«Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста».
материал
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Сохранение и укрепление здоровья наших детей, безусловно, остается главной задачей педагогов ДОУ.
С целью реализации этой главной задачи, предлагаем применять в работе с воспитанниками одну из успешных здоровьесберегающих технологий - дыхательную гимнастику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Вместе весело дышать!»
Тема: «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста».
Подготовили воспитатели:
Романова А. П.
Булах О.В
1. Уважаемые коллеги, мы предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста», где поговорим о дыхательной гимнастике.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Сохранение и укрепление здоровья наших детей, безусловно, остается главной задачей педагогов ДОУ.
С целью реализации этой главной задачи, предлагаем применять в работе с воспитанниками одну из успешных здоровьесберегающих технологий - дыхательную гимнастику.
Цель: Общее оздоровление и развитие, включая укрепление дыхательных мышц и повышение устойчивости организма к заболеваниям, а также улучшение речи путём формирования правильного и контролируемого дыхания.
Задачи: - Формировать навык правильного дыхания.
- Способствовать насыщению внутренних органов кислородом.
- Укреплять дыхательную мускулатуру.
- Формировать правильное дыхание, которое служит основой для свободного, уверенного и чёткого произношения звуков
Дыхание — это естественная функция человеческого организма, без которой невозможна сама жизнь. У детей дошкольного возраста дыхательная система еще не сформирована. Дыхание у них поверхностное, учащенное. Следует учить детей дышать правильно. И поможет в этом дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика является эффективным методом профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, способствует общему укреплению организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Также дыхательные упражнения формируют правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием, появляются запинки. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени не более 3-5 минут 2 раза в день, не раньше, чем через час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять во время образовательной деятельности, вместе с утренней гимнастикой, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать людям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
2. А сейчас хотим предложить вам несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе с детьми.
1. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям.
- Упражнение «Нос-рот» - научить различать дыхание через нос и рот. (на слайде по очереди появляются картинки с изображением носа и рта, с
указанием того, что надо делать - вдох или выдох)
2. Далее учим детей задерживать дыхание на 1-2 секунды. Это важно, т.к мы говорим на выдохе.
- Упражнение «Ракета». Пока ракета летит в космос - мы вдыхаем
носом, ракета в космосе – задерживаем дыхание, возвращается на землю – выдыхаем ртом.
3. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить посередине языка, щёки при этом не надуваются). Здесь могут помочь разнообразные пособия для развития дыхания, сделанные своими руками.
«Бабочка, лети!»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«Сдуй снежинку (бабочку, листик и т.д)»
Цель: развитие плавного целенаправленного ротового выдоха.
Ход игры: попросить ребёнка сдуть снежинку с варежки. Ребёнок должен длительно и плавно дуть, слегка вытянув губы вперёд.
«Воздушный футбол»
Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, активизация губных мышц.
Ход игры: для детей младшего возраста берем комочек ваты, для детей старшего возраста горошину, лёгкий шарик. С помощью коктейльных трубочек и сильного выдоха нужно «забить» гол сопернику. Участвуют два игрока.
«Кто спрятался?»
Цель: развитие длительного целенаправленного выдоха, развитие внимания, памяти.
Ход игры: взрослый просит ребёнка сделать глубокий вдох носом и выдохнуть на мишуру, так чтобы она разлетелась в разные стороны. В момент выдоха ребёнок рассматривает картинку. Затем ребёнок должен вспомнить и рассказать, что было нарисовано на картинке.
«Фейерверк»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация губных мышц.
Пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.
«Рыбалка»
Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом вдоха и выдоха, развитие дыхательной мускулатуры и легких.
Оборудование: бумажные рыбки, трубочка.
Ход игры: ребёнку предлагается макет озера с бумажными рыбками и трубочка в качестве удочки. Вдыхая воздух через трубочку, ребенок подносит ее конец к рыбке и пытается притянуть ее с помощью воздушной струи. Притянув рыбку и задержав дыхание, ребенок вытаскивает рыбку. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто больше поймает рыбок».
«Лягушка квакает в пруду»
Это игра на развитие правильного речевого выдоха, в которой дети с помощью выдыхаемого воздуха ловят мух. Игра развивает дыхательный аппарат, учит контролировать поток выдыхаемого воздуха и помогает накормить лягушек.
«Огненные дракончики»
Это упражнение для формирования речевого дыхания.
Задачи: развивать умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох; способствовать увеличению объёма дыхания.
Для того чтобы огонь из пасти дракона вырывался сильнее ребенок научится выдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох.
В завершении проведения дыхательной гимнастики необходимо выполнить 2 упражнения, стабилизирующие дыхание.
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
Инструкция: Начальная поза — стоя, руки вытянуты по швам. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку. Замираем на 4–5 секунд. Выдох тоже делаем через нос. Повторяем 2–3 раза.
Подыши одной ноздрёй,
И придёт к тебе покой.
Инструкция: закрываем указательным пальчиком правой руки одноимённую ноздрю, а левой ноздрёй тихо и продолжительно вдыхаем. Открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальчиком этой же руки. Через правую ноздрю делаем глубокий продолжительный выдох. Делаем 2 подхода.
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Уважаемые коллеги! Мы познакомили вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи. Мы благодарим вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Мы подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным...

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»
Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:· Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...

Семинар-практикум «Оздоровительные гимнастики как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста»
Освоение и последующее применение оздоровительных гимнастик в практической деятельности воспитателей....

"Дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста"
Дыхательная гимнастика- одна из форм здоровьесберегающих технологий....

Краткосрочный проект «Дыхательная гимнастика,как здоровьесберегающая технология развития детей».
Краткосрочный проектдля дошкольников 4-5 лет«Дыхательная гимнастика,как здоровьесберегающая технология развития детей»....

Отчет по теме самообразования: « Зрительная гимнастика. Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Цель моего проекта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей ...
