Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Федоры. Посуда». в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности (ОНР 2 ур.)
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» г. Новопавловска
Конспект
открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «В гостях у Федоры. Посуда».
в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности (ОНР 2 ур.)
Разработала и провела:
учитель-логопед Дегтярёва Елена Фёдоровна
г. Новопавловск
18 декабря 2024г.
Тема: «В гостях у Федоры. Посуда».
Участники занятия: дети 5-6 лет, учитель-логопед.
Форма образовательной деятельности: занятие.
Форма организации: групповая.
Длительность: 25 минут
Целевой раздел:
Коррекционно – образовательная цель: Знакомство с предметами посуды, их назначением и действиями, которые с ними производят.
- Лексические задачи:
Пассивный словарь: Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда».
Активный словарь: Учить использовать в речи существительные: чашка, ложка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода; глаголы: варить, жарить, пить, есть, резать, мыть; прилагательные: большая, маленькая, глубокая.
- Грамматические задачи:
Учить понимать и использовать форму винительного падежа существительных единственного числа без предлога (Где чашка? – Вот чашка. Что взял? – Чашку).
Учить понимать и использовать форму дательного падежа с предлогом «ДАЙ» (Дай мне ложку. Дай Маше чашку).
Учить понимать и использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы -к- (ложка – ложечка).
- Задача по развитию связной речи: Формирование умения отвечать на простые вопросы по картинке («Что это?», «Что делает?»).
- Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
Развитие артикуляционной и общей моторики.
Развитие просодической стороны речи (речевого дыхания, силы голоса).
Развитие тактильного восприятия.
- Коррекционно -воспитательная цель: Воспитание навыков опрятности и желания помогать (мыть посуду, убирать).
Оборудование: Кукла «Федора» (из сказки К.И.Чуковского); реальные предметы посуды (чашка, ложка, тарелка, кастрюля с крышкой) или качественные игрушки; «чудесный мешочек»; предметные картинки по теме; картинка-раскраска «Чашка» на каждого ребенка; кукольная посуда для сюжетной игры.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети сидят полукругом. Красивая коробка, внутри которой лежат 2-3 реальных предмета посуды (например, деревянная ложка, пластиковая чашка, силиконовая лопатка).Логопед берет коробку и показывает каждому ребенку.
Логопед: «Привет, Саша! Загляни в нашу волшебную коробку. Что там сегодня? Выбирай!» (Ребенок заглядывает и достает, например, ложку).
Логопед: (радостно): «Ура! Это ЛОЖКА! Саша выбрал ложку. Давай поздороваемся с ложкой: «Привет, ложка!». Здравствуй, Саша!»
(Если ребенок молчит, взрослый проговаривает за него, потом побуждает кивнуть или повторить).
II. Мотивационный этап.
Логопед: (Логопед берет куклу Федору).«Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришла бабушка Федора. Она очень расстроена. Посмотрите на нее. Что случилось, Федора?». (Логопед от лица Федоры грустным голосом):
-«Ой, беда мне, беда! Вся моя посуда разбежалась, перепуталась! Помогите мне ее найти и узнать!»
Логопед: «Поможем Федоре? Давайте узнаем, какая бывает посуда».
II. Основная часть.
1. Знакомство с предметами посуды. (Активизация словаря)
Логопед достает из корзинки по одному предмету (чашка, ложка, тарелка, кастрюля).
Логопед: «Смотрите, что я нашла! (Показывает чашку). Это чашка. Давайте все вместе скажем: ЧА-ШКА.
Повтор детей:
Логопед: Из чашки что делают?
Ответы детей:
Повтор всех детей:
Логопед: Пьют, что?
Ответы детей:
Повтор всех детей:
Логопед: Посмотрите, какая чашка?
Ответы детей:
Повтор всех детей:
(Аналогично разбирается каждый предмет с четким проговариванием названия, назначения и простого признака).
Логопед: Ребята, Федора мне сказала, что теперь знает ,какая бывает посуда.
2. Игра «Чудесный мешочек». (Тактильное восприятие, закрепление номинативного словаря)
Логопед: «Ребята, а давайте спрячем нашу посуду в волшебный мешочек и вместе с Федорой на ощупь угадаем, что там».
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предмет и называют его: «Чашка», «Ложка». Если ребенок затрудняется, логопед помогает: «Это круглое? Это из чего пьют? Это чашка?».
3. Артикуляционная гимнастика «Поможем Федоре».
Логопед: «Давайте покажем Федоре, как мы умеем делать зарядку для язычка, чтобы говорить красиво и четко».
- «Чашечка» – удерживать язык в форме чашечки у верхней губы.
- «Вкусное варенье» – облизывать широким языком верхнюю губу.
- «Помоем посуду» – широким языком водить по верхним, затем по нижним зубам.
- «Блинчик» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
4. Игра «Большая – маленькая». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед показывает картинки или предметы.
Логопед: «У Федоры есть большая ложка (показывает картинку большой ложки), а это что она не знает? (показывает картинку маленькой ложки). Поможем ей?
Ответ ребёнка:
Логопед: Молодец! Большая чашка
Ответ ребёнка:
Логопед: Большая тарелка
Ответ ребёнка:
Логопед: Ребята, Федора говорит, что вы молодцы. А теперь давайте научим Федору грать.
5. Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник, (надуть животик, одна рука на пояс – «ручка»)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (присесть, одна рука на пояс)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружение вокруг себя)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться на носочках, руки вверх)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый тазик – (сделать большой круг руками)
Поселилась в нем посуда.
6. Игра «Дай мне». (Развитие понимания и использования формы дательного падежа)
На столе разложена кукольная посуда.
Логопед: «Давайте накроем стол для, Федоры. (Имя ребенка), дай мне, пожалуйста, чашку». Ребенок находит и подает предмет, стараясь повторить: «На, чашку». Усложнение: «Дай ложку Маше».
III. Продуктивная деятельность.
Цель: Закрепление образа предмета, развитие мелкой моторики.
Логопед: «Молодцы, ребята! Вся посуда нашлась. Давайте сделаем Федоре подарок – раскрасим для нее красивые чашки».
Дети садятся за столы и раскрашивают заранее заготовленные шаблоны чашек. Логопед индивидуально работает с каждым, комментируя: «Какую чашку ты раскрашиваешь? Красную. Красиво».
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед берет куклу Федору.
Логопед (от лица Федоры, веселым голосом): «Ой, спасибо вам, ребята! Вы такие молодцы! Всю посуду нашли, назвали, даже подарок мне нарисовали! Теперь я всегда буду ее мыть и беречь. До свидания!»
Логопед: «Ребята, кому мы сегодня помогали? Что мы нашли? Какую посуду вы запомнили? Вы сегодня очень хорошо помогали, были внимательными. Молодцы!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ТЕМА: «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (6-7 ЛЕТ)
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)
«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Конспект НОД Интеграция образовательных областей на тему: «В гости к леснику" в старшей группе познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие на тему: «В гости к леснику"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «В гости к сказке» для детей старшей группы
Тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» "В гости к Солнышку"в первой младшей группе.
Занятие расширяет знания детей об элементарных явлених природы весной (светит солнце, появляются травка, листочки, идет дождь).; представления о повадках птиц и диких животных; развивает речь....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим миром» для старшей группы ТНР. Тема: «Итоговое».
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим миром» для старшей группы ТНР. Тема: «Итоговое»...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «РМП» для детей с ТНР старшая группы Тема: «Итоговое».
Итоговое занятие по РМПЦель: закрепление элементарных математических представлений....
