Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности
статья

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Основными её целями являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Музыкально-ритмические занятия в ДОУ помогают вовлекать и пробуждать интерес ребенка к деятельности вообще, активизируют мышление. Комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют формированию положительных качеств личности, влияют на умственную деятельность, на формирование произвольного внимания, развития памяти, ведь каждое задание необходимо понять, осознать и правильно выполнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._psihologo-ped_korrektsiya.docx16.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Корякина Е.Н., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»

Психолого-педагогическая коррекция личностной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством музыкально-ритмической деятельности

Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Основными её целями являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Музыкально-ритмические занятия в ДОУ помогают вовлекать и пробуждать интерес ребенка к деятельности вообще, активизируют мышление. Комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют формированию положительных качеств личности, влияют на умственную деятельность, на формирование произвольного внимания, развития памяти, ведь каждое задание необходимо понять, осознать и правильно выполнить.

Коррекция нарушений осуществляется путем участия воспитанников в различных видах музыкальной деятельности: слушания, пения, музыкально–ритмических движений.

Слушание музыки является ведущим видом и лежит в основе всех других. Воспитанники учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.

Важным направлением в коррекционной работе детей с ОВЗ является пение, в процессе обучения которому, формируется как вокальная, исполнительская культура, так и коррекция отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Пение развивает коммуникативные способности, оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние воспитанника, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей нормализуется психо-эмоциональное состояние, расслабляются психомоторные зажимы, закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальные игры, песни–инсценировки, импровизация движений на музыкальные темы и музыкально–ритмические упражнения также благотворно влияют на детей с данными особенностями. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

 В этот раздел творчества входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию, способствует развитию выразительности их движений, побуждают включаться в коллективную деятельность, помогают проявить себя как личность и доставляют огромную радость.

Все виды музыкальной деятельности используются в работе музыкального руководителя на занятиях, в календарно-тематических праздниках. На занятиях воспитанники слушают классическую музыку: «Гений XX века» (о творчестве Д. Шостаковича), «Времена года» (знакомятся с творчеством П. И. Чайковского), «Мы и музыка», «Здоровье и музыка». Очень интересны и познавательны занятия по русскому народному творчеству: «Народное творчество-народная мудрость», где воспитанники знакомятся с пословицами, поговорками, загадками и народными песнями, играют на народных инструментах. В конце каждого занятия рекомендовано проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, для чего использовать такую «музыку», как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д. На каждом занятии необходимо проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, что развивает речь, снимает усталость и способствует созданию радостной атмосферы.

Календарно-тематические мероприятия (праздники) способствует развитию как психических процессов, так и творчества, музыкальных способностей.
Музыкально-ритмические движения на празднике — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя перед публикой (на импровизированной сцене), что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, воспитанник ощущает себя творческой социально значимой личностью. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы.

Итак, положительная роль музыки на занятиях и на праздниках заключается в том, что они позволяют каждому воспитаннику с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии, также это способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста

Игры и упражнениядля развития и коррекциипознавательной сферыдетей дошкольного возрас...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста посредством арт-терапевтических техник

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинает­ся очень рано и происходит постепенно, в том числе в процес­се осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого ...

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...