Открытое мероприятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе "Лес. Грибы.Ягоды"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Радченко Оксана Николаевна

МБДОУ «Д/с КВ №27» «Светлячок»
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе.
Учитель-логопед Радченко Оксана Николаевна
30 октября 2012
Тема «Лес. Грибы. Ягоды. Звуки [п], [п’]. Буква П»
Цель. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза
Задачи
•    Совершенствовать слуховое внимание детей посредством деформированного текста.
•    Совершенствовать слоговую структуру слова
•    Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [п’].
•    Совершенствовать умение подбирать и выделять звук на фоне слова, определять его место в слове.
•    Развивать навыки дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам.
•    Упражнять в выполнении звукового анализа слов.
•    Познакомить с графическим изображением буквы П.
Оборудование. Три корзины разного размера, изображения грибов, иллюстрация к двустишию, флажки на каждого ребенка синего и зеленого цветов, макеты трех деревьев с паучками (на спине у каждого паучка схема, определяющая место звука в слове), по два грецких ореха на каждого ребенка, картинки с изображениями «папы» для звукового анализа слов на каждого ребенка.



Ход занятия
Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о грибах, ягодах и познакомимся с новым звуком и новой буквой. А помогут нам в этом герои сказки. Какой? А вы послушайте и отгадайте. Я сейчас начну рассказывать эту сказку, произнося только первые слоги этой сказки, а вы попробуйте отгадать. «По в ле зем. Взя па кру, взя ма ча, де же взя кув, а ма Па да блю. При они в лес и ста со зем.» Или:
Как-то семейка в лесочек пошла
Ну и посуду с собою взяла:
Кружку и чашку, кувшинчик и блюдце
Ягодку ищут они и смеются…
В кувшинчик девчушке труднее собрать
Ей дудочку дед согласился сменять,
Но вновь он волшебную дудку забрал,
 а папа дочурке стишок подсказал.
Кувшинчик девчушка наполнила вмиг.
Капризы и лень удалось победить!
Логопед. Ну что догадались? (ответы детей). Верно, это сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Ребята, вспомните пожалуйста, кто является героями этой сказки.
Дети. Героями этой сказки являются: мама, папа, девочка Женя, ее младший братишка маленький Павлик и старик-боровик коренной лесовик.
Собери название ягоды. (игра с мячом)
Логопед. И первое задание дает нам мама Жени и Павлика. Ребята, вы любите лесные ягоды? Женина мама тоже их очень любит и предлагает нам с вами собирать из частей слова-названия ягод. Я буду называть первую часть слова и бросать мяч, а вы ловите мяч, добавляете вторую часть, которая звучит: «ника» Затем вы называете слово полностью и возвращаете мяч мне.
Слова для справок: земля(ника), чер(ника), брус(ника), костя(ника), клуб(ника).
Разложим грибы по корзинкам.
Логопед.
Женя собрала много грибов, но она не знает их названий. Давайте мы вспомним названия этих грибов и разложим их по корзинкам. Грибы, названия которых состоят из одного слога, положим в самую маленькую корзинку. Грибы, названия которых содержат три слога, положим в корзинку побольше, а грибы, названия которых содержат пять слогов, положим в самую большую корзину.
Грибы: груздь, волнушка, лисичка, опенок, масленок, боровик, поганка, мухомор, подосиновик, подберезовик.
Физминутка «Корзинка» (Координация речи с движением)
Стояла корзинка на полке без дела     (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она         (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,     (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.         (наклониться, изобразить срывание грибов)

Корзинка довольна                 (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась                 (развести руки)

Что много грибочков в лесу уродилось!     (подняться на носочки, показать руками большой                             круг)
Какой звук?
Логопед. Теперь с вами хочет поиграть маленький Павлик. Он рассказал, что к нему в гости приходит подружка, и они вместе сочиняют стишки. Вот послушайте один из стишков и скажите, какой звук слышится в этом двустишии чаще других. Слушайте внимательно:
            Поля Павлу погремушку
            Положила под подушку.
Дети. В этом двустишии чаще других встречается звук [п].
Логопед. Молодцы. А сейчас вспомните, пожалуйста, на какие две большие группы делятся все звуки речи.
Дети. Звуки делятся на гласные и согласные.
Логопед. Какие звуки мы называем гласными?
Дети. Это звуки, которые можно потянуть, пропеть, и при произношении не встречают препятствий – двери (губы, зубы не закрываются).
Логопед. Какие гласные звуки мы с вами уже изучили?
Дети. Мы изучили гласные звуки: [а], [о], [у], [и].
Логопед. А какие согласные звуки мы изучили?
Дети. Мы изучили согласный звук [т].
Логопед. Какие звуки мы называем согласными?
Дети. Согласными мы называем звуки, которые нельзя пропеть, потянуть. При произнесении которых воздух встречает преграду – закрываются двери домика – губы и зубы.
Логопед. Молодцы. А теперь посмотрите на меня внимательно, когда я произношу звук [п], у домика для язычка двери открыты или закрыты? Какие двери закрываются? (губы). Значит этот звук встречает преграду? Этот звук можно протянуть или пропеть?
Как вы думаете, звук [п] гласный или  согласный?
Логопед. А этот звук звонкий или глухой?
Дети. Звук п глухой. Потому что голосок спит, и мы его произносим тихо, шепотом.
Поймай звук.
Логопед. Давайте поймаем звук п среди других. Подготовьте свои кулачки.
Звуки: [п], [т], [ш], [п], [к], [м], [н], [п], [с], [з], [г], [п].
Логопед. А теперь поймайте звук п в слогах:
Ап, па, та, да, ат, ко, то, по, му, пу, пэ, тэ, хэ, па.
Логопед. А теперь в словах:
Пушка, суп, сыроежка, клубника, подосиновик, волнушка, малина, тапки, микроскоп, подосиновик.
Логопед. Звук [п] твердый или мягкий?
Дети. Звук [п] твердый.
Логопед. Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?
Дети. Твердый согласный звук мы обозначаем синим цветом.
Логопед. У звука [п] есть младший братик – мягкий звук [п’]. Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (ответы детей) Давайте будем различать звуки [п] и [п’]. Возьмите в одну руку зеленый флажок, а в другую – синий. Когда вы услышите слово с твердым звуком [п], какой флажок поднимите? (ответы) А когда услышите мягкий звук [п’], какой флажок поднимите?
Слова: палатка, пальма, пирамидка, пень, парус, пианино, пила, письмо, полотенце, пирог.  
Соедини паутинки.
Логопед. Следующее задание от  старичка- боровичка
Логопед. Посмотрите, на деревьях паучки сплели паутинки. У каждого паучка на спине свой узор. Эти паучки любят слова со звуком [п]. Но каждый из них любит, чтобы этот звук стоял на своем месте. Как вы думаете, этот паучок любит, чтобы звук [п] стоял в начале, середине или конце слова? (ответы детей).
Кто мне покажет  паучка, у которого звук [п] стоит в середине слова?
А на каком дереве находится паучок, который любит, чтобы звук [п] стоял в конце слова?
Посмотрите, а под деревом лежат картинки. Возьмите по одной. Максим, назови свою картинку. (Ребенок называет).
Как ты думаешь, в этом слове есть звук [п]? А в этом слове звук [п] стоит в начале, середине или в конце слова? Какому паучку ты подаришь свою картинку?
(и так каждый ребенок).
Пальчиковая гимнастика «Орехи»
Научусь я два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Звуковой анализ слова «папа»
Логопед. А вот папа хочет, чтобы мы с вами провели звуковой анализ слова «папа».
Проходите за столы. Разделите слово «папа» на слоги. (ответы детей) Скажите, пожалуйста, какой звук стоит в начале этого слова. (Ответы детей). Произнеси слово так, чтобы было слышно какой звук стоит вторым. (и т.д.)
Затем логопед предлагает прочитать слово «папа» по звуковой схеме.
Знакомство с буквой П.
Логопед. Ребята, а звуки [п] и [п’] обозначаются буквой П(показ). Скажите пожалуйста, на что похожа буква П? (Ответы детей).
Итог занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с КВ №27» «Светлячок»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной речевой группе.

Учитель-логопед Радченко Оксана Николаевна 11 разряд.

30 октября 2012

Тема «Лес. Грибы. Ягоды. Звуки [п], [п’]. Буква П»

Цель. Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза

Задачи

  • Совершенствовать слуховое внимание детей посредством деформированного текста.
  • Совершенствовать слоговую структуру слова
  • Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [п], [п’].
  • Совершенствовать умение подбирать и выделять звук на фоне слова, определять его место в слове.
  • Развивать навыки дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам.
  • Упражнять в выполнении звукового анализа слов.
  • Познакомить с графическим изображением буквы П.

Оборудование. Три корзины разного размера, изображения грибов, иллюстрация к двустишию, флажки на каждого ребенка синего и зеленого цветов, макеты трех деревьев с паучками (на спине у каждого паучка схема, определяющая место звука в слове), по два грецких ореха на каждого ребенка, картинки с изображениями «папы» для звукового анализа слов на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о грибах, ягодах и познакомимся с новым звуком и новой буквой. А помогут нам в этом герои сказки. Какой? А вы послушайте и отгадайте. Я сейчас начну рассказывать эту сказку, произнося только первые слоги этой сказки, а вы попробуйте отгадать. «По в ле зем. Взя па кру, взя ма ча, де же взя кув, а ма Па да блю. При они в лес и ста со зем.» Или:

Как-то семейка в лесочек пошла

Ну и посуду с собою взяла:

Кружку и чашку, кувшинчик и блюдце

Ягодку ищут они и смеются…

В кувшинчик девчушке труднее собрать

Ей дудочку дед согласился сменять,

Но вновь он волшебную дудку забрал,

 а папа дочурке стишок подсказал.

Кувшинчик девчушка наполнила вмиг.

Капризы и лень удалось победить!

Логопед. Ну что догадались? (ответы детей). Верно, это сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Ребята, вспомните пожалуйста, кто является героями этой сказки.

Дети. Героями этой сказки являются: мама, папа, девочка Женя, ее младший братишка маленький Павлик и старик-боровик коренной лесовик.

Собери название ягоды. (игра с мячом)

Логопед. И первое задание дает нам мама Жени и Павлика. Ребята, вы любите лесные ягоды? Женина мама тоже их очень любит и предлагает нам с вами собирать из частей слова-названия ягод. Я буду называть первую часть слова и бросать мяч, а вы ловите мяч, добавляете вторую часть, которая звучит: «ника» Затем вы называете слово полностью и возвращаете мяч мне.

Слова для справок: земля(ника), чер(ника), брус(ника), костя(ника), клуб(ника).

Разложим грибы по корзинкам.

Логопед. 

Женя собрала много грибов, но она не знает их названий. Давайте мы вспомним названия этих грибов и разложим их по корзинкам. Грибы, названия которых состоят из одного слога, положим в самую маленькую корзинку. Грибы, названия которых содержат три слога, положим в корзинку побольше, а грибы, названия которых содержат пять слогов, положим в самую большую корзину.

Грибы: груздь, волнушка, лисичка, опенок, масленок, боровик, поганка, мухомор, подосиновик, подберезовик.

Физминутка «Корзинка» (Координация речи с движением)

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она                 (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела,         (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай.                 (наклониться, изобразить срывание грибов)

Корзинка довольна                                 (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась                                 (развести руки)

Что много грибочков в лесу уродилось!         
(подняться на носочки, показать руками большой                                                         круг)

Какой звук?

Логопед. Теперь с вами хочет поиграть маленький Павлик. Он рассказал, что к нему в гости приходит подружка, и они вместе сочиняют стишки. Вот послушайте один из стишков и скажите, какой звук слышится в этом двустишии чаще других. Слушайте внимательно:

                        Поля Павлу погремушку

                        Положила под подушку.

Дети. В этом двустишии чаще других встречается звук [п].

Логопед. Молодцы. А сейчас вспомните, пожалуйста, на какие две большие группы делятся все звуки речи.

Дети. Звуки делятся на гласные и согласные.

Логопед. Какие звуки мы называем гласными?

Дети. Это звуки, которые можно потянуть, пропеть, и при произношении не встречают препятствий – двери (губы, зубы не закрываются).

Логопед. Какие гласные звуки мы с вами уже изучили?

Дети. Мы изучили гласные звуки: [а], [о], [у], [и].

Логопед. А какие согласные звуки мы изучили?

Дети. Мы изучили согласный звук [т].

Логопед. Какие звуки мы называем согласными?

Дети. Согласными мы называем звуки, которые нельзя пропеть, потянуть. При произнесении которых воздух встречает преграду – закрываются двери домика – губы и зубы.

Логопед. Молодцы. А теперь посмотрите на меня внимательно, когда я произношу звук [п], у домика для язычка двери открыты или закрыты? Какие двери закрываются? (губы). Значит этот звук встречает преграду? Этот звук можно протянуть или пропеть?

Как вы думаете, звук [п] гласный или  согласный?

Логопед. А этот звук звонкий или глухой?

Дети. Звук п глухой. Потому что голосок спит, и мы его произносим тихо, шепотом.

Поймай звук.

Логопед. Давайте поймаем звук п среди других. Подготовьте свои кулачки.

Звуки: [п], [т], [ш], [п], [к], [м], [н], [п], [с], [з], [г], [п].

Логопед. А теперь поймайте звук п в слогах:

Ап, па, та, да, ат, ко, то, по, му, пу, пэ, тэ, хэ, па.

Логопед. А теперь в словах:

Пушка, суп, сыроежка, клубника, подосиновик, волнушка, малина, тапки, микроскоп, подосиновик.

Логопед. Звук [п] твердый или мягкий?

Дети. Звук [п] твердый.

Логопед. Каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?

Дети. Твердый согласный звук мы обозначаем синим цветом.

Логопед. У звука [п] есть младший братик – мягкий звук [п’]. Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (ответы детей) Давайте будем различать звуки [п] и [п’]. Возьмите в одну руку зеленый флажок, а в другую – синий. Когда вы услышите слово с твердым звуком [п], какой флажок поднимите? (ответы) А когда услышите мягкий звук [п’], какой флажок поднимите?

Слова: палатка, пальма, пирамидка, пень, парус, пианино, пила, письмо, полотенце, пирог. 

Соедини паутинки.

Логопед. Следующее задание от  старичка- боровичка

Логопед. Посмотрите, на деревьях паучки сплели паутинки. У каждого паучка на спине свой узор. Эти паучки любят слова со звуком [п]. Но каждый из них любит, чтобы этот звук стоял на своем месте. Как вы думаете, этот паучок любит, чтобы звук [п] стоял в начале, середине или конце слова? (ответы детей).

Кто мне покажет  паучка, у которого звук [п] стоит в середине слова?

А на каком дереве находится паучок, который любит, чтобы звук [п] стоял в конце слова?

Посмотрите, а под деревом лежат картинки. Возьмите по одной. Максим, назови свою картинку. (Ребенок называет).

Как ты думаешь, в этом слове есть звук [п]? А в этом слове звук [п] стоит в начале, середине или в конце слова? Какому паучку ты подаришь свою картинку?

(и так каждый ребенок).

Пальчиковая гимнастика «Орехи»

Научусь я два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Звуковой анализ слова «папа»

Логопед. А вот папа хочет, чтобы мы с вами провели звуковой анализ слова «папа».

Проходите за столы. Разделите слово «папа» на слоги. (ответы детей) Скажите, пожалуйста, какой звук стоит в начале этого слова. (Ответы детей). Произнеси слово так, чтобы было слышно какой звук стоит вторым. (и т.д.)

Затем логопед предлагает прочитать слово «папа» по звуковой схеме.

Знакомство с буквой П.

Логопед. Ребята, а звуки [п] и [п’] обозначаются буквой П(показ). Скажите пожалуйста, на что похожа буква П? (Ответы детей).

Итог занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: “Звуки [Б], [П]; [Б’], [П’] и буквы Б, П”

Материал к занятию:Демонстрационный: буквы и звуки Б, П; и [Б’], [П’]; игра “Разгадай ребусы от А до Я”. “Желтые колокольчики и желтые шляпки, вырезанные из картона”Раздаточный материал: буквы н...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте по теме: "Звуки Р и РЬ. Буква Р."...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: « Полёт в космос»

Итоговое занятие по обучению грамотев подготовительной группе № 4.Тема: Путешествие в космос.Задачи:образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имен...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...