Консультация: «Организация РППС в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие»
консультация
Консультация: «Организация РППС в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Организация РППС в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие»
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
- опыт художественно-творческой деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом уголки оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к нему и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
В уголках книг необходимо разместить:
- детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,
- тематические альбомы,
- книжки-самоделки,
- портреты писателей,
- подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов,
- «говорящие книги».
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (например: писатели о животных, сказки и рассказы о зиме, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
В уголках театрализованной деятельности должны присутствовать:
- Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
- ширма;
- наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
- театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);
- персонажи с разным настроением;
- материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
- готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
- атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
- уголок ряженья
Уголок изобразительной деятельности включает в себя:
- произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др;
- наглядно-дидактические пособия;
- произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;
- бумага разного формата, разной формы, разного тона;
- достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки);
- наличие цветной бумаги и картона;
- достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации;
- бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.);
- место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей;
- место для сменных выставок произведений изоискусства;
- альбомы – раскраски;
- наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки.
В уголках музыкальной деятельности размещается:
- детские музыкальные инструменты;
- магнитофон;
- в аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы;
- альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
- картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях;
- электромузыкальные игрушки с наборами мелодий;
- звуковые книжки и открытки;
- музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные);
- музыкально - дидактические игры;
- музыкально - дидактические пособия.
Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. В нашей группе каждый ребенок может найти для себя любимое занятие. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры; дети прекрасно знают, где взять бумагу и краски, где находятся музыкальные инструменты, физкультурное оборудование, костюмы и украшения для инсценировки любимой сказки. Есть уголок уединения, где можно посмотреть картинки в любимой книге, помечтать и просто посидеть и отдохнуть.
Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Создавая предметно-развивающую среду, надо учитывать период обучения, сезонность. Так,
- осенью группу украшает вытинанка с мотивами осенних ягод и листьев, поделки из осеннего природного материала, букет из осенних листьев;
- зимой в группе на окнах вытинанки с зимними мотивами, украшенная елка, силуэты зимних домов, сделанные из бумаги педагогами и детьми
- весной оформляется огород на окне, группа украшается цветами, выполненными воспитанниками.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. При работе над проектами, результаты их отражаются в предметной среде.
В нашей группе созданы условия для художественно-эстетической деятельности: имеется «Театральный уголок», где детям предоставлены разные виды театра; пальчиковый, настольный, кукольный. Дети свободно могут взять любого героя сказки или мультфильма и поиграть с ними.
В комнате оформлена «Библиотека «Светлячок». Яркие, красочные книги и иллюстрации привлекают детей, они с удовольствием рассматривают картинки в книжке, пытаются подражать персонажам той или иной сказки. Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаем их внимание на красочные яркие элементы росписи сарафана, головного убора, на сапожки петушка, отмечаем в иллюстрациях и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха. С целью ознакомления ребят с эталонами «красивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие картинки из книжек и обсудить их с ними.
Предметом совместного эстетического переживания могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни. Так в нашей группе мы создали «Уголок народного творчества», где выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, росписи, матрешка, калейдоскопы, яркие раскраски, поделки, сделанные самими детьми и др. Совместно с педагогом или по желанию ребенка можно рассмотреть предмет, потрогать его, обратить внимание на его красоту, для чего принадлежит, от куда он появился у нас. Дети-исследователи и творцы, поэтому им очень интересно от куда же у нас в уголке появился этот предмет. А еще дети очень внимательны, они сразу замечают на изменившуюся обстановку в группе или появление нового предмета: например, яркий коврик на полу или ваза на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одежда малыша.
В групповой комнате создан «Уголок художественного творчества». Дети очень любят рисовать, лепить. Поэтому им предоставлена эта возможность проявить свое творчество, взяв в руки карандаш, фломастер, пластилин. Но не только этими инструментами могут воспользоваться дети. В уголке есть и цветная бумага, и краски, и ватные палочки, диски, трубочки и многое другое оборудование. Вместе с детьми мы создаем коллективные работы и украшаем ими нашу группу или прихожую.
В группе имеется «Музыкальный Уголок», где находятся музыкальные инструменты; барабан, дудочки, колокольчики, шумелки, свистульки и др. Дети очень любят импровизировать, петь и танцевать под звон любимого инструмента.
Все уголки имеют подписи и содержат разнообразный материал, пособия, игры. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни. С этой целью мы организовываем пространство в ДОУ так, чтобы оно воспитывало в детской душе красоту, пробуждало эстетические чувства, способствовало творческим проявлениям. Огрехи ремонта и сама архитектура группы обыгрывается росписью на стенах, корректным размещением мебели. Художественно-творческая деятельность дарит детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок стремиться снова и снова в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Предлагаю детям, а не навязываю, помогаю, а не заставляю их. А чтобы помочь ребенку найти себя, предлагаю ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Таким образом, можно сделать выводы:
Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыка, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.
Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.
Художественно-эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых.
Для всестороннего развития используются различные уголки активности детей.
Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»
В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...

«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка»
Сообщение по теме«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 летМБДОУ ДС...

«Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до 5 лет МБДОУ ДС 38 г. Кузнецка» Презентация.
Презентация к публикации «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4лет и с 4 до ...

Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...

КОНСПЕКТ организации образовательной деятельности "Весна в лесу" с детьми 6-7 лет по направлению «Художественно - эстетическое развитие» (тематический модуль «Художественное творчество»)
Данный учебный материал поможет специалистам по изодеятельности и воспитателям старших групп повысить свой профессиональный уровень в овладении знакомых и новых методов и технологий индиви...
Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья....
