Педагогические условия формирования познавательной направленности личности дошкольников
статья (старшая группа)

Работа по формированию познавательной направленности личности дошкольников главным образом осуществляется на занятиях. Поэтому становится важным организовать деятельность на занятиях так, чтобы данный процесс носил систематический характер и был направлен на достижение наилучших результатов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования познавательной направленности личности дошкольников

Работа по формированию познавательной направленности личности дошкольников главным образом осуществляется на занятиях. Поэтому становится важным организовать деятельность на занятиях так, чтобы данный процесс носил систематический характер и был направлен на достижение наилучших результатов.

В настоящее время под деятельностью на занятиях понимается такая деятельность, которая обязательно планируется, организуется на основе требований ФОП, соответствует образовательной программе, базируется на системно-деятельностном подходе, включает в себя личностно-ориентированные технологии обучения.

Иными словами, реализация образовательного процесса, лежащего в основе занятий, происходит по ходу освоения основных программ по каждому разделу, направленных на формирование универсальных учебных действий, представляющих собой, по мнению
И.Р. Рязанцевой, обобщенные действия, благодаря которым учащиеся способны ориентироваться и в различных предметных областях, и понимать структуру самой учебной деятельности, в том числе осознавать ее целевую направленность, ценностно-смысловые и операциональные характеристики .

Как отмечает Н.В. Грачева, формирование познавательной направленности личности дошкольников на уроке зависит от следующих факторов:

  • учебный процесс имеет практическую направленность;
  • формируются надпредметные способы учебной деятельности;
  • рационально используются средства обучения (учебники, пособия, технические средства);
  • используется игровая форма занятий при условии лучшего выполнения образовательных целей .

Познавательная направленность личности дошкольника представляет собой интегративный комплекс качеств, с одной стороны, характеризующих его как личность и его деятельность, с другой стороны деятельность его должна быть активно направлена на получение новых знаний об окружающей действительности. Этот комплекс личностных качеств, отражает: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевую направленность, выраженную стремлением доводить начатое дело до конца, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение переносить и использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, организаторские умения, умение найти дополнительную информацию, работать с книгой.

Самостоятельность наивысшего уровня достигается в том случае, когда характер деятельности приближается к логике научно-исследовательской работы, что свидетельствует ее о творческом уровне. Однако последний проявляется при наличии соответствующей организации учебной деятельности. В связи с этим значимым становится принцип креативности, который помогает не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе изложения воспитателем новых знаний, но и их творческому преображению.

В современной дидактике организационные формы деятельности, внеурочную подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.

Фронтальное обучение подразумевает управление воспитателем учебно-познавательной деятельностью всех учащихся, работающих над единой задачей, одновременно. В процессе фронтальной работы учащиеся сотрудничают друг с другом, а единый для всех темп работы задает педагог. Ее успешность и результативность также зависит от умения создать творческую обстановку для коллективной деятельности детей, удерживать их внимание и активность. Однако при фронтальной работе не учитываются индивидуальные особенности детей, что может привести к отставанию от темпа работы одних, и, наоборот, для других данная работа может показаться скучной.

Групповые формы обучения, включающие звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые формы, также подразумевают управление учебно-познавательной деятельностью учащихся учителем. Деятельностью учебных групп педагог может руководить как непосредственно, так с помощью учащихся, назначенных при учете мнения учащихся на роль звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

В коллективных способах обучения обучение осуществляется путем общения в «парах», группах, когда каждый учит (проучивает) каждого. Это может быть: взаимопередача текстов, решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка), взаимные диктанты, выполнение упражнений в парах, работа по вопросам к тексту. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения, умножения, что помогает вторичному закреплению материала.

Развитию познавательной направленности личности младших школьников способствует разнообразие форм обучения, в частности, нетрадиционные занятия:

  • урок-КВН: «КВМ– Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки ... » (по чтению) и др.;
  • ypoк-соревнование при обобщении материала: «Брейн-ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;
  • рок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;
  • урок-путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие.

Способствуют формированию познавательной направленности личности дошкольников различные методы: проблемный; игровой; метод проекта.

Методы проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения. Кроме проблемно-диалогического обучения необходимо часто обращаться к игровым методам.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету предметная дидактическая игра.

Педагоги часто используют разнообразные предметные дидактические игры. Например, по окружающему миру «Рассели животных в домики», «Чьи детеныши?», по математике и русскому языку– «Домино», «Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло», по чтению «Какое слово лишнее?», «Цепочка слов», «Назови одним словом» и многие другие. Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают «правила в стихах». На занятиях обучения грамоте можно использовать стихи на каждую букву алфавита, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты. Кроме обычных кроссвордов можно использовать кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Также дошкольники очень любят слушать сказки. На занятиях, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, в урок включаются учебные сказки. Например, при изучении знаков «больше», «меньше» используется сказка о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу.

В процессе обучения дошкольников все более широкое применение находит метод проекта. Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К занятиям по теме курса дети готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) школьники научатся готовить их сами: «Мое любимое число», «Говори и пиши грамотно», «Поделки из бумаги», книжка-малышка «Мои колыбельные песни», «Сколько должен весить портфель», «Полезна или вредна жвачка» и др.

В рамках предметных кружков дошкольники могут заниматься изготовлением наглядных пособий или раздаточного материала для учебных занятий. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Это могут быть такие темы: «Как улучшить качество питьевой воды в садике?», «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в садике и семье», «Состав популярных детских напитков и проблемы здоровья», «Отношение к животным у жителей нашего района». Подобные темы могут стать темами исследовательских проектов учеников.

Таким образом, в результате анализа научных исследований было выяснено, что деятельность на занятиях является обязательным компонентом ФОП дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.

Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой на сегодня. Трудолюбие рассматривается...

Выступление на педагогическом совете: «Формирование нравственных качеств личности дошкольников в игре» (из опыта работы)

Поскольку ведущим  видом детской деятельности  является игра, то, используя ее разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности дошкольников:-...

Спортивная среда как условие формирования гендерной культуры личности дошкольника»

Материал содержит примерные конспекты занятий по физической культуре для девочек и для мальчиков....

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...