«КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
учебно-методический материал (старшая группа)

Игнатьева Любовь Александровна

Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Её суть заключается в том, что детям предлагается задача из области практики – реальная ситуация, возникшая в реальной компании, которая требует решения на основании применения полученных знаний и умений для поиска наиболее эффективного решения.

Поиск решения проблемы способствует развитию реализуемых в жизни знаний и умений воспитанников, в том числе коммуникативные навыки и, так называемые, soft skills (гибкие навыки): умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликтов, умение убеждать и искать компромиссы и др. Это является значимым, так как согласно новым стандартам, дети должны самостоятельно открывать для себя знания, поскольку только познавательная активность, живой творческий исследовательский ум позволят развиваться и совершенствоваться. Так какой же этот кейс должен быть?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10»

Методическая практика

воспитателя старшей группы

«КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

        

Выполнила: Игнатьева Л.А.

Направление: речевое

Группа: старшая

Воспитатель: Игнатьева Любовь Александровна

Форма самообразования: индивидуальная.

Цель: внедрение в активную практику системы работы по речевому развитию дошкольников посредством кейс-технологии.

Задачи:

  • изучить и проанализировать методическую литературу по использованию кейс-технологии;
  • разработать и применить на практике ряд мероприятий, направленных на коррекцию речевого развития у детей;
  • подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
  • пополнить РППС в группе (картотеки кейс-ситуаций, альбом фото-кейсов, кейс-иллюстраций);
  • привлечь родителей (законных представителей) к образовательной деятельности в ДОУ;
  • проанализировать и распространить результаты применения кейс-технологий среди коллег посредством проведения открытых занятий с детьми, выступления на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты:

У воспитателя:

  • повышен уровень теоретических и практических знаний и умений;
  • освоена новая кейс-технология в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
  • родители (законные представители) заинтересованы в образовательной деятельности детей и активно способствуют поиску информации воспитанниками;
  • свои достижения и результаты о применении кейс-технологии представлены коллегам на педагогическом совете.

У детей:

  • Динамика речевого развития у детей старшего дошкольного возраста;
  • Научатся выявлять проблемные ситуации, происходящие вокруг него, правильно принимать решения через обсуждение со сверстниками;
  • Дети и родители активно сотрудничают в решении проблемной ситуации, что способствует установлению доверительных отношений между родителем и ребенком;
  • Повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Актуальность

Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п.1.6.  ФГОС ДО).

Согласно требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из приоритетных направлений является социально-коммуникативное развитие.

В век компьютерных технологий дети практически с самого рождения сталкиваются с компьютером, телевизором, сотовыми телефоном и планшетом. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.

Именно поэтому дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими и сверстниками. Везде ребенок выступает в роли слушателя, забывая о том, что полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас.

Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.

Важной чертой современной личности является способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии, одной из которых является кейс-технология.

Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Её суть заключается в том, что детям предлагается задача из области практики – реальная ситуация, возникшая в реальной компании, которая требует решения на основании применения полученных знаний и умений для поиска наиболее эффективного решения.

Поиск решения проблемы способствует развитию реализуемых в жизни знаний и умений воспитанников, в том числе коммуникативные навыки и, так называемые, soft skills (гибкие навыки): умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликтов, умение убеждать и искать компромиссы и др. Это является значимым, так как согласно новым стандартам, дети должны самостоятельно открывать для себя знания, поскольку только познавательная активность, живой творческий исследовательский ум позволят развиваться и совершенствоваться. Так какой же этот кейс должен быть?

Требования к кейсу:

  • Наличие группы или подгруппы участников, на базе которых проведена кейс-ситуация;
  • Предлагается ситуация, которая произошла или могла произойти в реальной жизни (фотография, иллюстрация, словесное описание, сюжетно-ролевая инсценировка);
  • Информация предоставляется неполно, побуждая к дискуссии по нескольким вариантам решений проблемы;

Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

  • кейс-текст;
  • кейс-иллюстрации;
  • фото-кейс;
  • кейс-проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Технология кейс-текст – это кейс с описанием ситуации, в котором представлена проблема, и предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием ситуации, дошкольники анализируют её, определяют проблему и рассказывают свои идеи, направленные на решение проблемы, и приводят аргументы.

Технология кейс-текст направлен на:

  • формирование новых качеств и представлений;
  • развитие способности работать с информацией (поиск, анализ и использование на практике);
  • формирование навыков восприятия и обмена информацией со сверстниками и взрослыми;

Пример Кейс-текст «Вечная зима».

Цель: формирование навыка передачи информации с использованием речевых формул, в процессе рассуждения о важности всех времен года

«Карина жила с мамой и папой в домике около реки. Она всегда ждала прихода зимы, чтобы покататься на коньках по льду. Однажды, катаясь по реке, она подумала, как здорово было бы, если бы зима никогда не заканчивалась…»

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, на которой необходимо выявить проблемную ситуацию.

Цель: выявление проблемы на иллюстрации и поиск возможных вариантов решения.

Пример Кейс-иллюстрация «Гигиена».

Цель: формирование потребности у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Воспитатель должен подвести детей к выводу, что следить за личной гигиеной необходимо каждый день.

В «фото-кейс» - фотография, сюжет которой отражает какую-либо проблемную ситуацию;

Пример Фото-кейс «Неряшливый ребенок».

Цель: создание представлений о правилах и нормах поведения на улице.

Педагог показывает фотографию ребенка, стоящего в луже. Нужно обсудить фотографию, определить проблему и принять правильное решение.

Кейс-проигрывание ролей – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Пример: Пример «Настоящие друзья»

Текст: «Марине на день рождения подарили новый домик. Она очень обрадовалась и пригласила подругу Вику, чтобы поиграть вместе. Во время игры Вика случайно уронила домик со стола, и он сломался…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок – Марина, другой ребенок – Вика. Также им предлагаются карточки с картинками, характеризующие героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.

В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

В процессе освоения кейс-технологий дети:

  • учатся получать необходимую информацию в общении;
  • развивают умение соотносить свои ценности с интересами других;
  • учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументируя ответ;
  • развивают умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:

  • работы в команде;
  • ведения диалога (дискуссии) со взрослыми и сверстниками;
  • самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни;
  • самостоятельно искать, анализировать информацию, делать соответствующие выводы;
  • принятия конфликтных ситуаций, адекватно реагировать во время возникновения споров или конфликтов.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Перспективный план самообразования

на 2022-2023 учебный год.

Этапы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Подготовительный этап

Сентябрь

  1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, по результатам диагностики определить необходимость в знаниях, умениях и навыках, постановка целей и задач

2. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

3. Планирование работы по самообразованию

-Выбор темы по самообразованию

-Составление плана по самообразованию

-Подбор материалов по теме самообразования

Практический этап

Октябрь - Апрель

Проведение занятий с использованием кейс-технологий. Цель: Формировать умение находить альтернативные варианты решений определенных ситуаций, соотносить их с жизненными ситуациями. Развивать речь и умение оценивать ситуацию, принимать решения;

  • кейс-текст;
  • кейс-иллюстрации;
  • фото-кейс;
  • кейс-проигрывание ролей (ролевое проектирование).

- Кейс-текст. Цель: развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение; формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

-Кейс-иллюстрации. Цель: выявление сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

-Фото-кейс. Цель: создать мотивацию правильного поведения в той или иной ситуации.

-Проигрывание ролей. Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

-Подбор консультаций для родителей

-Создание презентаций (применение ИКТ);

- Создание картотеки проблемных ситуаций;

- Создание альбома иллюстраций и фотографий с проблемными ситуациями;

-Создание копилки конспектов НОД;

-Подготовка отчета на педагогическом совете;

- Пополнение сайта ДОУ.

Итоговый этап

Май

-Проведение НОД с использованием кейс технологий по окружающему миру «»  

-Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования.

- На сайте ДОУ отчет по теме самообразования;

- Отчёт в папку с материалами педсовета.

БАНК

 КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗУЕМЫХ В CТАРШЕЙ ГРУППЕ в 2022-2023гг.

Месяц

Кейс - технологии

Тема

Сентябрь

Знакомство детей с видами Кейс – технологий

Ситуация «Знакомство»

Октябрь

Кейс-текст

Ситуация «Как сказать нет»

Ситуация «Петя не хочет кушать суп…»

Кейс-иллюстрации

 «Осенняя прогулка»

Ноябрь

Фото-кейс

«Аленка потеряла куклу»

«Одежда в детском шкафу»

Проведение НОД с использованием кейс-технологий

НОД по ФЦКМ «Мы сами творим добро»

Декабрь

Фото-кейс

«Личная гигиена»

Кейс-иллюстрации

«Дед Мороз заблудился»

Январь

Фото-кейс

«Зимующие птицы»

Кейс-текст

Ситуация «Поход в магазин»

Ситуация «Разговор по телефону»

Февраль

Кейс-иллюстрации

«Как перейти дорогу»

«Подвижные игры»

Проведение НОД с использованием кейс-технологий.

НОД по ФЭМП «Катя принимает гостей»

Март

Проигрывание ролей

«Потерялись в торговом центре» 

«Просьба»

Кейс-текст

Ситуация «Вежливость», «Обида».

Апрель

Проигрывание ролей

«Друг в беде не бросит»

Кейс-стадии

Ситуация «Прощение»

Ситуация «Опасности на улице»

Фото-кейс

«Первым в драку»

«Внешний вид»

Май

Проигрывание ролей

«Уважение».

Проведение НОД с использованием кейс-технологий.

НОД по ФЦКМ «Вечные каникулы»  

Литература:

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

4. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

5. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании.

Речевое развитие в экологическомвоспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образовании....