Отчет по самообразованию на тему «Развитие сенсорных эталонов у детей 4 – 5 лет посредством использования палочек Кюизенера»
материал (средняя группа)

Кузьмина Ольга Владимировна

Одним из путей развития сенсорных эталонов у детей является  использование дидактических игр с использованием палочек Кюизенера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Кузьминой Ольги Владимировны

на тему «Развитие сенсорных эталонов у детей 4 – 5 лет посредством использования палочек Кюизенера»

за 2024 – 2025 учебный год

Целью моей работы по самообразованию в 2024 – 2025  году  было: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме «Развитие сенсорных эталонов у детей 4 – 5 лет посредством использования палочек Кюизенера».

 В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта других педагогов;

- разработать картотеку игр с палочками Кюизенера для детей 4-5 лет;

- способствовать развитию сенсорных эталонов  у детей посредством игр и упражнений с палочками Кюизенера:

-  знакомить родителей с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера».

Основой познания и формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие.  Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве. 

Одним из путей развития сенсорных эталонов у детей является  использование дидактических игр с использованием палочек Кюизенера.

В процессе  работы по самообразованию, я изучила следующую литературу: 

  1. Комарова Л.Д.        «Как работать с палочками Кюизенера?».
  2.  Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико – математическое развитие дошкольников».
  3. Михайлова З.А., Одинцова О.Ю., Хлопотнева В.В. «Игровые методики развития детей  3 – 7 лет».
  4. Новикова В.П.        «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».
  5. Поддъяков Н.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду».

Используя данную литературу, я изучила методику использования дидактического материала – палочек Кюизенера, выделила игры и упражнения, занятия по обучению детей дошкольного возраста на материале комплекта цветных палочек Кюизенера.

Прежде чем начать занятия с детьми, я дала им возможность рассмотреть палочки и тщательно наблюдала за тем, как дети играют с ними: выкладывают узоры, конструируют.  Уже в ходе этих игр дети сделали собственные открытия: полосок много и они разных цветов; есть полоски одинакового цвета, а есть – разного; одни полоски длиннее, другие короче.

Затем предлагала детям игровые упражнения подготовительного этапа, в ходе которых дошкольники выделяли признаки, по которым сравнивали полоски: цвет и длину. Например, «Отбери все синие палочки», «Найди самую длинную палочку» и др.

В дальнейшей  работе с детьми я способствовала:

  1. Усвоению у детей эталонов цвета.  Для этого я использовала в работе с детьми игровые упражнения «Строим дорожки», «Ленточки в подарок», «Подбираем ленточки к фартучкам» и др.
  2.  Формированию измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, высоте). Для этого были использованы игры, «Лесенка высокая и лесенка низкая», «Заборы низкие и высокие» и др.
  3. Закреплению знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора). Для этого были использованы  игровые упражнения  «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник».
  4. Формированию умения конструировать из палочек по схеме, например «Дом и мебель для матрёшки», «Собачка» и др.

При использовании пособий  «Дом с колокольчиком», «Посудная лавка» дети соотносили палочки по цвету, длине, расположению, выкладывали из палочек различные силуэты.

Мною разработана картотека игр и занятий с палочками Кюизинера,  проведены занятия, на которых дети знакомились с новым пособием, на последующих занятиях играли с ним: строили домики, лесенки, геометрические фигуры, закрепляли цвета; сравнивали по длине и высоте и др.

Также я проводила работу с родителями:

  1. Консультация для родителей «Развитие сенсорных эталонов у детей. Цветные палочки Кюизенера».
  2. Оформление папки – передвижки «Играем с палочками Кюизенера».

Таким образом, в результате реализации плана  работы по самообразованию дети совершенствовали  и развивали сенсорные эталоны, логическое мышление, познавательные способности, а также мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

Проблема: Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что математический опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Причины проблемы:Недоста...

Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего возраста"

Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталанов у детей раннего возраста"...

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»

Презентация «Развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера в группе детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет»...

План самообразования по теме «Развитие сенсорных эталонов у детей 4 – 5 лет посредством использования палочек Кюизенера»

laquo;Палочки Кюизенера»  хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность....

Доклад по теме: Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...