Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
материал (старшая группа)
Обсуждение взглядов родителей, педагогов и преподавателей на значение семьи в жизни ребенка в дошкольный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
(подготовительная к школе группа)
Цель: обсуждение взглядов родителей, педагогов и преподавателей на значение семьи в жизни ребенка в дошкольный период.
Форма проведения: практикум, дискуссия.
План проведения
- Вступительное слово.
- Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».
- Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.
- Анализ стереотипов родительского поведения.
- Игровое упражнение «Закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».
- Поиск ответов на вопросы на основе примеров из произведений детских поэтов.
- Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
- Подготовительный этап
- Приглашение на собрание школьного психолога или учителя начальных классов.
- Оформление наглядности к заданию № 2.
- Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе».
- Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
- Этап проведения практикума
Ведущий. Наша встреча носит название «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». В чем видится каждому из присутствующих проблема дискуссии на данную тему? (Высказывания родителей.)
Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свой выбор.
(На столах лежат:
- черная полоска – сильное беспокойство;
- синяя полоска – умеренное беспокойство;
- красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.) От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего
самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Высказывания родителей.)
Обратите внимание – на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
- Физическое здоровье ребенка.
- Развитый интеллект ребенка.
- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение ребенка считать и читать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Хорошая память и внимание.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Воспитатель. Задание родителям.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.
(Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению. По итогам выполненного задания следует организовать короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителя школы.)
- Продолжение практикума
Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика.
«Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговори с ним о школе – тускнеет...»
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
- «Вот пойдешь в школу, там тебе...», « Ты, наверное, будешь двоечником!..» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)
– А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.
Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу (можно передавать какой-либо предмет из рук в руки):
- С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы...
- С началом школьной жизни ребенок все больше становится...
- Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит...
- Главное в учебной деятельности ребенка - это...
- Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как...
- В моем понимании, хорошо учиться – это...)
– А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.
Таня-неумелочка
Есть такая девочка –
Таня-неумелочка.
И чулочки и сапожки
Надевают ей на ножки.
Все могла бы делать Таня,
Только нет у нас старанья.
Вот какая девочка -
Таня-неумелочка.
– Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам. Позиция гиперопеки – делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр., может принести впоследствии массу неприятностей и родителю, и самому ребенку.)
Ссора
Ты меня заобижала.
А скажи – зачем?
Леденец в руке зажала.
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек.
Крошечку просил,
Осторожно уголочек
Я бы откусил.
Ну и что ж,
Что он английский -
Этот леденец.
Был тебе я другом близким.
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижала,
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора.
Молока бы ей из кружки
В блюдце б я налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл.
И. Токмакова
– Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)
Один дома
Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь,
Может в кухню схожу.
За столом посижу.
К чаю пряники есть.
Но не хочется есть...
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу.
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Папа с мамой в кино
Очень-очень давно...
И. Токмакова
– Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)
- Подведение итогов родительского собрания
Можно предложить в завершение собрания использовать прием «Полезный совет».
Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
Проект решения родительского собрания
- Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
- Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п.).
- Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.
- Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.
- Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-195733-1364103730.jpg)
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"
Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"
Родительское собрание в подготовительной группе "Семья на пороге школьной жизни"...
Протокол родительского собрания "Семья на пороге школьной жизни"
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Цель данного родительского собрания: формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1018366-1520176245.jpg)
Конспект родительского собрания. Семья на пороге школьной жизни.
Материал для родителей. Большой объём информации полезной и нужной не только для родителей о подготовке детей к школе, но и для самих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338699-1383991357.jpg)
Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099193-1546943095.jpg)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Современная школа предъявляет к ребёнку повышенные требования: придя в первый класс, ребёнок должен уметь читать, считать, решать простые задачи, писать графический диктант. Как определить, готов ли в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-882354-1485176775.jpg)
Методическая разработка родительского собрания «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА» (Для родителей детей подготовительной группы)
Методическая разработка родительского собрания«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»(Для родителей детей подготовительной группы)...