ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
картотека (старшая группа)

Картотека Фонопедических упражнений по методу В.Емельянова

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ


Фонопедические упражнения «Осень»

по методу В. Емельянова №1

Идет Осень по лесу, шуршит листвой. Дети произносят

«шур... шур...» и «скользят» ладонями друг о друга.

Прикоснется Осень рукой к березке, Делают crescendo

пожелтеют листья и запоют свою песенку, и diminuendo на

звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на

усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони

сложены вместе, наступает тишина.

Прикоснется к рябинке, Делают crescendo и

покраснеют листочки, diminuendo на звук [о].

запоют свою радостную песню.

Заденет осинку, Делают crescendo и

красные листья запоют. diminuendo на звук [э]

Взмахнет руками Осень, Делают crescendo и

завоет ветер. diminuendo на звук [у].

Затрепещут, задрожат Произносят «ш-ш-ш…», подняв

Листья на деревьях, руки вверх и легко встряхивая кистями.

Полетят на землю Произносят «п-п-п…»,

разноцветным дождем. постепенно опуская руки


Фонопедические упражнения №2

Петушок пшеницу серпом сжал, Дети произносят «ших-ших...», резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал, Произносят «ш-ш-ш...»

на продолжительном выдохе, вращая кулачками перед грудью.

Обмолотил Произносят «т-т-т,

ты-ды, ты-ды!», ударят кулачками по коленям.

На мельницу свозил. Цокают язычком,

подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Ветер летит, крылья мельницы вертит. Делают glissando вверх и

вниз на звук [у],

показывая его высоту рукой.

Получилась мука хороша, легка. Произносят « #1087;...»,

делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Петушок из муки напёк пироги Руками «пекут

пирожки», произнося слог [ля] в высоком регистре.

Вот они – на столе стоят, с пылу, Произносят «пых...

с жару пыхтят. пых...», стараясь не

поднимать плечи и активно работая

диафрагмой, руки на поясе.


Фонопедические упражнения «Перед дождем» № 3

Заунывный ветер гонит Дети делают crescendo и

Стаю туч на край небес. diminuendo на звук [у].

Ель надломленная стонет, Делают штро-бас на связках

на звук [а].

Глухо шепчет темный лес. Тихо и долго произносят

«пата-пата-пата...» на одном дыхании

.На ручей, рябой и пёстрый,

Поднимают руки и произно-

За листком летит листок.

сят короткие звуки [а], на-

чиная с самого высокого и постепенно

опускаясь к самому

низкому, показывая вы-

coтy звука мягкими взмаха-

ми кистей рук.

Над струей, сухой и острой,

На одном дыхании произно-

Набегает холодок.

сят звук [у], делая голосом

волну, glissando вверх и вниз

и показывая движение звука

рукой.

Полумрак на все ложится;

Делают glissando на звук [у]

сверху вниз.

Налетев со всех сторон,

Произносят «кар, кар...»

С криком в воздухе кружится

очень громко в разных

Стая галок и ворон.

регистрах.

Н. Некрасов


Фонопедические упражнения «Листочек» № 4

Подул на листочек ветерок. Дети делают продолжительный

равномерный выдох,

покачивая поднятыми

вверх руками..

Задрожал листочек. Произносят «бл-л-л...» на

одном дыхании,

встряхивая кистями рук.

Оторвался от веточки и полетел, Произносят «п... п...», активно

работая диафрагмой

и постепенно опуская руки.

Закружился в воздухе. Делают glissando вверх и

вниз на звук [у], показывай

его высоту рукой.

Упал в лужицу. Делают glissando на звук [у]

с самого высокого до самого

низкого регистра,

опуская руку вниз.

Застучал по лужице дождик. Произносят «па-па-па...» в

высоком регистре.

Лужа становилась все больше Делают crescendo и

и больше diminuendo на звук [о], разводя

руки в стороны и

приближая ладони друг к другу.

А листочек поплыл по ней, Тянут звуки [о], [а], [у] в

как кораблик. среднем регистре на продол-

жительном выдохе.


Фонопедические упражнения

по методу В. Емельянова № 5

Поет вьюга свою песню. Дети произносят звук [о] с

разной динамикой на одном

дыхании. Ставят руки перед

грудью, развернув ладони

друг к другу. Когда руки разводят

в сторону, звук становится

громче; когда приближают

друг к другу, затихает.

Завывает ветром Тянут звук [у], пропевая его

в разных регистрах на одном

дыхании и показывая высоту

звука рукой.

Кружит снегом Звук [а] произносят то

выше, то ниже, делая

glissando и показывая рукой

вращения.

Метёт по земле позёмку Делают руками движения,

как при плавании, произнося

при этом звук [ш]

и штро-басс.

Стучится в окна. Произносят коротко и остро

в разных регистрах «тук,

тук.,.», показывая указательным

пальцем высоту звука.


Фонопедические упражнения «Метель»

по методу В. Емельянова № 6

Свистели метели, Дети делают glissando от

низкого регистра к верхнем

у на звук [у].

Летели снега, Делают glissando от высокого

регистра к низкому

на звук [о].

Стелила постели большая пурга. Делают glissando на звук [и]

то вверх, то вниз, показывая

высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые,

«острые» звуки [а] в разных

регистрах по показу воспитателя.

И было метелям всю ночь То усиливают звук, разводя

не до сна. руки в стороны, то затихают,

приближая ладони друг к

другу, на одном дыхании

пропевая разные гласные.


Фонопедические упражнения «Напугаем медведя»№ 7

Охотники уехали Дети цокают языком.

из стойбища на оленях.

Вернулись тихонько назад так, Произносят «ших... ших...»,

что медведь их не заметил. «скользя» ладонями друг о друга.

А мишка пришел, как всегда, Произносят «р-р-р’…показы-

за сушеной рыбой, вая пальцы-«когти».

стал детей пугать.

Тут охотники выбежали

ему навстречу.

У каждого в руке — Произнося короткие, «острые»

головешка от костра, звуки [а] в высоком регистре.

шипит, сверкает. и [ш] в низком.

Медведь бросился в одну сторону, «Гавкают» в разных

в другую — всюду охотники, регистрах.

собаки, огонь.

Вся шкура медведя стала

в черных пятнах. Но хуже

всего медведю пришлось,

когда один из охотников горящей головешкой его

по носу ударил.

И нос стал черным. Делают gllssando звук [у]

Взвыл медведь от боли. сверху вниз.

Фонопедические упражнения

по методу В. Емельянова № 8

Поет вьюга свою песню. Дети произносят звук [о] с

разной динамикой на одном дыхании. Ставят руки перед грудью, развернув ладони друг к другу. Когда руки разводят в сторону, звук становится громче; когда приближают друг к другу, затихает.

Завывает ветром Тянут звук [у], пропевая его

в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

Кружит снегом Звук [а] произносят то

выше, то ниже, делая glissando и показывая рукой вращения.

Метёт по земле позёмку Делают руками движения,

как при плавании, произнося при этом звук [ш] и штро-басс.

Стучится в окна. Произносят коротко и остро

в разных регистрах «тук, тук...», показывая указательным пальцем высоту звука.


Фонопедические упражнения «Метель»

по методу В. Емельянова № 9

Свистели метели, Дети делают glissando от

низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега, Делают glissando от высокого

регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга. Делают glissando на звук [и]

то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые,

«острые» звуки [а] в разных регистрах по показу воспитателя.

И было метелям всю ночь То усиливают звук, разводя

не до сна. руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.


Фонопедические упражнения

по методу В. Емельянова № 10

Идет девочка по улице, снег Дети произносят «Ш...Ш...Ш...», под ногами скрипит. хлопая ладонями по коленям. Ветер дунет на деревья, на кусты, Делают glissando на звук [у]

вверх и вниз, показывая ег

о высоту рукой.

Полетят снежинки с веточек. Пропевают короткие звуки

[а] в нисходящем движении.

Мимо едет сосед на санях, Цокают язычком.

Скрипят полозья. Продолжительно выдыхают

Цокают копыта коня. на звук [с], «скользя»

ладонями друг о друга.

Едет мужичок в лес, Произносят «ба-бах!»: на 1-й

дровишек нарубить. слог как можно более низким

голосом, опустив руки с пальцами,

сжатыми в кулаки,

на 2-й резко поднять руки и

выкрикнуть «бах» в самом

высоком регистре.

По бокам дорожки сугробы Усиливают звук и затихают,

большие наметёны. пропевая по очереди гласные

[а], [о], [э], [ы], то разводя

руки в стороны, то приближая

ладони друг к другу.

Замолкают, когда ладони

соприкасаются.

Несёт Рукодельница Произносят звук [а] в низком

вёдра на коромысле, качаются регистре на связках.

ведёрки, поскрипывают.

Опустила ведро в колодец. Делают glissando на звук [у]

сверху вниз.

Вода внизу только булькнула. Произносят «бл-л-л...» в разных

регистрах


Фонопедические упражнения «Снежинка»

по методу В. Емельянова № 11

Туча мягко покачивалась, Дети делают glissando

баюкала снежинок. на звук [а] в диапазоне

терции вверх и вниз.

Налетал ветер и катал тучу по небу. Делают glissando на

звук [у] от самого нижнего

звука до самого верхнего.

Проснувшись, снежинки прыгали Пропевают короткие

с тучи и летели на землю. звуки [а] в разных

регистрах.

Метель поднимала снежинки Делают glissando на

и кружила их быстро-быстро. звуки [а], [о], [у]

вверх-вниз.

Ветер, расшалившись, Произносят «а ах!»:

то опускал их вниз, то поднимал вверх. 1-й звук в низком

регистре,

а 2-й в самом высоком.

Фонопедические упражнения «Кто как кричит» № 12

Корова мычит. Дети произносят «му-у!..» в

низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»: 1-й слог

высоким голосом, 2-й и 3-й низким.

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь

с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи...»

в разных регистрах.

Крякает утка, Пропевают «кря-кря-кря!»,

Зовет своих малюток. произнося 1-й и 2-й «кря» в низком

регистре, а 3-й

как можно в более высоком.


Фонопедические упражнения «В лесу»

по методу В. Емельянова № 13

Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а...»

штро-бас на связках.

Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у!..», делая

glissando снизу вверх

от самого низкого

до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш...» на

продолжительном выдохе.

Падают на землю острые Произносят короткие «а, а, а...»

иголки с елок. в разных регистрах с показом

высоты звука рукой.

Квакают на лесном Произносят «квааа...» в низ-

болоте лягушки. ком регистре.

Зудят комары. Пропевают «з-з-з...», делая

glissando вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!»: 1-й слог

самым низким голосом, а 2-й самым высоким.

Фонопедические упражнения «Ракета» № 14

Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш...».

Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и

вниз на звук [а].

Проверяем радио. Произносят короткие, и острые

звуки [у] в разных регистрах.

Воспитатель показывает

высоту звука рукой.

Включаем двигатель. Произносят звук [р] и враща-

ют кулачками перед грудью.

Воспитатель

Внимание! Внимание!

Отправляемся в полет!


Фонопедические упражнения по стихотворению

«Весна» С. Данилова № 15

Тики-таки! Чок-чок! Дети проговаривают словосочетания

Чей стрекочет каблучок? «Динь-динь!» и «Кап-кап!»

Это звонкая капель! по нисходящей звуковой

Это март или апрель? линии и показывают движение

рукой сверху вниз

Тики-таки! Чол-чол! Произносят «Чап-чап!» в низком

Кто там по снегу прошел? регистре, поочередно ударяя

Тики-таки! Снег осел, ладонями по коленям.

Грач веселый прилетел!

Тики-таки! Чоли-чек! Подражают щебету птиц, сами

Налился водою снег! выбирая, голосом какой птицы

Лучезарная весна они будут петь.

Птичьим щебетом полна.

Тики-таки! Чиви-чок! Произносят «бл-л-л...»,

Голубеет ручеек! быстро работая кончиком языка.

Вдаль уносит, чир-лили,

Самоделки-корабли.

Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна» № 16

Полюбуйся: весна наступает, Дети пропевают на «ля» вос-

ходящее мажорное трезвучие.

Журавли караваном летят, Пропевают «курлы, курлы...

в верхнем регистре.

В ярком золоте день утопает, Делают crescendo и

diminuendo на одном звуке

[а], то разводя руки в стороны,

то приближая ладонь друг к другу.

И ручьи по оврагам шумят. Пропевают «бл-л-л...» в среднем

и высоком регистрах.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют —

посмотри! Пропевают «ш-ш-ш...» и водят

указательным пальцем по ладони.

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари. Подражают голосам птиц.

И. Никитин


Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили» № 17

Дили-дили, дили-дили! Дети произносят «динь-динь!..» на

Колокольчики будили разной высоте в высоком регистре.

Всех жуков, Произносят «ж-ж-ж...» на

продолжительном выдохе.

Пауков Произносят «х! х!...» на коротком,

энергичном выдохе.

И веселых мотыльков. Делают glissando легким, нежным

звуком вверх и вниз на гласную [у].

Дили-дили, дили-дили! Произносят «динь-динь!..» на разной

Колокольчики будили высоте в высоком регистре.

Всех зайчат, Произносят «бл-л-л...» в высоком

регистре на длительном выдохе.

Всех ежат, Произносят «ф... ф...» резко выдыхая,

энергично работая диафрагмой.

Всех ленивых медвежат. Произносят «р-рр...». пропевая

восходящие трихорды.

И воробушек проснулся, Произносят «чик-чирик!» в

разных регистрах.

И галчонок встрепенулся. Произносят «кра! кра!» очень

громко в среднем регистре.

Дили-дили, дили-дили! Произносят «динь-динь!..» на

разной высоте в высоком регистре.

Встали все, кого будили. Кричат «Ура!» и поднимают руки.

В. Данько

Фонопедические упражнения «Утро» № 18

Солнышко сказало: Дети пропевают «аа-а...» на легато,

— Мне пора взойти! поднимаясь от нижнего звука к

верхнему.

Травка зашептала: Произносят «ш-ш-ш...» на длитель-

Мне пора расти! ном выдохе.

Пчелы загудели: Пропевают «ж-ж-ж...», делая

— Мед пора собрать! glissando в пределах терции в сред-

нем регистре.

Птицы загалдели: Пропевают «чик-чирик!..» в высоком

— Летать, летать, летать!., и среднем регистрах.

В. Данько


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Пособие по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ».

В пособии по работе над интонацией «Интонационно-фонетическая гимнастика. Вопрос-ответ» представлены интонационно-фонетические упражнения, направленные на воспроизведение удивленного ...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...