Технология составления карт памяти как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
материал
Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года-2025"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №21»
Опыт работы воспитателя
Козиной Эльвиры Анатольевны
по теме:
«Технология составления карт памяти
как средство интеллектуального развития дошкольников»
2025 год
(2 слайд) Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги. Я представляю вам выступление из опыта работы «Технология составления карт памяти или интеллект - карт как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Замечали ли вы, что после беседы с детьми, или объяснения новых знаний одни дети помнят, о чем шла речь, а другие нет? А слушали то все внимательно. И как найти что-то похожее на крючок, который способен удерживать знания в памяти ребенка?
Теми самыми крючками служат образы или ассоциации. Например, когда мы чувствуем запах пирожков, то что сразу вспоминаем? (дом бабушки и свои летниеканикулы, проведенные у нее).
Или при слове море? (мы слышим его звук, вспоминаем запах солнцезащитного крема и даже ощущаем зной на своей коже)
В поисках таких крючков и способов обработки и запоминания информации и думая о том, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его личностное и познавательное развитие, я открыла для себя интересный метод, который теперь успешно использую в образовательной деятельности с детьми. Это метод интеллектуальных карт или карт памяти, как их еще называют, позволяющий сделать обучение детей и наглядным, и словесным, и практическим.
(3 слайд) Одним из лучших описаний этого метода, на мой взгляд являются слова Константина Дмитриевича Ушинского «Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
(4 слайд) Дошкольное образование берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка, которые основаны на инициативе и самостоятельности детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов. Поскольку в детских садах используется системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт.
(5 слайд)Почему именно эта технология, спросите вы.Потому чтоинтеллектуальное картирование способствует повышению познавательной активности детей. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, такт как в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты еще можно назвать визуализацией мышления.
(6 слайд) Цель моего опыта - развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности детей дошкольного возраста путем создания интеллект – карт или карт памяти.
(7 слайд) С задачами вы можете ознакомиться на слайде
Новизна метода заключается в том, что интеллект-карты способны освоить дети с разными возможностями. Интеллектуальное картирование универсально в применении и доступно для детского восприятия, с ним легко работать, не требуется долгой предварительной подготовки. При заполнениикарты памяти дети проявляют инициативу, выбирают сами способ работы (рисунок, коллаж, условные обозначения и т. п.).
Эта технология основывается на наглядно - образном мышлении ребенка, с его помощью развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
(8 слайд) Автором теории интеллект - карт в 60-е годы прошлого столетия стал Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. А в мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.
Использование этой технологии в работе педагога может идти по следующим направлениям – повышение собственной профессиональной компетентности в данной сфере (планирование и реализация собственной педагогической деятельности) и использование интеллект-карт в работе с детьми, как метода, направленного на развитие познавательной сферы дошкольников.
Основной «секрет» интеллект-карт прост - это ассоциация, то есть связь нескольких объектов. Вспомнив один образ, или увидев предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы.
Именно поэтому я использую в своей работе инновационный метод составления интеллектуальных карт.
(9 слайд) Для успешной реализации инновационного проекта мною были разработаны этапы работы: подготовительный, основной, заключительный.
(10 слайд) На подготовительном этапе было проведено диагностическое обследование, которое выявило проблему интеллектуального развития детей.
На основном этапе осуществляется деятельность по решению задач.
На заключительном этапе проведем диагностику и выявим эффективность использования технологии интеллектуального картирования.
(11 слайд) Знакомство малышей с новой технологией я начала с изготовленных мной заранее простейших карт памяти с 2 – 3 ветками (стрелками); с игр, в которых к нам приходили «зашифрованные» послания от героев знакомых сказок. Дети разукрашивали готовые интеллект-карты, получали представление о том, что о любом предмете или «явлении» можно рассказать картинками. Далее мы продолжили составлять карты более обширно.
Затем начали составлять карты совместно в образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию, в режимных моментах. В ходе работы у детей проявлялся интерес к созданию карты. У многих возникло желание рассказать о зиме по карте «Времена года», когда мы работали с ней. Во время совместной работы, дети учатся договариваться, слышать друг друга, распределять обязанности, планировать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность.
Изучая тему «Транспорт» - дети познакомились с различными видами транспорта и закрепили знания по карте, которая применялась в течении всей тематической недели. Для детей картирование становится интересной игрой, яркие красочные картинки, сочетание рисования и аппликации привлекают всех, каждый ребенок переживает ситуацию успеха.
(12 слайд) Готовые работы размещаем в уголках для родителей, чтобы они видели результат детского творчества.
(13 слайд) Свой опыт работы я транслирую коллегам: сначала я познакомила их с новой технологией, проведя консультацию «Использование интеллектуальных -карт в ДОУ»
(14 слайд) Затем провела педагогический час «Как помогают интеллектуальные карты в работе воспитателя ДОУ».
(15 слайд) А на мастер – классе «Применение технологии картирования в работе с дошкольниками» педагоги научились составлять карты памяти.
(16 слайд) Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка? Не секрет, что дома, дети большую часть времени проводят у компьютера и телевизора. Постоянно донося до родителей информацию об опасности компьютерных игр, я предложила, как альтернативу развивающие игры с применением интеллектуальных карт в условиях семьи. На родительском всеобуче я подробно рассказала родителям об уникальном методе Т. Бьюзена. Познакомила их с методикой составления интеллектуальных карт. Постаралась донести значимость данного метода и привлечь к составлению интеллектуальных карт.
В заключении хочу сказать, что в результате использования интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, опора на наглядность способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей, грамматического строя речи и формирует предпосылки к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
"Игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки...
Использование дидактических игр, как средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста
laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»...

Консультация для воспитателей по теме: «Круги Луллия как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Развивающее обучение...

Палочки Кюизенера как полифункциональное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера...

Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
