Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Федоры. Посуда». в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности (ОНР 2 ур.)
план-конспект занятия

Дегтярёва Елена Фёдоровна
 
 
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» г. Новопавловска

Конспект

открытого  занятия по образовательной области «Речевое  развитие»

Тема: «В гостях у Федоры. Посуда».

в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности (ОНР 2 ур.)

                                                             Разработала  и провела:  

                                                             учитель-логопед        Дегтярёва Елена Фёдоровна  

                                

        

                                       

                                          г. Новопавловск

                                          18  декабря 2024г.

Тема: «В гостях у Федоры. Посуда».

Участники занятия:  дети  5-6 лет, учитель-логопед.

Форма образовательной деятельности: занятие.

Форма организации: групповая.
Длительность: 25 минут

Целевой раздел:

Коррекционно – образовательная цель: Знакомство с предметами посуды, их назначением и действиями, которые с ними производят.

  • Лексические задачи:

Пассивный словарь: Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда».

Активный словарь: Учить использовать в речи существительные: чашка, ложка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода; глаголы: варить, жарить, пить, есть, резать, мыть; прилагательные: большая, маленькая, глубокая.

  • Грамматические задачи:

Учить понимать и использовать форму винительного падежа существительных единственного числа без предлога (Где чашка? – Вот чашка. Что взял? – Чашку).

Учить понимать и использовать форму дательного падежа с предлогом «ДАЙ» (Дай мне ложку. Дай Маше чашку).

Учить понимать и использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы -к- (ложка – ложечка).

  • Задача по развитию связной речи: Формирование умения отвечать на простые вопросы по картинке («Что это?», «Что делает?»).
  • Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Развитие артикуляционной и общей моторики.

Развитие просодической стороны речи (речевого дыхания, силы голоса).

Развитие тактильного восприятия.

  • Коррекционно -воспитательная цель: Воспитание навыков опрятности и желания помогать (мыть посуду, убирать).

Оборудование: Кукла «Федора» (из сказки К.И.Чуковского); реальные предметы посуды (чашка, ложка, тарелка, кастрюля с крышкой) или качественные игрушки; «чудесный мешочек»; предметные картинки по теме; картинка-раскраска «Чашка» на каждого ребенка; кукольная посуда для сюжетной игры.

Ведущая образовательная область: «Речевое  развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети сидят полукругом. Красивая коробка, внутри которой лежат 2-3 реальных предмета посуды (например, деревянная ложка, пластиковая чашка, силиконовая лопатка).Логопед берет коробку и показывает  каждому ребенку.

Логопед: «Привет, Саша! Загляни в нашу волшебную коробку. Что там сегодня? Выбирай!» (Ребенок заглядывает и достает, например, ложку).

Логопед:  (радостно): «Ура! Это ЛОЖКА! Саша выбрал ложку. Давай поздороваемся с ложкой: «Привет, ложка!». Здравствуй, Саша!»
(Если ребенок молчит, взрослый проговаривает за него, потом побуждает кивнуть или повторить).

II. Мотивационный этап.
Логопед: (Логопед берет куклу Федору).«Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришла бабушка Федора. Она очень расстроена. Посмотрите на нее. Что случилось, Федора?». (Логопед от лица Федоры грустным голосом):

-«Ой, беда мне, беда! Вся моя посуда разбежалась, перепуталась! Помогите мне ее найти и узнать!»
Логопед: «Поможем Федоре? Давайте узнаем, какая бывает посуда».

II. Основная часть.

1. Знакомство с предметами посуды. (Активизация словаря)
Логопед достает из корзинки по одному предмету (чашка, ложка, тарелка, кастрюля).

Логопед: «Смотрите, что я нашла! (Показывает чашку). Это чашка. Давайте все вместе скажем: ЧА-ШКА.

Повтор детей:

Логопед: Из чашки что делают? 

Ответы детей: 

Повтор всех детей:

Логопед: Пьют, что?

Ответы детей:

Повтор всех детей:

Логопед: Посмотрите, какая чашка?

Ответы детей: 

Повтор всех детей:

(Аналогично разбирается каждый предмет с четким проговариванием названия, назначения и простого признака).

Логопед: Ребята, Федора мне сказала, что теперь знает ,какая бывает посуда.

2. Игра «Чудесный мешочек». (Тактильное восприятие, закрепление номинативного словаря)
Логопед: «Ребята, а давайте спрячем нашу посуду в волшебный мешочек и вместе с Федорой на ощупь угадаем, что там».
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предмет и называют его: «Чашка», «Ложка». Если ребенок затрудняется, логопед помогает: «Это круглое? Это из чего пьют? Это чашка?».

3. Артикуляционная гимнастика «Поможем Федоре».
Логопед: «Давайте покажем Федоре, как мы умеем делать зарядку для язычка, чтобы говорить красиво и четко».

  • «Чашечка» – удерживать язык в форме чашечки у верхней губы.
  • «Вкусное варенье» – облизывать широким языком верхнюю губу.
  • «Помоем посуду» – широким языком водить по верхним, затем по нижним зубам.
  • «Блинчик» – широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

4. Игра «Большая – маленькая». (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед показывает картинки или предметы.
Логопед: «У Федоры есть большая ложка (показывает картинку большой ложки), а это что она не знает? (показывает картинку маленькой ложки). Поможем ей?

Ответ ребёнка: 

Логопед: Молодец! Большая чашка 

Ответ ребёнка: 

Логопед: Большая тарелка 

Ответ ребёнка:   

Логопед: Ребята, Федора говорит, что вы молодцы. А теперь давайте научим Федору грать.

5. Физкультминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник, (надуть животик, одна рука на пояс – «ручка»)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (
присесть, одна рука на пояс)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (
кружение вокруг себя)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (
потянуться на носочках, руки вверх)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый 
тазик – (сделать большой круг руками)
Поселилась в нем посуда.

6. Игра «Дай мне». (Развитие понимания и использования формы дательного падежа)
На столе разложена кукольная посуда.
Логопед: «Давайте накроем стол для,  Федоры. (Имя ребенка), дай мне, пожалуйста, чашку». Ребенок находит и подает предмет, стараясь повторить: «На, чашку». Усложнение: «Дай ложку Маше».

III. Продуктивная деятельность.

Цель: Закрепление образа предмета, развитие мелкой моторики.
Логопед: «Молодцы, ребята! Вся посуда нашлась. Давайте сделаем Федоре подарок – раскрасим для нее красивые чашки».
Дети садятся за столы и раскрашивают заранее заготовленные шаблоны чашек. Логопед индивидуально работает с каждым, комментируя: «Какую чашку ты раскрашиваешь? Красную. Красиво».

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед берет куклу Федору.
Логопед (от лица Федоры, веселым голосом): «Ой, спасибо вам, ребята! Вы такие молодцы! Всю посуду нашли, назвали, даже подарок мне нарисовали! Теперь я всегда буду ее мыть и беречь. До свидания!»
Логопед: «Ребята, кому мы сегодня помогали? Что мы нашли?  Какую посуду вы запомнили?   Вы сегодня очень хорошо помогали, были внимательными. Молодцы!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Конспект НОД Интеграция образовательных областей на тему: «В гости к леснику" в старшей группе познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,  социально - коммуникативное развитие,  физическое развитие на тему: «В гости к леснику"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «В гости к сказке» для детей старшей группы

Тематическое занятие с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» "В гости к Солнышку"в первой младшей группе.

Занятие расширяет знания детей об элементарных явлених природы весной  (светит солнце, появляются травка, листочки, идет дождь).; представления о повадках птиц и диких животных; развивает речь....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим миром» для старшей группы ТНР. Тема: «Итоговое».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с окружающим миром» для старшей группы ТНР.  Тема: «Итоговое»...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «РМП» для детей с ТНР старшая группы Тема: «Итоговое».

Итоговое занятие по РМПЦель: закрепление элементарных математических представлений....