Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. А так как большую часть времени дошкольники проводят в детском саду в процессе воспитательно-образовательной деятельности, то роль педагога в данном вопросе, его слово, личный пример являются весомыми для маленькой личности.
Работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни должна вестись систематически, в тесном сотрудничестве с родителями, руководством ДОО, специалистами (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог, логопед).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_1.docx | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Опыт работы
«Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».
Тема опыта:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ детей младшего возраста
Идея опыта:
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТАПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Структура описания обобщенного педагогического опыта
- Основные характеристики опыта
- Краткая аннотация
- Актуальность опыта
- Условия становления опыта
- Новизна опыта
- Трудоёмкость опыта
- Адресная направленность
- Теоретическая база опыта
- Технология опыта
4. Результативность опыта
5. Список литературы
6. Приложения
Ф.И.О. Григорьева Нина Николаевна
Образование: средне специальное
Челябинское педагогическое училище № 2
Специальность по диплому: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 12»
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 36 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 36 лет:
Квалификация: 1 категория
«От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение , умственное развитие , прочность знаний»
Сухомлинский В.А.
Основные характеристики опыта
Условия формирования опыта.
Одним из видов деятельности нашей образовательной организации является физкультурно-оздоровительное развитие детей, поэтому работая в данном направлении:
1. Изучила новинки методической литературы по теме: «Использование инновационных здоровье сберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».
2. Изучила комплексную образовательную программу дошкольного образования «Детство». (авторы Т.И.Бабаева , А.Г.Гогоберидзе , О.В.Солнцева.
Программу «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста», автор: Н.Н. Ефименко.
3. Имею наработанный опыт по работе с детьми младшего возраста в режиме инноваций.
4.Итоговая диагностика констатировала рост качественных показателей по усвоению образовательной программы в группах образовательной организации, в которых использовала приемы и методы здоровье сберегающих технологий.
Все выше перечисленное и натолкнуло на формирование данного опыта работы по использованию здоровье сберегающих технологий, направленного на укрепление здоровья детей младшего возраста.
1.1. Краткая аннотация
Данный опыт направлен на достижение целей охраны здоровья детей . Как правильно применять здоровье сберегающие технологии в работе с детьми раннего и младшего возраста, так как ранний и младший возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Вначале материала раскрывается актуальность опыта, условия становления опыта, дается определение понятия "здоровье сберегающая технология", раскрываются формы и методы работы по укреплению здоровья детей младшего возраста путем использования инновационных здоровье сберегающих технологий: пальчиковых игр , динамические паузы, , дыхательная гимнастика и другие ее виды.
1.2 Актуальность опыта
Дошкольный возраст - это яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент здоровья. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей и если мы научим детей с самого младшего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоциональное благополучие, создание условий безопасной развивающей предметно-пространственный среды, комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Здоровье одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Поэтому внедрение и реализация здоровье сберегающих технологий в работе с детьми становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если: учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств развития.
Внедрение здоровье сберегающих технологий улучшает психо эмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность. Таким образом актуальность настоящего опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной образовательной организации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей . Одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать образующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
1.3 Условия становления опыта
Опыт работы над темой «Использование здоровье сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста» сложился постепенно. Вся проводимая работа была нацелена на то, чтобы найти разнообразные формы работы с детьми младшего возраста для обеспечения ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые навыки, умения и знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, укрепить здоровье детей, привить любовь к физической культуре и спорту.
1.4 Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сберегающих технологий для сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через:
- внедрение инновационных здоровье сберегающих технологий в работе с детьми;
- использование различных методов и приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей укреплению здоровья детей.
1.5 Трудоёмкость опыта
Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, чувствуется скованность, неуверенность. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.
Для решения данной работы мною были разработаны и составлены:
- картотеки элементов здоровье сберегающих технологий: пальчиковых игр, дыхательной гимнастики, физ-минуток, игровых упражнений, подвижных игр и др.;
- разработаны конспекты НОД с использованием здоровье сберегающих технологий;
- диагностики, направленные на исследование уровня физического здоровья детей;
- анкеты для родителей;
- Проекты для родителей и педагогов «Современные здоровье сберегающие технологии»; »Формирование культурно – гигиенических навыков – первая ступенька к здоровому образу жизни».
Мною оформлены:
- буклеты для родителей «Поможем ребенку быть здоровым»;
- информационная газета «Здоровье ребенка»;
- папка-передвижка: «Ключи к здоровью Вашего малыша»;
- консультативный материал;
- цикл релаксационных игр и упражнений: «Учимся расслабляться»;
- информационные карточки;
- для родителей разработаны консультации, памятки, буклеты;
- разработан Перспективный план по использованию здоровье сберегающих педагогических технологий в работе с детьми раннего возраст ,младшего дошкольного возраста.
1.6. Адресность опыта
Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, которые используя работе с детьми раннего возраста данный опыт, смогут повысить качество работы с детьми, сформировать физические качества, присущие для данного возраста, смогут снизить процент заболеваемости детей. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги - психологи, родители.
Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении НОД, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой основной общеобразовательной программе.
Работа по укреплению здоровья детей с помощью здоровье сберегающих технологий может быть организована с самого раннего возраста, а именно от 1.6 до 3 лет.
Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий
2. Теоретическая база опыта
Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература,
освещающая вопросы здоровье сберегающих технологий, используемых в работе с детьми раннего возраста, а также вопросы физического воспитания, задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.
Т.И. Осокина выделяет такие задачи:
1. Охрана жизни.
2. Укрепление здоровья.
3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
4. Повышение работоспособности.
В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья.
2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.
3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.
М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.
Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.
Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.
Необходимость использования здоровье сберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.
В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в работах В.И. Ковалько «Здоровье сберегающие технологии», Н.К. Смирнова «Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе педагога» и других педагогов, Гаврючиной Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ.
Здоровье сберегающие технологии.
Здоровье сберегающие технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и их родителей.
В настоящее время в работе с детьми я использую следующие виды здоровье сберегающих технологий:
- технология сохранения и стимулирования здоровья
- технология здорового образа жизни
- коррекционные технологии.
Реализация этих технологий осуществляется мной в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.
Формы организации здоровье сберегающей работы:
- непосредственно образовательная деятельность физкультурной направленности;
-самостоятельная деятельность детей
- подвижные игры
- элементы дыхательной гимнастики
-утренняя гимнастика
-двигательно-оздоровительные физкультминутки
-релаксация
-пальцеигротренинг
-гимнастика пробуждения
3. Технология опыта
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми раннего возраста я использую здоровье сберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, дыхательную; НОД, я тем самым повышаю результативность образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
В начале учебного года я провожу мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга я использую: метод наблюдений, дидактические и подвижные игры, физические упражнения соответствующие возрасту детей.
Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровье сберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровье сберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы младшего возраста, картотеками упражнений, подвижный игр, физических упражнений, конспектами и дидактическими играми. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку я организую, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в результате её выставляю перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.
В группе я создала уютную обстановку, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки здоровья»и т.д.).Таким образом, проанализировав вышесказанное, я с уверенностью могу сказать о создании здоровье сберегающей среды в группе.
Проведение с детьми младшего возраста непосредственно образовательной деятельности по развитию движений два – три раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются в образовательной деятельности в группе. Эта работа организуется и проводится в различных игровых формах. (Приложение)
Работа педагогов является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребёнка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.
Важнейшим ежедневным занятием с детьми младшего возраста, которые организую я - подвижные игры – средней и малой подвижности. Предусмотренные планированием игры я провожу как на утренних, так и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н.Теплюк «Игры на прогулке с малышами» способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья малышей. (Приложение)
Закаливание детей младшего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур: босохождение, контрастное закаливание, обливание рук до локтя и др.
Большое внимание я уделяю использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.
В нашей группе созданы педагогические условия здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества малышей; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровье сберегающего процесса в своей возрастной группе. В образовательной деятельности с детьми я применяю различные здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок - настолько он и развит. (Приложение)
Ежедневно в своей работе я использую следующие здоровье сберегающие технологии:
1. Пальчиковые игры проводятся ежедневно в любой удобный отрезок времени. Его провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Я считаю, что пальцеигротреннинг полезен всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.
3. Игровую оздоровительную гимнастику (гимнастику пробуждения) провожу по 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс ввожу упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки. Для профилактики я попросили каждого родителя изготовить коврик с нашитыми на него пуговицами (индивидуально для каждого ребёнка). Детям очень нравится ходить по такому коврику. Пуговицы достаточно хорошо массажируют ступни детей, укрепляют связочный аппарат и мышцы стопы, так же данное упражнение корректирует плоскостопие, что немаловажно - на мой взгляд, это очень полезная процедура.
4. Дыхательную гимнастику так же провожу ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.
Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей я стараюсь разумно сочетать оздоровительные и образовательные задачи, что обеспечивает развитие детей не в ущерб здоровью. Для себя я определила цель: формировать у детей мотивы самосохранения, развивать привычку думать и заботиться о своём здоровье.
Для достижения поставленной цели, я формирую навыки ухода за телом; создаю условия для закаливания; формирую навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даю представление о функциях тела; учу детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрирую значимость правильного отношения к здоровью.
В группе провожу упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно - двигательного аппарата. (Приложение).
Как показывает наша практика, все выше перечисленные методы мне очень помогают в работе с детьми, поэтому и в дальнейшем необходимо их использовать.
Особое внимание я уделяю ежедневным проветриваниям помещения, соблюдению температурного режима, чистоте в группе, хорошей освещенности, стараюсь создавать спокойную, доброжелательную обстановку, большое внимание уделяю обязательным ежедневным утренним и вечерним прогулкам, организуя их с высокой двигательной активностью, так как все это является важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей раннего возраста.
Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребёнка в детский сад мы строим совместную работу, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Работа осуществляется в тесном контакте со старшей медицинской сестрой, которая консультирует родителей по интересующим их вопросам: «Ваш ребёнок идёт в детский сад», «Особенности развития и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста», «Адаптация к детскому саду» и многие другие. Я провожу родительские собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы. Совместно с советом родителей привлекаем родителей к участию в жизни группы, Кроме этого для педагогической просвещенности родителей, провожу различные формы работы с ними, это и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, беседы, консультации, большое внимание уделяю наглядной агитации: ежемесячно выставляются папки-раскладушки, папки-передвижки, выпуски ежемесячного группового журнала «Будь здоров»,информационные стенды семинары-практикумы, буклеты, устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают мне выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.
С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей физического здоровья, познакомить с данными статистики.
Главная цель в работе с родителями– помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей физического здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.
В результате взаимодействия родители осознают важность укрепления у детей физического здоровья, владеют методами и приёмами, становятся активными участниками в работе по укреплению здоровья детей, что позволяет достичь более высокого уровня физического здоровья детей.
Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.
Таким образом, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
- Результативность опыта
Вся проводимая мной работа с детьми.
Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.
Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год)
2021 г | 2022 г | 2023 г |
20,6 | 18,0 | 15,5 |
Группы здоровья
Группы | 2013 | 2014 | 2015 |
1 гр. здоровья | 5 – 31% | 3 – 17% | 4 – 22% |
2 гр. здоровья | 7 – 44% | 11 – 61% | 12 – 67% |
3 гр. здоровья | 4 – 25% | 4 – 22% | 1 – 6% |
4 гр. здоровья | ___ | ____ | 1- 6% |
Всего детей: | 16 | 18 | 18 |
Уровень физического развития детей за три года:
2021 | 2022 | 2023 |
100% | 94% | 100% |
Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровье сберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровье сберегающей среды, а также использование здоровье сберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня
.
Литература
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
- Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
- Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
- Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
- Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
- Овчинникова Т.С. Двигательныйигротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
- Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
Приложение 1
Диагностические тесты.
Для детей 3-4 лет.
Физические качества | Критерии | |
I. Выносливость | 1. Бег | Бег на 10м. |
На выносливость | ||
С изменением темпа (направления, с барьером, змейкой) | ||
2. Ходьба | На носках, на пятках | |
В полуприседе | ||
Босиком (трава, песок, гравий) | ||
3. Прыжки | На 2х ногах (вместе, врозь). | |
Продвигаясь вперёд | ||
Через предметы (h 5-10см.) | ||
2.Сила | 1.Метание | Набивного мяча 1кг. |
В даль (правой, левой рукой) | ||
2.Прыжки | В длину с места см. | |
В высоту с места см. | ||
3.Отжимание | На спине | |
4.Вис | Углом | |
На 2х руках | ||
3.Гибкость | 1. наклон туловища | На полу, вперёд, стоя, сидя |
Повороты туловища | ||
Наклоны туловища | ||
4.Ловкость | 1.Бег | По кругу взявшись за руки |
За предметом или с ним | ||
По прямой и извилистой дорожке | ||
2.Подлезание, лазанье | По гимнастической скамье приставным шагом | |
Пролезание в обруч (грудью, боком) | ||
Ползанье на четвереньках по скамье назад | ||
3.Бросание, ловля | Катание мяча с горки и бег за ним | |
Бросание мяча вверх и ловля его | ||
Бросание мяча о землю и ловля 2-мя руками | ||
5.Координация движений | 1.Динамическое равновесие | Пройти по верёвке прямо (h 6-10см.) |
По доске (h 25см) и пролезть в обруч . | ||
Ходьба с переступанием (h 20см. | ||
2.Акробатические упражнения | Мышка, Аист, Лошадка | |
3.Метание в цель | Метание горизонтальную цель 1-ой рукой | |
Метание мяча снизу в цель (1,5-2м.) | ||
Метание в движущую цель |
Для детей 4-5 лет.
Физические качества | Критерии | |
I. Выносливость | 1. Бег | Бег на 30м. |
На выносливость | ||
В быстром темпе (15-20мин.) | ||
2. Ходьба | В темпе ускорения | |
В полуприседе | ||
С преодолением препятствий | ||
3. Прыжки | Подскоки на месте (20 раз) | |
Продвигаясь вперёд 3м. | ||
С ноги на ногу | ||
2.Сила | 1.Метание | Набивного мяча 1кг. |
В даль (правой, левой рукой)3,5-6,5м. | ||
2.Прыжки | В длину с места (см). | |
В высоту с места (см). | ||
Высоту с разбега (см) | ||
3.Отжимание | На спине (кол.сек.) На руках (кол.раз) | |
4.Вис | Углом | |
На 2х руках | ||
3.Гибкость | 1. наклон туловища | На полу, вперёд, стоя, сидя |
4.Ловкость | 1.Бег | Со сменой ведущего |
Преодоление полосы препятствий | ||
Бег с увёртыванием | ||
2.Подлезание, лазанье | По гимнастической лестнице приставным шагом | |
Пролезание между перекладинами лестницы | ||
Пролезать под верёвку(h =60см). | ||
3.Бросание, ловля | Катание мяча в цель (1,5-2м.) | |
Бросание мяча вверх и ловля его (6 раз) | ||
отбивание мяча о землю и ловля 2-мя руками (стоя на месте) | ||
5.Координация движений | 1.Динамическое равновесие | Пройти по верёвке прямо , по кругу и обратно(h 8-10см.) |
Пройти по скамье до середины развернуться и обратно | ||
Ходьба по скамье с переступанием через предметы (h 40-50см.) | ||
2.Акробатические упражнения | Крокодил, Воробей | |
3.Метание в цель | Метание горизонтальную цель правой, левой рукой (2,5м.) | |
h=мишени 1,5м., расстояние1,5-2м.метание правой, левой рукой | ||
Метание в движущую цель |
Для детей 5-6 лет.
Физические качества | Критерии | |
I. Выносливость+++ | 1. Бег | Бег на скорость30м |
На выносливость | ||
2. Ходьба | В присяде | |
В полуприсяде | ||
С преодолением препятствий | ||
3. Прыжки | Прыжки с продвижением вперёд (с предметом и без) | |
Прыжки на 1-ой ноге, толкая другой предмет | ||
С ноги на ногу с продвижением (4-6м.) | ||
2.Сила | 1.Метание | Набивного мяча 1кг. |
В даль (правой, левой рукой) предметов разной формы и массы | ||
2.Прыжки | В длину с места см. | |
На предмет ( 40 см.) | ||
Высоту с разбега (30-50 см.) | ||
3.Отжимание | На спине (кол.сек.) | |
На руках (кол.раз) | ||
4.Вис | Углом | |
На 2х руках, на 1-ой | ||
На перекладине | ||
3.Гибкость | 1. наклон туловища | На полу: вперёд, стоя, сидя |
Повороты туловища | ||
Наклоны туловища | ||
4.Ловкость | 1.Бег | Бег прыжками |
Бег с выполнением задания | ||
Бег с предметами (мяч, скакалка) | ||
2.Подлезание, лазанье | По пластунски (4-5м.) | |
Пролезание через препятствия | ||
Пролезать в обруч (боком, снизу, прямо). | ||
3.Бросание, ловля | Бросание мяча (вперёд, снизу, от груди, через голову) | |
Бросание мяча вверх и ловля его 1-ой рукой | ||
отбивание мяча о землю и ловля 2-мя руками 10раз (стоя на месте) | ||
5.Координация движений | 1.Динамическое равновесие | Ходьба с закрытыми глазами (3-5м) |
Ходьба по наклонной (ускоренным шагом) | ||
Повороты на носках (вправо, влево на 180,* 360*,)в быстром темпе, руки на поясе | ||
2.Акробатические упражнения | Ножницы, Гусеница, Паук | |
приложение 2
Индивидуальная карта
Физической подготовленности ребёнка
Фамилия, Имя (ребёнка)_____________________________________________
Возраст на дату обследования________________________________
Дата обследования_________________________________________
Наименование показателя | Единица измерения | Результат |
Показатели двигательной активности во время тестирования | ||
Время бега на 10 м схода | с | |
Время бега на 30 м со старта | с | |
Время челночного бега (3 х 10 м) | с | |
Бег на выносливость: дистанция; продолжительность | м мин. | |
Длина прыжка с места | см | |
Длина прыжка с разбега | см | |
Высота прыжка вверх с места | см | |
Прыжки через скакалку | количество | |
Дальность броска набивного мяча весом 1 кг из-за головы, стоя | см | |
Бросок теннисного мяча | м | |
Подбрасывание и ловля мяча количество | количество | |
Отбивание мяча от пола | количество | |
Статическое равновесие | с | |
Подъем из положения лежа на спине | количество | |
Наклон вперед из положения стоя на скамейке | см | |
Показатели двигательной активности на физкультурных занятиях | ||
Объём (количество движений) | Движения | |
продолжительность | Мин. | |
интенсивность | Движения, Мин. | |
Объём (количество движений) | Движения | |
продолжительность | Мин. | |
интенсивность | Движения Мин. |
Приложение 3
Модель двигательного режима
детей в МДОУ № 12
№ п/п | Виды занятий | Особенности организации |
1 Физкультурно-оздоровительные занятия | ||
1.1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность - 10 - 12 мин. |
1.2 | Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз) | Ежедневно в течение 7 - 10 мин. |
1.3 | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, длительность - 3 - 5 мин. |
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20 - 25 минут. |
1.5 | Дифференцированные игры-упражнения на прогулке | Ежедневно во время вечерней прогулки, длительность - 12 - 15 мин. |
1.6 | Прогулки - походы в лес или близлежащие парк (пешие, лыжные) | 2 - 3 раза в месяц, во время, отведённое для физкультурного занятия, организованных воспитательных игр и упражнений, длительность - 60 - 120 мин. |
1.7 | Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, подгруппами по 5 - 7 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность - 3 - 7 мин. |
1.8 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Хождение по массажным дорожкам. | 2 - 3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъёма детей, длительность - не более 10 мин. |
1.9 | Логоритмическая гимнастика | 2 раза в неделю, подгруппами, длительность 12 - 15 мин., проводится логопедом |
2Учебные занятия | ||
2.1 | По физической культуре с использованием элементов психогимнастики. | 3 раза в неделю, подгруппами, подобранными с учётом уровня детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). |
3 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя в зале и на воздухе. Продолжительность её зависит от индивидуальных особенностей детей. |
4Физкультурно-массовые занятия
| ||
4.1 | Неделя здоровья (каникулы) | 2 раза в год (в начале января и в конце марта) |
4.2 | Физкультурный досуг | 1 – 2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной – двух групп, длительность30 -50. |
4.3 | Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде | 2 – 3 раза в год, внутри детского сада или совместно с выпускниками д/с , длительность 50 - 90. |
4.4 | Игры-соревнования между возрастными группами | 1 – 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность – не более 60 мин. |
5.Внегрупповые – дополнительные виды занятий
| ||
5.1 | Кружки по видам физических и спортивных упражнений \ритмика\ | По желанию родителей 2 раза в неделю (35 – 45 мин.) |
6.Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи | ||
6.1 | Домашнее задание | Определяются воспитателем |
6.2. | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ. | Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дня здоровья; посещение открытых занятий. |
Приложение 4
Приложение 5
Современные здоровье сберегающие технологии,
используемые в МБДОУ «д/с № 12»
Виды здоровьесбе- регающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Руководитель физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Руководитель физического воспитания, музыкальный руководител, воспитатель |
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Приложение 6
Родительское собрание
Тема:"Здоровье ребёнка в наших руках".
Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях.
Предшествующая работа:
2. Анкетирование родителей.
3. Проведение анализа состояния здоровья воспитанников.
Приложение 7
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Какое место занимает физкультура в вашей семье?
1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (да, нет)
7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Мама (да, нет), папа (да, нет), дети (да, нет), взрослый вместе с ребенком (да, нет) Регулярно, нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (да, нет)
11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет, иногда)
14. Гуляет ли ваш ребенок один, без взрослых? (да, нет, иногда)
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- подвижные игры
- спортивные игры
- настольные игры
- музыкально-ритмическая деятельность
- просмотр телепередач
- конструирование
- чтение книг
Приложение 8
КРУГЛОГОДИЧНАЯ ЦИКЛОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация деятельности | Ответственные | Сроки |
1.Оздоровительные мероприятия | М/сестра, воспитатели | Ежедневно |
2.Реабилитационные мероприятия | Инструктор ЛФК, массажист | Ежедневно |
3.Физическое развитие | Инструктор по физ.культуре, воспитатели | Ежедневно |
4.Профилактические мероприятия | М/сестра, врач, инструктор по физ.культуре, воспитатели | Ежедневно |
5.Санитарно-гигиенические мероприятия | Воспитатели, мл.воспитатель | Ежедневно |
6.Научно-методические мероприятия | Ст. воспитатель | По годовому плану |
7.Контроль за выполнением программы | Ст. воспитатель, заведующий | По годовому плану |
8.Обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями | Ст. воспитатель, заведующий | По годовому плану |
ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(На месяц)
Организация деятельности | Ответственные за контроль | Сроки |
1.Анализ показателей здоровья и физического развития. | Врач, ст. медсестра | Сентябрь, Декабрь, Апрель |
2.Выборочная диагностика. | Ст. воспитатель, инструктор по физкультуре | Сентябрь, Февраль, Май |
3.Организация физкультурно- оздоровительных мероприятий. | Ст. медсестра, Ст. воспитатель, заведующий | Ежемесячно |
4.Выполнение санитарно- гигиенического режима. | Ст. медсестра, Ст. воспитатель, заведующий | Ежемесячно |
5.Организация питания. | Врач, ст. медсестра | Ежемесячно |
6.Анализ физкультурного занятия /во всех группах/. | Ст. воспитатель, заведующий | Ежемесячно |
7.Состояние предметно-развивающей среды, пригодность оборудования. | Ст воспитатель, инструктор по физкультуре | Сентябрь, Февраль, Май |
8.Анализ планирования физкультурно- оздоровительных мероприятий. | Ст.воспитатель | Ежемесячно |
9.Работа с семьёй по пропаганде здорового образа жизни. | Воспитатели групп, старший воспитатель, врач | Ежемесячно, по годовому плану |
10.Коррекционная работа с детьми. | инструктор по физкультуре, инструктор ЛФК | Ежемесячно |
11.Организация досугов и праздников. | инструктор по физкультуре, воспитатели | Ежемесячно |
12.Организация «Дня здоровья». | инструктор по физкультуре, воспитатели | 1 раз в квартал |
13. Методическая работа с кадрами. | Ст. воспитатель | По годовому плану |
Циклограмма работы на неделю
Организация деятельности | Ответственные за контроль | Сроки |
1.Анализ выполнения плана по детодням. | Ст. медсестра | Ежедневно |
2.Выполнение санитарно-гигиенического режима. | Ст. медсестра, заведующий | Ежедневно |
3.Выполнение нории питания, организация питания в группах. | Ст. медсестра, заведующий, ст. воспитатель | Ежедневно |
4.Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. | Ст. воспитатель | По плану |
5.Оказание консультативной помощи родителям. | Заведующий, врач | По плану, в случае необходимости |
6.Проведение лечебно-профилактических мероприятий. | Ст. воспитатель, заведующий | По плану |
Двигательный режим ( мин ) ( 1-ой младшей группы)
Форма работы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утренняя гимнастика | 4-5 | 4-5 | 4-5 | 4-5 | 4-5 |
Физкультурное занятие | 15 | 15 | 15 | ||
Музыкальное занятие | 15 | 15 | |||
Подвижные игры (не менее двух в день) | 6-8 | 6-8 | 6-8 | 6-8 | 6-8 |
Спортивные упражнения: с мячом; обручем; верёвкой | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 | 3-5 |
Игры с подгруппами детей | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 |
Индивидуальная работа по физическому развитию | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 | 2-3 |
Физические упражнения после сна, воздушные процедуры | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Игры-забавы | 2-3 | 2-3 | 2-3 | ||
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 15 мин | ||||
Самостоятельная двигательная деятельность | 30 | 30 | 30-45 | 30 | 30 |
ИТОГО | 69-77 | 67-74 | 54-77 (69-92) | 67-74 | 69-77 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Консультация для педагогов «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через физическое воспитание и здоровьесберегающие технологии»
Консультация по здоровьесбережению...
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5
Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...
Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...
Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»....
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...