Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Мы знаем родной язык"

    Лысова Елена Васильевна

    Вовлекая детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и сверстниками, воспитывать уважение к родной стране, родному городу, родному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_my_znaem_rodnoy_yazyk.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

                       МАДОУ  Детский сад компенсирующего вида №16  «Елочка»

                                      Ступинского муниципального района


                                           КОНСПЕКТ  НОД

           в старшей группе   компенсирующей направленности

                                       для детей с ТНР  

                           «МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК»

                                     

                                                                           подготовила воспитатель

                                                                          Лысова Елена Васильевна

                                                       Ступино

                                                           2012

    Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Чтение  художественной литературы», «Коммуникация»  и   «Познание».

    Цель:  Приобщение детей к родному языку.

                    Задачи:

                    ЗДОРОВЬЕ:

                       - Привлекать детей к двигательной активности на занятии.                     

                      СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

                       - Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие с воспитателем и детьми.

                      КОММУНИКАЦИЯ, коррекционная работа: 

                     - Развивать фонематическое восприятие.

                     - Упражнять в правильном произношении звука [р].

                     - Развивать речь детей.

                - Видоизменять слова, отвечая на вопрос, «какой?»  

                - Образовывать слова с суффиксом [-ок].

                - Развивать внимание, мышление, активность на  занятии.

                ПОЗНАНИЕ:

                - Расширять знания о большой и малой Родине.

                 - Воспитывать уважение к традициям  родного народа,  истокам своей  Родины.        

                      - Продолжать воспитывать любовь к родной стране,  родному городу, родному  

                       языку.                                                                

                - Развивать интерес к народным пословицам и поговоркам, считалкам.  

                     ЧТЕНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

                     - Развивать ритмичную и выразительную речь при произнесении считалок.

                    МАТЕРИАЛ: карта России, государственные символы,  кузовок, кубики.

              ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседы с детьми о г. Ступино, о России;    

             чтение произведений  Ступинских   авторов  о нашем городе;   рассматривание

              фотографий, иллюстраций;   прогулки по  улицам города,  по памятным местам;  

             экскурсии в музеи;    беседы с родителями  о патриотическом воспитании  детей.

               ХОД  ЗАНЯТИЯ:

            - Ребята,  у каждого человека есть родная земля, есть Родина.   А что такое Родина?                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

             Ответы детей.

    - Верно, это – место, где человек родился, живет, где живут его родители, близкие люди.

    - Какая бывает Родина?

    Ответы детей.

    - Верно, Россия – наша большая Родина.  В России есть много разных городов, сел, деревень.  Вот и наш город Ступино на реке Оке – наша малая Родина, родная земля, то место, где мы живем, где живут наши родители, близкие нам люди.  

    - Значит, как нас называют, кто мы?

    Ответы детей   ( ступинцы, россияне).

             - А на каком языке мы с вами разговариваем?

             - Правильно!

             - И сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной

    русский язык. У нас будут две команды. Пожалуйста, присаживайтесь на места.

    Название команд…

    Выиграет та команда, которая наберет большее количество кубиков.

    Итак, первое задание.

    ИГРА «ПРИДУМАЙ СЛОВО С ДАННЫМ ЗВУКОМ».

    - Россия!  С какого звука начинается это слово? Верно, [Р].

     Задание такое: придумать слова со звуком [р], в любой его части.

    - Кубик получает команда…

    ИГРА «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО».

    - Ребята, вы любите наш город? Тогда будем отвечать на вопросы!

                       - Если много зелени? Зеленый.

                       - Если много цветов? Цветущий.

                       - Если кругом чистота? Чистый.

                       - Если кругом красота? Красивый.      

                       - Если много приветливых людей? Приветливый.

                       - Если находится рядом с Москвой? Подмосковный.

                       - Если мы в нем родились? Родной.

                       - Если городу мало лет? Молодой.

                       

    - Молодцы!  Кубик получает команда…

    ИГРА  НА  ДОГОВАРИВАНИЕ  «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

    - Родину почитали и любили еще с древних времен. Народ сложил много пословиц о родной стороне. Задание следующее: я начну пословицу, а вы продолжите.

                      - Главное богатство в России живет:

                        Великий, могучий российский… народ.

                      - Нет богатства драгоценнее на свете!

                        Это большие и малые…дети.

                     

                                  - Жить – Родине… служить.

                                  -  Родина-мать, умей за нее… постоять.

                                  -  Родная землица и во сне… снится.

                                  -  Если дружба велика – будет Родина…крепка!

                                  -  Нет земли краше, чем Родина…наша.

                                  -  Свою Родину, как мать, люби и…береги!  

                                  - Любовь к Родине в огне не горит и в воде …не тонет.

                                  - Человек без Родины – соловей без…песни.

                                  - Всякому мила своя… сторона.

                                  - Сыновья русских матерей славятся удалью…. богатырей.

                                  - Кто за Родину горой – тот истинный … герой!                

       - Очень хорошо! Кубик получает команда…

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    - Быстро встаньте, улыбнитесь,

      Выше, выше потянитесь.

      Ну-ка плечи распрямите.

      Поднимите, опустите.

      Влево, вправо повернулись,

      Руками коленей коснулись.

      Сели – встали, сели – встали

      И на месте побежали.

     ДЫХАТЕЛЬНОЕ  УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКИ»

                 ИГРА «МОЯ ЛЮБИМАЯ СЧИТАЛКА»

     - Следующее задание для команд: вспомнить считалки.   Посмотрим, какая        команда знает больше!

     - Молодцы! Кубик получает команда…

    СТАРИННАЯ ИГРА «КУЗОВОК»

    - Эй, веселая детвора, все, пожалуйста, сюда! Гляньте все на кузовок. Он

     содержит все на  «-ок».  Скажи слово, заканчивающее на «-ок» и передай соседу кузовок.

                       - Я положу в кузовок…клубок.

                       - Я …сахарок.

                      - А я …замок.  

      (теремок,  лепесток, пяточек, колобок,  пирожок,  рожок, сачок,  порошок, курок,  

                                                                                   носок, чулок, платок, моток …)  

     - Трудное задание, но справились все. Обе команды получают по кубику.

     - Теперь подсчет итогов соревнования. Победила дружба!

     - Вы – молодцы!  Хорошо знаете родной русский язык. Если всегда будите хорошо заниматься, учиться в школе, то, может быть, научитесь писать стихи, так же, как, например, А.С. Пушкин! Помните, какими  красивыми словами  начинается  поэма «Руслан и Людмила»?  Кто напомнит?

    Дети рассказывают.

    - Красиво?  Вот какая наша русская речь!  Красивая русская речь!

    - А теперь поиграем в русскую народную игру.

    ИГРА «ГДЕ КУПАЛСЯ ИВАНУШКА»

    Иванушка, выбранный по считалке, наклоняет голову вниз. Дети над ним протягивают ладони и поют:

                         Где купался Иванушка?

                         Возле белого камушка!      

     Ведущий- воспитатель, пронеся камушек над каждой рукой, кладет его  кому-либо в ладонь. Все, скрестив руки на груди, кулачками ударяя по своим плечам, продолжают напевать:

                        Белый камень у меня, у меня!

                       Посмотрите на меня, на меня!

    Иванушка поднимает голову.   По глазам играющих  отгадывает,  у кого в ладонях спрятан камушек.  Если угадал, то становится ведущим.  

                   

    - Молодцы! А теперь призы - всем угощение!

                                                    ЛИТЕРАТУРА:

    1.«Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим         недоразвитием  речи»,   Н.В. Нищева  

                                                              Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

    2. «С чего начинается Родина»,  /Под редакцией Л.А.Кондрыкинской

                                                                                                   Москва «Сфера», 2003

    3. «Воспитание ребенка в русских традициях»,  Л.В.Соколова, А.Ф.Некрасова

                                                                                              Москва  «Айрис- пресс», 2003   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

    Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

    Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»

    Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".

    Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы,  составлять предложения...


     

    Комментарии

    Лысова Елена Васильевна

    Игра - соревнование в старшей группе.