Теоретическая работа по организации консультаций с педагогическим коллективом
статья

Королева Мария Владимировна

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Одна из таких форм - косультации с педагогическим коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_rabota_po_organizatsii_konsultatsiy.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическая работа

на тему: «Организация консультаций с педагогическим коллективом как средство развития творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации»

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретисеское обоснование эффективности организации консультирования педагогов        5

1.1 Понятие консультации        5

1.2 Классификация консультаций        8

1.3 Понятие творческой активности        11

1.4 Способы развития творческой активности        13

Заключение        15

Список используемых источников        16

Введение

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация.

По пункту 3.2.6 Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования в целях эффективной реализации программы должны быть созданы условия для

  1. Профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
  2. Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его реализации) [1].

Таким образом ФГОС ДО требует проведения консультаций с педагогическими работниками и членами администрации.

Актуальность: в обществе всегда остро стоит вопрос повышения уровня образования, любой родитель хочет, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого необходимо повышать квалификацию педагогов, развивать их умения и навыки, поэтому необходимо проводить регулярную методическую работу, в частности консультации с педагогическим коллективом.

Объект: процесс развития творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации.

Предмет: развитие творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации посредством организации консультаций.

Цель: теоретическое обоснование эффективности организации консультирования педагогов дошкольной образовательной организации как средства развития их творческой активности.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие консультации и её классификацию;
  • Определить периодичность консультаций;
  • Рассмотреть понятие творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации;
  • Определить способы развития творческой активности педагогов дошкольной образовательной организации.

Глава 1.

Теоретическое обоснование эффективности организации консультирования педагогов

Понятие консультации

Консультация - форма методической работы в дошкольной организации, которую проводят для повышения компетенции педагогов, поэтому начать изучение стоит с понятия методической работы.

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом [2].

В детских садах сложились определенные формы повышения квалификации воспитателей, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей.

Задача заведующей и старшего воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Существует ряд форм проведения методический работы:

  • Педагогический совет;
  • Консультирование;
  • Семинары и семинары-практикумы;
  • Открытый показ;
  • Деловые игры;
  • «Круглый стол»;
  • Творческие микро-группы
  • Работа над единой методической темой
  • Самообразование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов: это консультации индивидуальные и групповые, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Значение слова «компетентность» раскрывается в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Итак, компетентность, так необходимая старшему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, которые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная консультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности. Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

Однако эффективность консультации будет достигнута при соблюдении определенных условий. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут.

В ходе консультации используется метод дискуссии.

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения [7].

Особенности дискуссии:

  • предполагает конструктивное взаимодействие,
  • поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

В заключительном слове кратко анализируются выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Классификация консультаций

Виды консультаций, описанных в современной литературе:

  • диалог;
  • парадокс;
  • по опорным словам, с элементами изложения;
  • практикум;
  • тренинг;
  • инструктаж;

Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.

Консультация-парадокс с запланированными ошибками.

Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

  • обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;
  • ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения);
  • отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.

Консультация по опорным словам, с элементами изложения.

Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т.д.

Слушателям излагают материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной) появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Через определённое заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои мини-изложения. Все слушают, уточняют понимание того или иного утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант изложения.

Консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).

Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Консультация – инструктаж используется для освоения информационных технологий.

В чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

Понятие творческой активности

Работа воспитателя ДОО характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельствам.

Творческая активность – свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна [4].

Творческая активность педагога определяется как способность личности максимально использовать свои знания и умения при решении творческих, педагогических или других задач, совершенствуя процесс и результат решения. Развитие творческой активности оказывает благотворное влияние не только на способность к принятию нестандартных решений, к самостоятельному поиску и переработке информации - оно затрагивает и духовную сферу личности, поскольку «всякий творческий акт имеет нравственное значение, будь то творчество познавательных или эстетических ценностей» [7].

Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности.

Место для творческого поиска и самостоятельного разрешения проблемы всегда должно оставаться, иначе учебная деятельность может потерять интерес для обучающихся вследствие своей механистичности, которой отличаются задания, выполняемые строго по установленному образцу и предполагающие единственное верное решение.

Центральным моментом в деятельности педагога является процесс принятия педагогических решений, где можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. По тому, как подготавливаются, принимаются и выполняются педагогические решения, можно судить о реальной силе практического мышления учителя и своеобразии его педагогического искусства. Рассматривать данный аспект без наличия у педагога оригинальности, изобретательности, творческой жилки, нетрадиционного подхода не представляется возможным. Поэтому необходимо соотносить «продукты» мышления учителя с его творческим потенциалом. К творческому же аспекту можно отнести способность свободно и быстро изменять способы деятельности в зависимости от складывающихся условий, способность твердо отстаивать принятые решения.

Таким образом, творческий потенциал учителя развивается как способность к созданию новшеств в педагогической деятельности, а также как своеобразная способность творчески относиться к себе, своему труду, к взаимодействию со школьниками, к решению проблемных ситуаций.

Способы развития творческой активности

Создание творческой обстановки в педагогической деятельности и в ходе образовательного процесса с целью развития творческой познавательной и профессиональной активности и успешности учителя возможно, при соблюдении следующих рекомендаций:

  • содействовать устранению внутренних препятствий творческим проявлениям (помочь обрести уверенность во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, избавиться от боязни сделать ошибку, натолкнуться на критику окружающих);
  • воздерживаться от категоричности и оценок, не препятствуя тем самым свободному размышлению над какой-либо проблемой;
  • поддерживать живость воображения и в то же время «дисциплинировать» его, обсуждая новые предложения;
  • повышать возможности новых ассоциаций и связей в творческом процессе (использование неочевидных сравнений и сопоставлений, поддержка спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении);
  • создавать условия для умственной разминки (совместный групповой поиск решений, выполнение упражнений по освоению новой непривычной ситуации);
  • помогать видеть смысл, общую направленность собственной и совместной с кем-либо творческой деятельности, принимать творческую деятельность (решение творческих задач) как развитие собственных способностей, потенциальных внутренних резервов (открытости, восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия всего окружающего).

Определяющее влияние на развитие творческой активности личности оказывает сочетание таких параметров среды, как низкая степень регламентации поведения, информационная обогащённость и представленность образцов креативного поведения.

На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью: заданий практикума, обладающих креативной ценностью; создания ситуаций сотрудничества на разных этапах обучения; вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной площадке и апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности.

Заключение

Таким образом, было определено понятие консультации, а также выделены её виды, с целью рассмотрения эффективности их влияния на процесс развития творческой активности

Успешность педагогического процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива. Таким образом творческой атмосфере в дошкольном учреждении способствует активная, поставленная на научную основу деятельность воспитателей. Именно они должны показывать пример детям в стремлении овладеть новыми знаниями и поддерживать их в стремлении развиваться в самых разных направлениях.

Список используемых источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  2. Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста. Вып. 4, Ч. 1. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование» – Азов, 2014. – 143 с.
  3. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
  4. Василенко, Н.О. Формы организации методической работы в учреждении дошкольного образования: метод. рекомендации / Н.О. Василенко, Л.Н. Котенева. - 2-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2012. - 91 с.
  5. Волобуева Л. М. Новое в организации методической службы детского сада / Волобуева Л. М. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - № 1.- С.10-21
  6. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие /. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 86 с
  7. Губина М.В. Методы и приёмы развития творческой активности учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
  8. Дильдина, Н.А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Н.А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 102 с.
  9. Котелкина, Г.А. Инновационно-методическая работа с педагогическими кадрами в условиях дошкольной гимназии-школы / Г.А. Котелкина // Учит. журн. - 2012. - № 1. - С. 88.
  10. Климентьева З.А. Организация методической работы в детском саду. //Современное дошкольное образование и коррекционная педагогика: теории, инновации, опыт: Сборник статей и методических материалов международной НПК. 29 мая 2013г. / Под ред. В. Габдулхакова, С. Башиновой. – Казань: КФУ, 2013. 151с.
  11. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОО: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с
  12. Стрельченко, Г.К. Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями / Г.К. Стрельченко // Методист. - 2012. - № 6. - С. 65-68.
  13. Савостьянова, Татьяна Викторовна. Методический кабинет дошкольного учреждения нового поколения / Татьяна Савостьянова, Любовь Колбасова // Детский сад от А до Я. - 2013. - № 2 (62). - С.133-140
  14. Соловова, Надежда Алексеевна. Управление методической работой ДОО: от традиций к инновациям / Н. А. Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 8.- С.40-46
  15. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ΙⅤ Международной научной конференции – Уфа: Лето, 2013 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация итоговой аттестационной работы "Делегирование полномочий в управлении педагогическим коллективом в организации предметно-развивающей среды ДОУ"

Представлена тема, актуальность,цель,задачи, гипотеза, пути и средства организации работы с педагогическим коллективом в создании предметно-развивающей среды...

Детский сад для дошколят «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллектива МАДОУ №9 «Росинка» 2014-2015 учебный год

изучения состояния систем менеджмента качества образования  и удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг....

Консультация для педагогического коллектива

Консультация для педагогического коллектива Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников с ТНР»...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)

Проект «Важней всего погода в ДОУ»(нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом)...

«Конфликтологическое консультирование, как форма работы по регулированию конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ»

Деловая атмосфера в коллективе - важная составляющая часть хорошей, плодортворной работы. Что делать, если конфликт возник? Как правильно разрешить, найти пути выхода?...

«Конфликтологическое консультирование, как форма работы по регулированию конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ»

Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука расс...