Игровая деятельность, как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Галеева Алина Фанадиловна

В данном материале можно ознакомиться, как легче развить речь младших дошкольников через игровую деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность, как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста.

          Мы воспитатели используем игру, как вид деятельности, в которой можем обучить их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется мышление, от которого впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

          Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

         В современном мире дети все чаще сидят в телефонах, за различными гаджетами, смотрят мультфильмы, и у таких детей речь не развивается, а если родители будут сказки читать, короткие стишки, потешки учить с детьми, то  речь намного быстрее развивалась бы.

         Решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

         В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации, подвижные игры, разные песни с движениями.

         Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.

         Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающие и игровые цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

         Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами. В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

          Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять.

          Второе правило: взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

         И третье правило – это многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять.

          Пальчиковые игры. Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания разгибания пальцев.  Прежде чем показывать пальчиковую забаву малышу, сначала нужно самим «проиграть» ее сюжет. Сначала взрослому следует не спеша четко произносить стихотворение и медленно показывать все движения руки. При выполнении упражнения важно демонстрировать ребенку собственную увлеченность игрой, приглашать к совместным действиям.

           Чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно – ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменятся другими, с  помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он обретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное  место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше - нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое  и хорошее. Нужно также учить ребенка рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виду деятельности оказывают свое специфическое влияние на развитие детской речи. Ученые давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование – это особая «графическая» речь, которая является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.

         Игра -  есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья "Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста" содержит опыт работы по приобщению детей к чтению. Образовательная область "...

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)

В статье говорится об опыте работы в первой младшей группе (2-3 года) по организации игровой деятельности детей и ее значении в их развитии...

Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

Отчет по самообразованию: «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

«Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

laquo;Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на...

социальный проект на тему «Сказкотерапия как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста»

     Согласно ФГОС ДО,  одним из направлений содержания программы, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности является социаль...