОУ. Затем мною были разработаны основные мероприятия, подготовлены соответствующие условия для их реализации. За основу в своей работе я взяла пособие Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками.

Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, предложила ребятам самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Был составлен перспективный план с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Использовался разный дополнительный материал: обручи, игрушки-герои, чудесный мешочек, ведерки, разные по форме коробки и т.д. Во время игровых занятий с детьми детям предлагается  - помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по цвету, форме, размеру, толщине.

На этапе ознакомления со свойствами блоков, составила картотеку простых игр, которые легко запоминаются и используются в разных вариантах.

          Спустя некоторое время стала использовать альбомы. Ребёнок выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным. Накладывая блоки на цветные изображения в альбоме, дети были в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.

В образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов цветов так же дополняла играми с блоками. В ОД по математическому развитию дорабатывала конспекты занятий В. П. Новиковой «Математика в детском саду», где темы перекликались с логическими блоками.  Например, при изучении геометрических фигур, понятий «большой» - «маленький», ориентировки в пространстве и т.д. Также использовала блоки в интегрированных занятиях, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.  Логические блоки использовала в сюжетно-ролевых играх, как предметы заместители, подвижных играх, как ориентиры и в индивидуальной работе.

 Считаю работу в данном направлении результативной, поэтому подготовила и провела мастер-класс с педагогами ДОУ «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми», для педагогов была проведена консультация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» и изготовлены буклеты для личного пользования.

Свою работу планировала в тесном сотрудничестве с родителями. Такое сотрудничество определяет познавательный характер процесса, развитие интеллектуальных способностей детей, обуславливает его результативность. На основании опроса выяснилось, что родители недостаточно осведомлены о современных методиках интеллектуально-творческого развития детей.  Чтобы родители владели информацией по этому вопросу, в ноябре провела консультацию на тему «Логические блоки Дьенеша: учимся играя», где предложила разные варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша. При необходимости проводила индивидуальное консультирование родителей.  Так же изготовила индивидуальные буклеты по игровой технологии «Логические блоки Дьенеша», где родители с удовольствием получили новую информацию об играх в соответствии с возрастом их детей. На итоговом родительском собрании запланирован показ презентации, то чему дети научились в течение года. Я планирую в дальнейшем использовать логические блоки Дьенеша и, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей к этой инновационной форме работы с детьми.

Подведение итогов проведенной работы в конце учебного года позволил сделать следующие выводы:

  • использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления у дошкольников в образовательном процессе, показала устойчивые результаты повышения уровня развития логического мышления детей дошкольного возраста:
  • дети учатся думать, размышлять, а именно анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить;
  • становятся умнее и сообразительнее, удивляют быстротой и гибкостью мышления, умением творчески решать стоящие перед ними проблемы, быть целеустремленными и настойчивыми.

          Надеюсь, что дальнейшая систематическая работа по использованию блоков Дьенеша в разных видах деятельности поможет развить у наших детей аналитические способности, способности к моделированию и конструированию, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Конспект НОД по РЭМП с использованием игровой технологии «Блоки Дьенеша»

Тема: «В поисках Мальвины»Возрастная группа: средняяЦель: создание условий для совершенствования умения анализировать, находить предмет по заданным свойствам.Задачи: 1) образовательная: за...

Конспект ООД с применением игровой технологии «Блоки Дьенеша» «Цвет. Форма. Размер» для детей 3-4 лет.

Закрепление математических представлений детей по разделам «цвет, форма, размер» продолжить знакомить детей с блоками Дьенеша....

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы «В гости к зайчику» С использованием проблемно- игровой технологии Блоки Дьенеша

Логические блоки Дьенеша давно и заслуженно заняли одно из почётных мест среди «правильных», общепризнанных развивающих игр. Это действительно очень эффективный методический материал для в...

Технологическая карта Непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет (с использованием игровой технологии (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)

конспект НООД по ФЭМП с использованием игровой технологии подготовительная группа состав числа из двух меньших чисел, составление задач, классификация по трём признакам отрицания...

Конспект ООД с применением игровой технологии «Блоки Дьенеша» «Цвет. Форма. Размер» для детей 3-4 лет.

В данном материале предоставлен коснпект использование Блоков Дьенеша  в образовательном процессе...