развитие речи
план-конспект по развитию речи по теме

Одина Галина Владимировна

 

Совершенствование речи детей на 3-м году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Если на 2-м году жизни ребенок воспринимает только то, что его непосредственно окружает, то на 3-м году он может понять рассказ взрослого о предметах и явлениях, в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше.

Ребенка начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.

Ребенок легко запоминает короткие стишки и песенки. Его активная речь совершенствуется, словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов. Ребенок легко подражает речи взрослого, быстро запоминает то, что слышит, и использует это в своей речи. В произношении слов допустимы искажения: еще нечетко выговариваются или заменяются звуки "р" и шипящие, однако и с этим некоторые дети к 3 годам легко справляются.

Ребенок начинает употреблять в разговоре все части речи, кроме причастий и деепричастий. Он говорит распространенными предложениями, иногда даже используя придаточные, задает вопросы "где?", "зачем?", "почему?".

С помощью речи на 3-м году жизни дети объясняются не только со взрослыми, как это было раньше, но и друг с другом, причем речь их уже выходит за пределы непосредственно окружающей их действительности. Накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок, дерево, трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явлениях общественной жизни (сегодня праздник: на улице много народу, дети получают подарки); о труде взрослых (мама моет посуду, поливает цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т.п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку - суп). Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (утро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня), понимание элементарной связи явлений (идет дождь - на улице лужи, чашку уронили - она разбилась).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon RAZVITIE_REChI_I_ORIENTIROVKI_NA_TRETEM_GODU_ZhIZNI.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ

Совершенствование речи детей на 3-м году жизни имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Если на 2-м году жизни ребенок воспринимает только то, что его непосредственно окружает, то на 3-м году он может понять рассказ взрослого о предметах и явлениях, в данный момент не находящихся в поле его зрения, но с которыми он сталкивался раньше.

Ребенка начинают интересовать причины часто повторяющихся явлений, он делает примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.

Ребенок легко запоминает короткие стишки и песенки. Его активная речь совершенствуется, словарный запас увеличивается до 1200-1300 слов. Ребенок легко подражает речи взрослого, быстро запоминает то, что слышит, и использует это в своей речи. В произношении слов допустимы искажения: еще нечетко выговариваются или заменяются звуки "р" и шипящие, однако и с этим некоторые дети к 3 годам легко справляются.

Ребенок начинает употреблять в разговоре все части речи, кроме причастий и деепричастий. Он говорит распространенными предложениями, иногда даже используя придаточные, задает вопросы "где?", "зачем?", "почему?".

С помощью речи на 3-м году жизни дети объясняются не только со взрослыми, как это было раньше, но и друг с другом, причем речь их уже выходит за пределы непосредственно окружающей их действительности. Накапливаются представления и элементарные понятия о явлениях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок, дерево, трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явлениях общественной жизни (сегодня праздник: на улице много народу, дети получают подарки); о труде взрослых (мама моет посуду, поливает цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т.п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку - суп). Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (утро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня), понимание элементарной связи явлений (идет дождь - на улице лужи, чашку уронили - она разбилась).

Мама разговаривает с малышом во время кормления и других режимных моментов, а также во время его самостоятельной деятельности. Кроме того, следует проводить специальные занятия для развития речи. Цели занятий:

1) расширять ориентировку в окружающей среде;

2) развивать понимание устной речи без наглядного сопровождения;

3) обогащать словарный запас;

4) учить говорить предложениями, передавать свои впечатления и отвечать на вопросы;

  1. учить правильно произносить звуки и слова;
  2. учить говорить эмоционально, выразительно;

7) учить самостоятельно пользоваться картинками и книжками и аккуратно с ними обращаться.

Речь взрослого должна быть разнообразной, выразительной, правильной и ясной.

ОРГАНИЗОВАННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Умение наблюдать играет большую роль в развитии детей. Наблюдения расширяют кругозор, способствуют развитию внимания, памяти и воображения.

Маленького ребенка многое интересует в окружающей его действительности, но он еще не способен выделить главное, его наблюдения поверхностны. Задача мамы - обратить внимание ребенка на то, что может быть им не замечено; объяснить ему то, что ему еще не понятно. Поэтому следует проводить специальные организованные наблюдения.

Можно, например, рассматривать мебель, обращая внимание на назначение каждого предмета; показать и объяснить, что вода, которой мама моет пол, стала грязная, а пол чистым; во время кормления рыбок в аквариуме обратить внимание на то, что все рыбки поднялись на поверхность, открывают рты и хватают пищу; глядя в окно, наблюдать за видами транспорта: грузовики везут груз, а легковые машины людей.

Особенно много объектов для наблюдения отыщется летом на даче.

Наблюдения можно проводить в форме игр, например: "Посмотри, что у нас есть?" или "Назовем, что видим".

У ребенка с развитой наблюдательной способностью расширяется круг представлений об окружающей его действительности.

ИНСЦЕНИРОВКА НЕСЛОЖНЫХ СЮЖЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕК

Показы-инсценировки обогащают детей впечатлениями, расширяют их кругозор, развивают мышление, воображение, память. Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными игрушками, радуют детей, активизируют их речь, развивают умение слушать, способствуют усложнению игровой деятельности.

До начала показа мама знакомит ребенка с главными действующими лицами: показывает игрушку, говорит, как она называется или как ее зовут, знакомит с теми ее особенностями, которые будут упомянуты в дальнейшем.

Для того чтобы потом не прерывать показ из-за попыток ребенка поближе познакомиться с игрушками, мама дает ему хорошо их рассмотреть и потрогать. После этого она расставляет игрушки около себя, садится на свое место и сообщает, какое представление будет показано, стараясь сосредоточить внимание ребенка на предстоящем действии.

С игрушками, проработанными в показах, дети начинают играть совсем по-другому. Например, если до сих пор они зайчика одевали, укладывали спать и т.д., то теперь будут отражать в игре особенности зайчика как животного. Кроме игрушек, можно проводить показы фигурок, иллюстрирующих русские народные сказки: "Репка", "Курочка Ряба" и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ

Игры.
КАК КУКЛА ПОСТРОИЛА КОМНАТУ

Ход занятия. Берется мелкий или крупный строительный материал, кукла и мишка (соответствующих материалу размеров), скатерть для стола, салфетка для мишки, кувшин, чашка, тарелка, булка (из папье-маше или вылепленная из пластилина, глины), конфеты. С мелким строительным материалом показ проводится на столе.

Появляется кукла. Здоровается. "Здравствуй, я буду строить себе комнату. Посмотри: возьму кубики, кирпичики, положу вот так". Строит полукругом или прямоугольником три стены. В стенах оставляет отверстия - окна. Выглядывает в окно. Говорит ребенку: "Я тебя вижу". Когда комната готова, кукла делает мебель. "Теперь я сделаю стол". Кукла делает ножки из кубика или кирпичиков, покрывает фанерой, дощечкой. "Вот и стол готов. Посмотрите, ребята, какой я стол сделала".

"А на чем я буду сидеть?" Ребенок подсказывает: "На стуле". - "Сейчас я стул сделаю, - ставит кубик. - Вот сиденье, - приставляет кирпичик, - а вот спинка. Смотрите, какой я стул сделала, я сделаю еще один стул. Вот сиденье, вот спинка. Стул готов. Стол накрою скатертью. А на стол поставлю чашечку и кувшин. В кувшине молоко. На тарелке булочка лежит. Вот какая у меня хорошая комната. Тебе нравится? Теперь я дорожку построю". Справа от комнаты строит дорожку из кирпичиков. "Похожу по дорожке. Я мишку позову в гости". Зовет: "Мишка, мишка, где ты?" Позади комнатки находит мишку и ведет его. Мишка стоит около дорожки. "Посмотри, как я пойду по дорожке: ну, иди ко мне по дорожке". Мишка идет, спотыкается, ломает дорожку и падает. Кукла подходит: "Мишка, какой ты неуклюжий! Посмотри, ты дорожку сломал. Давай починим". Оба чинят дорожку. "Ну пойдем, мишка, дай лапу. Я тебя проведу по дорожке". Кукла ведет мишку в комнату. "Ну вот мы и пришли. Посмотри, какая у меня комната. Помой руки. Сейчас я тебя угощать буду. Мишка, ты хочешь есть? Садись за стол. Возьми салфетку. Вот чашка, я молока тебе налью. Вот булка!" Мишка пьет. Кукла садится на второй стул. "Вкусно, да? Хочешь конфетку? Вот тебе конфетка, а вот мне". Вместе едят конфетки. "Ты съел? Вытри рот салфеткой". Мишка вытирает рот. Убирает салфетку. "Теперь мы пойдем гулять. Будем бегать по дорожке. До свидания!"

ПЕРЕД СНОМ

Ход занятия. Берутся кукла, кукольная кроватка с набором постельных принадлежностей, ш рушенные лошадь, корова, свинья, собака, кирпичики, а также полоски бумаги.

Мама расставляет, разговаривая с ребенком и называя все предметы, кукольную кровать, кладет полоски бумаги или кирпичики, изображающие дорожку, и предлагает детям посмотреть, кто придет. Ведет куклу, раздевает ее, укладывает в кровать. Привлекает внимание к тем, кто пойдет по дорожке, и ведет по очереди корову, лошадь, свинью, собаку. При последних словах от лица куклы укладывает собаку на подушечку под кровать и поет или произносит нараспев какую-либо колыбельную.

Идет корова по дорожке,

Говорит: "Устали ножки

По лугам ходить,

Молоко копить.

Ночку эту ночевать

Пусти, детка, на кровать!"

Идет лошадка по дорожке,

Говорит: "Устали ножки,

То я по полю хожу,

То людей вожу, вожу.

Ночку эту ночевать

Пусти, детка, на кровать!"

Идет свинка по дорожке,

Говорит: "Устали ножки",

Говорит: "Устало рыло,

Целый день я землю рыла.

Ночку эту ночевать

Пусти, детка, на кровать!"

Идет собачка по дорожке,

Говорит: "Устали ножки,

Ночку эту ночевать

Пусти, детка, под кровать.

Буду сон я твой беречь,

Буду домик твой стеречь!"

Кукла:

"Нет, корова, на кровать

Не пущу тебя я спать,

- Ты, корова, тяжела,

А кроватка так мала!

Нет, лошадка, на кровать

Не пущу тебя я спать,

- Ты, лошадка, велика,

А кроватка коротка.

Нет, свинушка, на кровать

Не пущу тебя я спать,

- Ты грязнее всех и хуже,

Вся ты вымазалась в луже.

Иди, собачка милая,

Со мною ночевать

На мягкую подушечку,

Под теплую кровать".

 

МИШКИН ПРАЗДНИК

Ход занятия. Берутся плюшевый мишка, игрушки - лошадь, собака, гусь, свинья, матрешка. К ним на ленточках привязаны подарки - шоколадка, карандаш, конфетка, травка, волчок (картонный цветной кружок на спичке).

Мама говорит: "Наш мишка сегодня именинник, у него сегодня праздник. Он нарядился. Смотри, какой он нарядный! Гостей поджидает. Посмотрим, кто придет к мишке в гости". Нет никого (пауза). Затем появляется лошадь: "Лошадка принесла шоколадку". Появляется собака: "Собачка Полкаш принесла карандаш". Появляется свинья: "А свинуижа травку сорвала в канавке. Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю. Травку мишеньке дарю!" Появляется гусь: "Гусь с конфеткой прибежал и конфетку мишке дал". Появляется матрешка: "А матрешка опоздала немножко, волчок принесла, мишке отдала".

Все звери в сторонке, а мишка сидит, окруженный подарками. "Все мишутке подарили, потому что мишка милый".

МИШКА

Ход занятия. Берутся плюшевый мишка, штанишки, стульчик, таз с водой, полотенце, гребенка, бантик.

Мама ведет от двери игрушечного медведя и говорит: "К нам пришел медведь из леса". Мишка вскарабкивается на детский стульчик, кланяется ребенку и чуть не падает со стула, затем слезает и кланяется на все стороны. Мама надевает ему штанишки и сажает его на стул, ставит на пол таз с водой и подводит мишку к нему. Мишка упирается, не хочет идти. Потом осторожно опускает лапу в таз и сразу отдергивает, отскакивает; потом опускает вторую лапу, опять отдергивает, убегает и прячется за стул. Мама вытаскивает его из-за стула и насильно тащит к тазу с водой. Она умывает его, а мишка фыркает и разбрызгивает воду. Мама полотенцем вытирает мишке лапы, дает ему гребенку. Мишка причесывается, возвращает гребенку. Мишка показывается, поворачивается во все стороны.

"Теперь все в порядке, делай зарядку". Мама поднимает ему лапы вверх. Малыш тоже делает зарядку. Мама зовет мишку, берет его и подвязывает ему бант. Нарядный мишка пляшет и машет лапой ребенку. Тот выходит и пляшет с ним.

К нам пришел медведь из леса,

И на стульчик быстро влез он.

- Ну-ка, мишка, оглянись,

Ребятишкам поклонись.

Упадешь ты, косолапый,

Лучше слезь со стула на пол,

Ты ведь свалишься, пойми,

Поздоровайся с детьми.

Вот какой, ребята, мишка.

Он, конечно, шалунишка.

Будет прыгать наш медведь,

И плясать, и песни петь.

Надевай-ка, мишка,

Новые штанишки!

Натянул? Ну можешь сесть.

А у вас штанишки есть?

Какой ты грязный, мишка,

Так, друг мой, не годится.

Давай-ка мыться!

Ты воды не бойся,

Начисто умойся,

На штанишки не накапай,

Полотенцем вытри лапы.

Вот гребенка - причешись!

Причесался? - Покажись!

Теперь все в порядке, -

Делай зарядку:

Лапы вверх, лапы вниз.

А теперь, ребятки, ручки вверх,

Ручки вниз,

Мишка пляшет,

Мишка деткам лапой машет.

Выйди, Ваня, поспеши,

Вместе с мишкой попляши!

МАША ОБЕДАЕТ

Ход занятия. Берутся кукла, собачка, кошечка, курочка, тарелка, миска, блюдце, черепок, стол, стул, скатерть.

Мама говорит: "Машенька пришла с прогулки (показывает куклу), очень хочет есть, пора обедать".

Час обеда подошел, Села Машенька за стол.

  1. Гав, гав, гав!
  2. Кто это к нам?
  3. Гав, гав, гав!
  4. Кто это там?
  5. Это я,

Ваш верный пес,

Ваш Арапка

Черный нос.

День и ночь

Я дом стерег,

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

  1. Иди, Арапка,
  2. Мой свои лапки.
  3. Мяу, мяу!
  4. Кто ж теперь

К нам царапается в дверь?

- Это ваша кошка Мурка,

Мурка - серенькая шкурка.

Я вам погреб стерегла,

Всех мышей перевела,

Крыс прогнала из подвала,

Наработалась, устала.

Не пора ли обедать?

  1. Куд-куда, куд-куда!
  2. Кто еще спешит сюда?
  3. Ваша курочка рябая,
  4. Я к вам прямо из сарая,
  5. Я не ела, не пила,

Я яичко вам снесла.

Не пора ли обедать?

Двери отперты, и вот

Маша всех к столу зовет:

Пса Арапку,

Кошку-царапку,

Курочку-рябку.

Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке - в миске,

В блюдечке - киске,

Курочке-несушке

- Пшена в черепушке.

А Машеньке - в тарелке

В глубокой, не в мелкой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...